Смекни!
smekni.com

Измененные состояния сознания в культурах народов мира (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

Кафедра истории, культуры и социологии

Реферат на тему:

Измененные состояния сознания

в культурах народов мира

Выполнил:

Проверила:

Краткая рецензия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оценка работы_________ баллов

Волгоград, 2010

Содержание

· Введение…………………………………………………………..3

· Трансовые состояния……………………………………………..5

Значение шаманов и жрецов

· в Египетской культуре…………………………………8

· Вавилон (Хадели)………………………………………9

· Древняя Америка………………………………………10
· Древняя Япония………………………………………..11

· Древний Китай…………………………………………12

· Древняя Греция………………………………………...12

· Древний Рим…………………………………………...13

· Древняя Сибирь………………………………………..13

· Древняя Чукотка и Аляска……………………………13

· Африка…………………………………………………14

· Древняя Корея…………………………………………15

· Заключение………………………………………………………16

· Список используемой литературы……………………………..17

Введение

Потребность в трансовых или расширенных состояниях сознания (измененных состояниях состояния), изначально есть у каждого человека. В трансе мозг человека работает в других режимах. В трансе человек получает доступ к своим ресурсам.

Известны случаи, когда под влиянием сильных переживаний, человек совершал те действия, которые в обычном состоянии сознания для него невозможны. Например, женщина поднимает легковую машину, доставая из-под нее своего сбитого сына. Такое возможно только в трансе. Случаев, когда в состоянии транса у человека активизируются скрытые ресурсы - его сверх обычного состояния возможности на протяжении истории человечества описано множество. На протяжении многих лет эволюции люди использовали трансовые состояния для выживания, творческих прорывов, получения нового знания, философских прозрений и удовольствия.

Измененные состояния сознания — состояния человека, в которых происходит:

1) переход от нормированных культурой способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний к иным, нестандартным формам категоризации. Этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;

2) изменения эмоциональной окраски представленного в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

3) изменения процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии И. с. с. переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: "было мне видение", "слышал я голос" и т. п.

4) изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в И. с. с. на "язык" социально-нормированных форм категоризации, например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

И. с. с. возникают при воздействии на личность в обычном состоянии сознания различных факторов (например, стрессовые, аффектогенные ситуации; сенсорная депривация или длительная изоляция; интоксикация — психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.; при гипервентилляции или, напротив, длительной задержке дыхания; при создании когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации — например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в "логике И. с. с." и т. п.); в гипнозе и медитации, в случаях острых невротических и психотических заболеваний; др.

Трансовые состояния

Непосредственным примером изменённого состояния сознания является транс. В древности основными носителями трансоых знаний были жрецы и шаманы.

Древнейшие виды техник ассоциируются с шаманизмом. Основные типы вхождения в необычные состояния сознания - использование скандирования, танца, перкуссии, ударной музыки, движений, длительного поста, сенсорной депривации или перегрузки. Это очень древние техники.

Все громче удары бубна и крики шамана, все быстрее вертится он в танце... И вот наступает кульминация: шаман последний раз потрясает жезлом и падает у костра буквально бездыханным. Словно душа его покидает тело и отправляется в запредельное странствие. Через несколько минут шаман "возвращается" из потусторонних странствий, постепенно приходит в себя и вскоре рассказывает зрителям о том, что он видел и слышал в мире мертвых. Происходит это в наши дни, на Камчатке, на кочевой стоянке корякских оленеводов. Многие зрители шаманской пляски смотрят телевизор, их дети посещают школу, где изучают строение Вселенной и биологию. Тем не менее никто не смеет усомниться в том, что шаман, увешанный сухими мухоморами и клочками оленьей шкуры, действительно связывает мир живых и мир мертвых. В своей пляске он пытается открыть дверь между двумя мирами и узнать от духов, чего ждать в будущем.

В Южной Франции и Северной Испании мы обнаруживаем на пещерах наскальные рисунки животных. Некоторые из этих животных реально существовали в те времена, когда были сделаны рисунки. Но среди них явно выделяются, бесспорно, мифологические существа, никогда не жившие на нашей планете. Некоторые из фигур как бы составные: получеловеческие, полуживотные, и ученые считают, что это первые прототипы шаманов. В одной из таких пещер были обнаружены рисунки и отпечатки, образующие круг. Предполагается, что вокруг рисунков выполнялся круговой трансовый танец, характерных для доиндустриальных культур. Мы говорим о периоде 20-40 тыс. лет до нашей эры. Из сказанного выше можно сделать вывод: «если что-то, что происходило 40 тысяч лет назад, дожило до наших дней, на это стоит обратить внимание».

С давних времен шаманы устраивали мистерии, собирая для участия в них все свое племя. Шаман, входя в трансовое состояние, увлекал за собой остальных для того, чтобы воссоединиться с иными мирами, с духами умерших предков. Зачастую это проделывалось не без использования психоделических средств (галлюциногены естественного происхождения). Каждый человек имеет ресурс для вхождения в состояние, близкое к состоянию наркотического опьянения, но естественные ощущения имеют совершенно иное качество. Действительно, традиции уходят к шаманизму. Это древняя, очень эффективная техника для каждого уйти в глубь себя, узнать свое бессознательное, а также выйти в область коллективного бессознательного, объединиться с конденсированным опытом других поколений, космосом, Вселенной.

Сходные техники используются и в других целительных церемониях, обрядах, инициациях, в том, что называется обрядами перехода. Это очень мощные и значимые обряды, которые применяются, когда наступает смена биологических или социальных стадий развития человека: появление на свет, обряд обрезания, достижение полового созревания, брак, менопауза, старение, смерть. И, опять-таки, в этих обрядах используются очень мощные средства воздействия: трансовые танцы, скандирование, крайние физиологические состояния, такие, как холод, нанесение увечий. Во многих культурах также используются психоделические растения, например пейот, который используют индейцы Южной Америки, растение аяхуаска, используемое в районе Амазонки.

В античные времена существовали мистерии смерти-возрождения. Это очень интересный феномен. Если мы взглянем на культуры всех народов, то, так или иначе, обнаружим миф о герое или полубоге, прошедшем через смерть и возрождение. Можно вспомнить, например, шумерский миф о богине Нане, которая спустилась в подземный мир, дабы добыть эликсир бессмертия для своего возлюбленного, или греческий миф об Осирисе и Исиде. Осирис был расчленен на куски, и Исида его воскресила; история о Дионисе, рожденном титанами и потом воскресшем. Это очень значимые, эмоционально насыщенные легенды о смерти-возрождении.

Во всех районах, где были известны подобные мифы, существовали и существуют до сих пор обряды смерти-возрождения, в которых ищущие инициации проходили через психологическое очищение. И, опять-таки, использовались мощные методы изменения сознания, приводившие к переживанию смерти и воскрешения, в ходе которых герой проходил полное отождествление с умирающим божеством. И в христианстве смерть-возрождение - центральный сюжет, приводящий к снятию последующих прегрешений.

В античные времена чрезвычайно важную роль играли социальные мистерии. Далее кратко остановимся только на одной из форм, на элевсинских таинствах.

Элевсинские мистерии основывались на предании о похищении богини Персефоны Плутоном и ее возвращении на землю. Немногие знают, что эти мистерии проводились в местечке под названием Элевсин один раз в пять лет в течение 2 тысяч лет. Опять-таки, нужно предположить, что это должно было быть что-то очень нужное, очень значимое, чтобы сохранить этот обряд в течение такого долгого промежутка времени. Существуют очень интересные исследования под названием «Дорога Элевсин», где рассказывается, что ключевым в этом обряде был некий препарат или зелье, который предлагали выпить. Среди прошедших обряд посвящения в элевсинских мистериях есть очень знаменитые люди, такие как Платон, Аристотель и Цицерон, который также упоминает об этих мистериях. Если раз в пять лет три тысячи человек проходили через этот обряд, это не могло не повлиять на культуру Греции, и таким образом, на культуру всей Европы, потому что принято было считать, что Греция стала колыбелью европейской культуры.