регистрация / вход

Динамика культуры 2

ВВЕДЕНИЕ Изучение динамики культуры, тех изменений, которые происходят в ней, является важнейшей задачей культурологии, как научной дисциплины, предметом которой является культура. Понимая культуру, как содержание совместной (социальной) деятельности людей, как формируемый в процессе этой деятельности специфический "искусственный мир" - мир созданных людьми объектов (артефактов) сопоставляемый с миром природы "естественным миром" - очень важным становится узнать, как изменяется этот "искусственный мир", с помощью каких средств и методов можно описывать, объяснять и прогнозировать эти изменения.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение динамики культуры, тех изменений, которые происходят в ней, является важнейшей задачей культурологии, как научной дисциплины, предметом которой является культура. Понимая культуру, как содержание совместной (социальной) деятельности людей, как формируемый в процессе этой деятельности специфический "искусственный мир" - мир созданных людьми объектов (артефактов) сопоставляемый с миром природы "естественным миром" - очень важным становится узнать, как изменяется этот "искусственный мир", с помощью каких средств и методов можно описывать, объяснять и прогнозировать эти изменения.

Культура не является и не может являться чем-то статичным, неизменным. Культура создается людьми, а человеку, как разумному биологическому виду, свойственна активная природа отношений с окружением, активная адаптация к своему окружению - стремление и способность активно взаимодействовать с окрестным природным миром и миром культуры, изменяя, дополняя, преобразовывая их. Человек ставит перед собой разнообразные цели, связанные с имеющимися у него потребностями, представлениями, опытом, и процесс достижения человеком этих целей является процессом собственно творческим, процессом в котором формируются идеи, понятия, языки, вещи. Так же и любое человеческое сообщество в процессе своего существования формирует определенные образцы и технологии достижения значимых для этого сообщества целей, и в этом процессе организуются, координируются, объединяются усилия водящих в это сообщество людей, передаются (транслируются) накопленные знания и навыки поведения. Именно так формируется культура.

Таким образом, когда мы говорим о культурной динамике, культурной изменчивости, мы должны ответить на ряд принципиальных проблемных вопросов.

Кто осуществляет изменения в культуре?

Что изменяется в культуре?

Где, в каких культурных пространствах происходят эти изменения?

И, наконец, какие бывают изменения и каким образом они осуществляются?

Ответ на первый вопрос "Кто осуществляет изменения в культуре?" очевиден: изменения в культуре осуществляются индивидом (человеком) и группами людей. Типология таких групп очень разнообразна - ведь даже на уровне семьи и малых групп (коллег, друзей, единомышленников) возникают и распространяются культурные инновации. К таким группам относятся собственно культурно-типологические единицы - цивилизации, локальные культуры (этнического или метаэтнического характера), субкультуры (профессиональные, конфессиональные, возрастные, субкультуры малых групп и т.д.).

Второй вопрос "Что изменяется в культуре?" также достаточно уверенно разрешается: меняются создаваемые людьми культурные объекты - материальные объекты (предметы), идеациональные объекты (идеи, понятия, представления, образы, нормы, ценности), образцы и технологии поведения в различных социальных ситуациях, языки культуры.

Однако понятно, что не все культурные объекты меняются одновременно и одинаково - так научные представления, и формируемые на их основе технологии, в современном мире меняются чрезвычайно быстро, в то время как религиозные представления (хотя бы христианские) существуют достаточно устойчиво на протяжении тысячелетий. И проблема различия характера изменения различных культурных объектов выводит нас на следующий вопрос - "Где, происходят изменения?" - возможно ли выделить специфические сферы, формы культуры в которых осуществляются изменения, для того, чтобы, соотнося их между собой синхронно и диахронно, можно было выяснить характер и механизмы этих культурных изменений.

Выявление таких специфических сфер подразумевает формирование морфологической модели культуры - структуры устойчивых во времени культурных форм. Само наличие таких форм обусловлено существованием специфических сфер человеческой деятельности, направленной на реализацию потребностей, формирование и трансляцию (передачу) определенных представлений о человеке и его окружении. Сама по себе эта деятельность культурой не является, однако содержательные аспекты этой деятельности - навыки и технологии, нормы и критерии оценки и, наконец, результаты этой деятельности - культурные объекты - и составляют культуру. Так, в деятельности, направленной на реализацию социальных потребностей, формируются культурные аспекты социальной организации - экономическая, политическая, правовая культура. В деятельности, направленной на формирование представлений об окружении формируется социально значимое знание - философия, наука, религия, искусство. В деятельности, направленной на распространение и воспроизводство значимой для общества информации, возникают формы трансляции социокультурного опыта - общее образование, средства массовой информации, учреждения культуры. Наконец, спецификой строения и функционирования человеческого тела обусловлено существование физической культуры - навыков развития и поддержания возможностей человеческого тела.

Каждая из представленных областей (сфер) человеческой деятельности специфична по функциям и характеру этой деятельности (а следовательно - и по характеру динамических процессов), и в любом человеческом сообществе является элементом общественного разделения труда - т.е. объектом специализированной, профессиональной деятельности некоторого социального слоя (класса, сословия, касты, профессиональной группы) данного общества. Однако при этом существует также огромный культурный пласт, связанный с человеческой деятельностью, выходящей за рамки общественного разделения труда - повседневной реализацией индивидуальных потребностей, бытовыми представлениями, неформальной коммуникацией (общением). Этот уровень культуры, неинституциональный, синкретичный, осваиваемый и воспроизводимый нерефлексивно, на уровне повседеневных стереотипов и привычек, называется обыденным уровнем культуры, в отличие от специализированного уровня культуры, связанного с социально значимой деятельностью. Однако, при всех отличиях, на обыденном уровне культуры легко отыскать аналоги ее специализированным формам, что обусловлено функциональным сходством.

Выделение специфических уровней и форм культуры, построение ее цельной морфологической модели, как уже было сказано, позволяет нам выйти на понимание характера и механизмов культурной динамики, которые являются исследовательским приоритетом современных наук о культуре. Таким образом, курс "Морфология и динамика культуры" посвящен изучению морфологической модели культуры, т.е. формированию структуры культурного пространства в котором осуществляются изменения, и освоению базовых понятий и механизмов культурной динамики. Основными задачами курса являются:

• определение оснований для изучения динамики культуры и построения морфологической модели культуры;

• изучение морфологической модели культуры, ее структурных составляющих;

• изучение базовых форм и механизмов культурной динамики на специфических уровнях локализации: индивидуальном, первичном (семья и малые группы), социальном, этнокультурном, панкультурном (человеческое сообщество в целом).

Тема 1.

ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Понятие о культурной динамике. Культура как сфера постоянной изменчивости. Основания динамического подхода к культуре: процессы индивидуально-психического и социального характера в культуре - источники культурной динамики. Генезис и функционирование культуры как динамические процессы. Основания изучения динамики культуры: социобиологические, социокультурные, внутринаучные.

Специфика исследований проблем динамики. Важность изучения динамических процессов в современной культурологии. Основные проблемные вопросы, возникающие при изучении динамики культуры.

Типология культурных изменений. Понятие вариации. Понятие культурной новации (инновация - реновация). Специфика ревитализации как типа изменения. Структурный и функциональный характер новационной динамики.

Индивид и группа как источник изменений в культуре. Специфика индивидуальной генерации изменений в отношениях с окружением, спонтанная вариативность. Специфика группового уровня изменений, резонанс спонтанных вариаций, катализ и подавление новаций. Понятие о селекции изменений. Понятие культурной традиции.

Объекты динамических процессов. Культурные объекты их специфика и классификация.

Понятие о микродинамических и макродинамических процессах: специфика предмета исследования. Уровни локализации динамических процессов при исследовании: индивидуальный, первичный (семья и малые группы), социальный, этнокультурный, панкультурный: общее представление о специфике динамических процессов.

Типология культуры как пространство измерений. Основные культурно-типологические единицы: панкультура, цивилизации, локальные культуры, субкультуры. Историческая типология культур и культурная динамика. Выделение устойчивых культурных форм в рамках типологических единиц культуры. Понятие о морфологии культуры. Морфологические единицы культуры: специализированные формы кумуляции и трансляции культурного опыта. Морфологические единицы культуры как специфические области локализации культурной динамики. Культурные объекты и процессы в морфологических единицах культуры.

Литература:

Боголюбова Е.В. Культура и общество. Вопросы теории и истории. М., 1978.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. в 2 т. М., 1995

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию, М., 1994

Проблемы теории культуры в системе общественных наук. М., 1976.

Тема 2.

ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ

МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ

Активная природа человека в отношениях с окружением: биологические предпосылки. Способность к целеполагающей деятельности, способность к коммуникации с окружением, способность к формированию идеациональных объектов, способность к достижению конвенций (соглашений) - содержание и влияние на деятельность человека. Потребности и адаптация как базовые основания деятельности.

Социальность как свойство человека: формирование сообществ и совместное целедостижение. Понятие социализации. Функциональное разведение деятельности в пределах жизненного цикла. Категория "образ жизни": основное содержание.

Структура образа жизни:

организация материальных и социальных основ жизнеобеспечения (труд на производстве, труд в домашнем хозяйстве, приобретение и потребление товаров и услуг);

социализация (приобретение общего образования, профессиональная подготовка, общая активность, любительские занятия, физкультура и спорт);

социальная коммуникация (профессиональное взаимодействие, неформальное общение, семейные отношения, получение информации через средства массовой коммуникации, путешествия, передвижение внутри населенного пункта);

восстановление энергетических затрат (потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых). Функциональное соотношение элементов образа жизни и формирование личности. Понятие социальной роли. Понятие культурной индентификации личности.

Выделение специализированных сфер социальной (совместной) деятельности в системе общественного разделения труда. Понятие о социальном институте и институциональных формах специализированной социальной деятельности.

Культурные аспекты социальной деятельности (навыки и технологии деятельности, нормы, критерии оценки), познания окружения (разделяемые представления об окружении - знание), трансляции социокультурного опыта (содержание и механизмы социализации). Выделение специализированных форм культуры адекватных специализированным сферам деятельности.

Функциональные блоки специализированных форм культуры: культурные аспекты социальной организации, социально значимое знание, трансляция социокультурного опыта. Физическая культура как специализированная форма культуры.

Литература:

Ерасов Б.С. Социальная культурология. в 2 т. М., 1995

Ионин Л.Г. Социология культуры, М., 1995

Культурная среда и ее освоение. М., 1988

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981

Линдсей П. Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

Образ жизни в условиях социализма. М., 1984

Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976

Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975

Юшков В.А. Потребности человека. Теоретический анализ. Казань., 1995

Тема 3.

КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Общее представление о культурных аспектах социальной организации. Структурные составляющие культурных аспектов социальной организации: организационные формы, образцы поведения, нормы и механизмы нормирования, ценностно-мотивационные основания деятельности: ценности и критерии оценки, механизмы трансляции, специфические черты динамики. Специфически деятельностный характер форм социальной организации. Знание и формы его представления.

Экономическая (хозяйственная) культура. Понятие экономической деятельности, как деятельности, направленной на жизнеобеспечение. Понятия хозяйства и экономики. Понятие экономической культуры. Структурные составляющие экономической культуры. Типы экономических систем и экономических субъектов. Институциональные формы экономической культуры. Структура экономической единицы. Экономические представления. Модели экономического поведения. Ценностно-мотивационные основания экономической деятельности. Трансляция экономической культуры. Специфика динамики экономической культуры: проблемы организации собственности, производства и потребления. Связи экономической культуры с другими специализированными формами культуры.

Политическая культура. Понятие политической деятельности, как деятельности, направленной на организацию социального взаимодействия. Понятие политики. Понятие политической культуры. Структурные составляющие политической культуры. Типы политических систем и субъектов политики. Институциональные формы политической культуры. Специфика государственной власти как формы реализации политики. Политические представления (идеология). Модели политического поведения. Ценностно-мотивационные основания политической деятельности и ее оценка. Трансляция политической культуры. Специфика динамики политической культуры: проблемы власти, государства и политической борьбы. Связи политической культуры с другими специализированными формами культуры.

Правовая культура. Понятие правовой деятельности, как деятельности по нормированию социального взаимодействия. Понятие права и правовой нормы. Структура правовой нормы. Понятие правовой культуры. Структурные составляющие правовой культуры. Социальные отношения, регулируемые правом. Типы правовых систем и субъектов права. Институциональные формы правовой культуры. Специфика законодательной и судебной власти как средства социального регулирования. Правовые представления (правосознание), юриспруденция. Модели правового поведения. Ценности в системе правового взаимодействия и мораль как обыденная форма регулирования правовой культуры. Трансляция правовой культуры. Специфика динамики правовой культуры: проблемы политики и законодательной деятельности, а также механизмов поддержания правопорядка. Связь правовой культуры с другими специализированными сферами культуры.

Литература:

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

Асеев А.И. Предпринимательские проблемы собственности

и культура. М., 1991

Вебер М., Избранные произведения. М., 1990

Есипов С.Ю. Лингвистические аспекты экономики. М., 1975

Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989

Маркович Д. Социология труда. М., 1988

Основы экономической теории. М., 1995

Экономическое производство и потребление в системе культуры. М., 1994

Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского

общества. М., 1990

Бурдье П. Социология политики. М., 1993

Кейзеров Н.М., Политическая и правовая культура. М., 1983

Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М., 1997

Политика и культура: стратегия взаимодействия. М., 1993

Политология. Учебник. М., 1995

Теоретические основы культурной политики. М., 1994

Грязин И. Текст права: опыт методологического анализа

конкретной теории. Таллинн, 1983

Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура,

законность. Саратов, 1989

Мишин А.А., Бабашов Г.В. Государственное право буржуазных

и развитых стран. М., 1989

Основы теории права. М., 1997

Правоведение. Учебник. М., 1996

Сиримов А.В. Теория государства и права. Киев, 1989

Тема 4.

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ ЗНАНИЕ

Общее представление о социально значимом знании. Понятие о разделяемых и общезначимых представлениях. Функции социально значимого знания. Организация социально значимого знания: технологии получения, представления, и обоснования знания, собственно знание, механизмы трансляции знания. Проблема кумулятивности в социально значимом знании.

Религия как знание о священном и сакрализованное знание о мире. Понятие религиозного знания. Структура религиозного знания. Специфика получения религиозного знания: понятие откровения. Специфика обоснования религиозного знания: понятие веры. Специфика представления религиозного знания: священные тексты, ритуалы. Предмет и содержание теологии. Социальные институты религии. Трансляция религиозного знания и его кумулятивность. Специфика динамики религиозного знания: механизм толкования. Связь религии с другими специализированными формами культуры. Эзотерическая культура как специфическая форма религиозного знания. Специфика эзотерической культуры по отношению к религии: специфичность идеи спасения в эзотерике. Специфика динамики эзотерического знания: мистицизм.

Философия как общезначимое знание неэмпирического характера о мире. Понятие философского знания. Социальные функции философии. Структура философского знания. Специфика получения философского знания, проблемы рефлексии и интроспекции. Специфика обоснования философского знания: структура аксиоматической теории. Логика как базовый инструмент философии. Специфика представления философского знания: структура и построение философского текста. Трансляция философского знания и его кумулятивность. Специфика динамики философского знания. Связь философии с другими специализированными формами культуры.

Наука как рационально обоснованное знание о мире. Понятие научного значения. Социальные функции науки. Структура и классификация научного знания. Специфика обоснования наученого знания: понятие научного метода и типы научных методов. Специфика обоснования научного знания: эмпирическое обоснование и гипотетико - дедуктивное построение теории. Теоретическое и прикладное знание: язык науки. Трансляция научного знания и его кумулятивность. Понятие научной парадигмы. Динамики научного знания, наука и техника. Связь науки с другими специализированными формами культуры.

Художественная культура. Структура художественной культуры. Социальные функции художественной культуры. Искусство как образное знание. Понятие художественного образа и специфика получения и представления художественного знания: проблема художественного стиля. Кумулятивность образного знания. Специфика динамики художественного знания: проблема интерпретации. Связь художественной культуры с другими специализированными формами культуры.

Литература:

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

Ерасов Б.С. Социальная культурология. в 2 т. М., 1994

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995

Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989

Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965

Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993

Социология религии. М., 1992

Филимонов П.А. Психологические основы религии. М., 1996

Введение в философию. т.1, М., 1989

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989

История философии в кратком изложении. М., 1992

Кингель К. Философия как система знания. Л. 1997

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991

Рассел Б. История западной философии. в 2-х т. М., 1993

Федоренко М., Язык философии. М., 1991

Берналл Д. Наука в истории общества. М., 1956

Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971

Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1975

Лакатос И. Логика и методология научно-исследовательских программ. М., 1995

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983

Фейерабенд К.П. Избранные работы по методологии науки. М., 1985

Философия и методология науки. в 2 т. М., 1994

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974

Афанасьев Ю.Л. Категориальный статус и содержание понятия

"художественная культура"//"Этика и эстетика", Киев, 1990, вып.33

Искусство в системе культуры. Л. 1987

Киященко Н.И. Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983

Рапацкая Л.А. Художественная культура и личность: проблема социальной

активности. М., 1990

Социология искусства: современные проблемы. М., 1994

Эстетическое сознание личности. М., 1994

Яранцева Н.А. Преемственность и взаимодействие культур

в художественной жизни общества. Киев, 1990

Тема 5.

ТРАНСЛЯЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА

Общее представление о трансляции социокультурного опыта. Содержание понятия "социокультурный опыт". Социальные функции трансляции социокультурного опыта. Понятия социализации и инкультурации. Понятие массовой коммуникации. Понятие рекреации. Институциональная и организационная представленность в обществе средств трансляции социокультурного опыта. Механизмы взаимодействия с аудиторией: общая характеристика.

Средства массовой информации (СМИ) как средства трансляции актуальной информации. Структура СМИ: анализ основных компонент. Социальльные функции СМИ. Типология СМИ. Классификация информации, передаваемой СМИ. Институциональная представленности СМИ. Специфика аудитории СМИ и механизмы взаимодействия с ней. Специфика выразительных средств СМИ: социальная атрактивность, культурная атрактивность, индивидуальная атрактивность. Специфика динамики СМИ: информационные приоритеты, изменение форм взаимодействия с аудиторией. Связь СМИ с другими специализированными формами культуры.

Общее образование как институциональные формы социализации. Структура общего образования. Социальные функции общего образования: первичная и профессиональная социализация. Технологии общего образования; образование, воспитание, просветительство. Институциональная представленность общего образования: типология институтов и специфика транслируемой информации. Специфика аудитории институтов общего образования и механизм взаимодействия "учитель - ученик". Специфика динамики институтов общего образования: модели образования. Связь общего образования с другими специализированными формами культуры.

Учреждения культуры как экран демонстрации устойчивых представлений и ценностей. Социальные функции учреждений культуры: культурные, социальные, личностные. Институциональная и организационная представленность учреждений культуры: театрально-зрелищные организации, цирки, спортивно-зрелищные организации, музеи, библиотеки, парки, клубные учреждения: специфика осуществляемых функций и механизмы взаимодействия с аудиторией. Специфика рекреационных функций учреждений культуры. Специфика динамики учреждений культуры: функциональные приоритеты и изменение форм взаимодействия с аудиторией.

Литература:

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

Миронов В.И. Век образования. М., 1990

Обучение и развитие. М., 1966

Очерки истории педагогической науки в СССР. М., 1986

Современные стратегии образования. М., 1993

Филиппова Л.Д. Высшая школа в США. М., 1971

Фробель Ф. Воспитание человека. М., 1916

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971

Борев В.Ю. Коноваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986

Дридзе Т.М., Текстовая деятельность в структуре социальной

коммуникации. М., 1984

Культура и средства массовой информации: социально-экономические

проблемы. М., 1984

Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974

Фирсов Б.М., Пути развития средств массовой коммуникации:

социологические наблюдения. Л. 1977

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных

процессов. М., 1973

Библиотековедение. М., 1988

Комплексная программа эстетического воспитания музейными

средствами. М., 1989

Клубоведение: учебное пособие. М., 1980

К вопросу о построении функциональной модели клубной работы. Пермь, 1989

Тенденции развития парка. М., 1991

Учреждения культуры в современных условиях. М., 1997

Тема 6.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая (соматическая) культура как общезначимые представления о телесной представленности человека. Телесная двигательная активность (кинетика) как основание любой деятельности. Физическая активность, физическая деятельность, физическая культура: различие понятий.

Специализированная представленность физической культуры: поддержание тела в форме адекватной характеру деятельности, развитие тела. Институциональная представленность физической культуры - здравоохранение и спорт: понятия, социальные функции, формы представленности в обществе. Нормативные и ценностные представления, связанные с физической культурой. Специфика динамики физической культуры: качественные представления о телесности. Связь физической культуры с другими специализированными формами культуры.

Литература:

Александрова Е.Я. Быховская И.М., Культурологические опыты. М.,

1996 (Глава 3).

Буржуазная философская антропология ХХ века. М., 1986

Быховская И.М., Человеческая телесность в социокультурном

измерении: традиции и современность. М., 1993

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1993

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

Проблема человека в западной философии. М., 1988

Телесность человека. Междисциплинарное исследование. М., 1991

Тема 7.

ОБЫДЕННЫЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ

Эвристический смысл выделения специализированного и обыденного уровней культуры. Обыденный уровень культуры как культурные аспекты деятельности выходящей за рамки общественного разделения труда, не имеющей общезначимости. Функциональные различия элементов культуры обыденного и специализированного уровней культуры: специфика проблемных ситуаций. Структурные различия обыденного и специализированного уровней культуры: институциональность.

Специфика кумуляции и трансляции культурного опыта на обыденном уровне: освоение окружения, оперирование культурными объектами, поведение, коммуникация и трансляция, игра.

Функциональные аналоги специализированным формам культуры на обыденном уровне, их специфика. Культурные аспекты организации обыденного уровня. Домашнее хозяйство и потребление. Неформальные роли и нравы. Мораль и обычаи. Значимое знание на обыденном уровне. Мировоззрение. Навыки практической деятельности. Верования и суеверия. Обыденная эстетика и художественная деятельность. Трансляция опыта на обыденном уровне. Первичная неинституциализированная социализация. Обыденная коммуникация. Рекреация и самодеятельное творчество. Физическая культура обыденного уровня (индивидуальные навыки физического развития и личная гигиена).

Связь обыденного уровня со специализированными формами культуры. Трансляция опыта между специализированными и обыденными уровнями культуры. Социальное регулирование обыденного уровня культуры. Культурная дифференциация на обыденном уровне культуры (образцы и паттерны неформапьного поведения).

Специфика динамики обыденного уровня культуры; вариации и новации. Спонтанное конструировнаие новаций на обыденном уровне культуры. Причины косности обыденного уровня культуры.

Литература:

Американская социология: перспективы проблемы, методы. М., 1972

Вальднефельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности.

//Социологос: социология, антропология, метафизика. вып.1, М., 1991

Дубинин И.И. Гуслякова Л.Г. Динамика обыденного сознания. Минск, 1985

Ионин Л.Г. Социология повседневности. Ереван, 1986

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

Новые направления в социологической теории. М., 1978

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий