Смекни!
smekni.com

Сущность культуры и ее структура (стр. 5 из 9)

3.4.5 НАУКА

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрыв­но связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Одна­ко значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где досто­верность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, су-


- 16 -

ществует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, воору­жает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон. Но для каких целей и с каким умыслом употребяется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.

Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неодноз­начны. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как выс­шая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным сред­ством рационализации человеческого труда, может с успехом "робо­тизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограни­чивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему чело­веческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубоко­го специалиста.

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека,

приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жаж­да познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная со­циальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедея­тельности человека, то есть задача повышения эффективности, пос­тольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, мате­риалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прог­ресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и ору­дие достижения некой "окончательной цели".

Самый важный результат научного прогресса - возникновение ци­вилизации, как системы рационализированных и технициализирован­ных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технифицированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только ра­зума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в на­растающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальны-


- 17 -

ми результатами прогресса.

Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование. Наука пре­вратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки ог­ромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компонен­ты культуры, без них нет реального человека. Культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущнос­ти человека, а наука более отчуждена, она более условна. Цен­ность научного знания пропорциональна его полезности, но это по существу, технократическая характеристика. Наука расширяет прос­транство для технократических атрибутов, обогащает сознание чело­века технократическими смыслами и значениями, но это все элемен­ты цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества нау­ка действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотво­ряющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноос­феру - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. В культуре XX века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причине современная культура не является гармо­ничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рацио­нальностью и нравственностью не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого себя!"

Наукоемкость культуры возрастает и это показатель прогресса человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо это показатель человечности исторического прогресса. Только синтез того и другого дает надежду, что будет построена гуманистичес­кая цивилизация.

3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ

До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному компоненту духовной культуры - идеологии. Впервые наиболее раз­вернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие филосо­фы К. Маркс и Ф. Энгельс. В "Немецкой идеологии" и других произ-


- 18 -

ведениях они используют категорию "идеология" в соответствии с той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX веках, когда этот термин употреблялся в негативном значении, характеризуя "чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К. Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные харак­теристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное об­разование, которое формируется и функционирует в рамках над­строечных систем. Идеология определяется как функциональная ха­рактеристика общественного сознания, отражающая общественное бы­тие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы.

Следовательно, идеология представляет собой самосознание со­циального субьекта: социальных групп, национальных и иных общнос­тей, класса. Только в идеологии специфические интересы со-

циальных групп, классов и общностей находят свое осознание, обоснование и систематизированное выражение. Следует также иметь в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают идеологический характер только в рамках определенных социальных институтов и представляющих их социальных организаций: государ­ства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гу­манизм. В качестве примера идеологического напраления - можно привести метод социалистического реализма - это определенный ху­дожественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологи­ческий характер. В характеристике этого метода содержатся сформу­лированные идеологические установки на процесс художественного творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определен­ные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализ­ма выступал как догматический и потому, что трактовался как един­ственно верный, закрывающий возможности проявления всех ос­тальных творческих методов.

Таким образом, нельзя расматривать идеологию только как от­дельную составляющую культуры - это скорее всего больше своеоб­разная надстройка над самой духовной культурой, так как она про­низывает все области духовной культуры.

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и кон­тролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг,


- 19 -

стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и фор­мированием зрелой личности возникает такой нравственный регуля­тив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требова­ния к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внеш­ней целесообразности природы и общества.

Возможно мною было уделено черезмерное внимание духов­ной составляющей культуры, в ущерб материальной, как известно, согласно марксистско-ленинской философии именно бытие определяет сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не стоит забы­вать и многовековую мудрость: "Вначале было слово...". Поэтому по-моему именно духовная составляющая является основополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.