регистрация / вход

Культура древней Индии 8

Введение Культура Древней Индии – одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

Введение

Культура Древней Индии – одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

В жизнь современной Индии прочно вошли традиции, обычаи прошлого. Большинство обычаев определено принадлежностью к касте. Касту в течение многих веков, прежде всего, определяла профессия. В Индии свыше двух тысяч каст, изолированных друг от друга запретами взаимных браков и общения. Современная Конституция Индии объявляет все касты равными перед законом.

Со времен Геродота сложилось представление об Индии как о «Стране чудес». Великому русскому художнику-мыслителю Николаю Рериху принадлежат замечательные слова: «Притягивает магнит индийский сердца русские… Сердце сердцу весть подает».

История возникновения Древней Индии

О заселении территории Индостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенные английскими учеными в двадцатых годах XX века в долине реки Инд – в районах Хараппы, давшей название всему культурному периоду (IV- середина II тыс. до н.э.), Мохенджо-Даро и др. Здешние находки стали подлинно историко-культурным откровением. Обнаруженные поселения городского типа, датируемые III – II тыс. до н.э., обладают элементами яркой самобытной древнейшей цивилизации.

Устройство городского поселения поражает совершенством планировки и уровнем цивилизованности: двухэтажные кирпичные дома на прямых улицах спланированы строго перпендикулярно; углы домов закруглены на перекрестках; система керамических труб под землей вдоль улиц для канализационного стока – самая совершенная городская канализационная система Древнего Востока того времени; специальное помещение для омовений в жилых домах и городская баня с бассейном и подогревом воздуха.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о расцвете Хараппской культуры в сер.III – сер. II тыс. до н.э., умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел. Среди ник каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие, ювелирные и другие изделия. Обнаружены игровые комплекты типа шахмат и шашек, изделия гончарных мастеров.

В Хараппе и Махеджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.

О религиозных воззрениях известно мало. Не удалось обнаружить храмовых помещений. Но найдены многочисленные изображения богини-матери, мужского божества – прототипа бога Шивы, связанного с культом плодородия, почитания животных и растений, широкая практика омовения, различные виды захоронений позволяют воспринимать их как значительную часть религиозного ритуала.

В первой половине II тыс. до н.э. наметился постепенный упадок Хараппской культуры, которая к середине тысячелетия исчезла. Ряд геологических исследований позволил среди причин уничтожения этой цивилизации назвать природную катастрофу – гигантское землетрясение, последующий разлив или изменение русла реки Инд. Есть и другие варианты, но бесспорным остается факт – культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

По одной из наиболее распространенных версий в середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись и постепенно расселились в восточном и южном направлениях племена Ариев, говоривших на индоевропейских языках. Будучи скотоводами, они длительное время сохраняли обряды, свойственные кочевникам. Но затем свою трудовую деятельность индоарии дополнили земледелием, наряду с посевом ячменя выращивались культуры, требующие искусственного орошения (кунжут, рис, сахарный тростник и пр.), расширялись хлопковые плантации. Индоарии этого периода – преимущественно сельские жители. Мощные городские центры отсутствовали. Их заменили укрепленные пункты, в которых во время вражеских нашествий укрывалось население, загонялся скот, хранилось имущество. Ремесло представляли плотники, ткачи, кузнецы, гончары и пр. Функции первых денег в меновой форме выполнял скот (коровы).

Определенные достижения в области производственной деятельности по времени совпали с созданием величайших памятников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях периода разложения первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают представление Веды – памятники древнеиндийской литературы конца II - начала I тыс. до н.э. Эти произведения, написанные на санскрите, содержат не только и не столько сведения о войнах, борьбе за власть, о тяжелом созидательном труде, но они, по мнению Ариев, наполнены божественным откровением. Значимость священного знания Вед, остающихся и поныне основными священными книгами индуизма, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда(сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили и религиозно-философские комментарии – Упанишады и Араньяки. Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

Весьма ценно, что ведическая литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия, медицины, анатомии, геометрии, ремесел, военной техники, астрономии и т.д. Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты», состоящая из 107 тыс.двустиший) и Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы», состоящая из 24 тыс. двустиший). Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов.

В начале I тыс. до н.э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. Увеличилась роль и авторитет жрецов-брахманов. Многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н.э. составили религиозное течение – брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность. Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственным реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым моментом брахманизма является сансара - теория перерождения(после смерти душа человека переселяется в новое существо. Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы (карма предопределена свыше, но может быть скорректирована поступками человека).

В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями, - Варны. Захватив монополию на прежде выборные общественные должность, родоплеменная знать составила две привилегированные Варны – брахманов (жрецов) и кшатриев (военная знать, цари, князья). Представители этих Варн занимали высшие посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью Варну составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая Варна – шудр – состояла из чужаков, потомков покоренных племен, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых Варн. Деление всех свободных на четыре Варны объявляется результатом божественного промысла, извечно существовавшего, и освещается религией. Это деление общества на Варны закреплялось законодательно «Законом Ману», определившим права и обязанности представителей разных Варн.

Махадхо-Маурийская эпоха

К середине I тыс. до н.э. в долине реки Ганг насчитывалось уже несколько десятков рабовладельческих государств, в том числе 16 довольно крупных. Ожесточенные войны между ними завершаются возвышением государства Магадха, в котором Маурья в 322 г. до н.э. основывает династию Маурьев (IV-II вв. до н.э.), возглавившую первую в индийской истории рабовладельческую державу. Появились новые религиозные течения, призванные стать идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. Сохранив древнее учение о перерождении душ и воздаянии за поступки, эти теории отвергали авторитет Вед, ритуалы жрецов и роскошь их образа жизни, открывали доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех Варн. Пророком одного из новых религиозных учений этого периода считают Вардхамана, именуемого Джином Махавиром. Оставив дом и семью, он пустился в странствия, ведя жизнь аскета. На тринадцатый год аскетизма он становится Джайной. Отсюда и название религии – джайнизм. Джайны создали свою церковную организацию, строили храмы и монастыри. Сторонники принимали аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны (свободы от паутины желаний, высшее состояние, цель человеческих устремлений). Джайнизм отвергал брахманистский пантеон богов, жречество и жертвоприношение, религиозное освещение системы Варн. Признавая за каждым право на спасение души через самосовершенствование, джайнизм признавал вечность души. Таким образом, джайнизм – первое движение, поставившее под сомнение ведические ценности.

Более успешную попытку в системе преодоления брахманизма варно-кастового строя осуществил буддизм, зародившийся также в VI веке до н.э. Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо - из царского рода племени Шакьев. Подвергнув осуждению брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а джайнизм – за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. От древнеиндийских религий он унаследовал анимистическое предоставление об одушевленности всего живого в природе; о карме как законе переселения душ, по которому место человека в жизни определяется его грехами и добродетелями в предыдущих существованиях. Выдающийся правитель династии маурьев провозгласил буддизм государственной религией. Им были осуществлены разорительные для государственной казны пожертвования церкви, построены многочисленные храмы и т.д.

Литературные источники и более поздние изображения свидетельствуют о довольно высоком уровне архитектуры и изобразительного искусства этого периода. Среди культовых сооружений с широким применением камня наибольшего распространения получили ступа (монолитный столб) и стамбаха (пещерный храм). Показатель высокого уровня развития литературы в Древней Индии – труды, посвященные вопросам теории литературы, тщательно разработанных грамматик санскритского языка. Однако государство Маурьев оказалось недолговечным и было раздроблено уже сыновьями Ашоки.

Кушано-Гуптский период

В первые века н.э. Маурьев сменили цари ондоскифской династии Кушанов. Политическое могущество Кушанской империи было достигнуто в период правления Канишки.

В I – III вв. н.э. получила распространение гандхарская школа искусства, сложившаяся под воздействием художественной традиций и народов Северной Индии, Средней Азии, Греко-римской культуры. Своеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Будды в виде идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека.

В долине Ганга сложилась матхурская изобразительная школа. Здесь фигуры Будды хотя и передают земной образ проповедника, но в них уже проявляются некоторые черты отрешенности. Значительное место отведено светской скульптуре – фигурам кушанских правителей и мирян. После распада Кушанской державы в IV в.н.э. произошло новое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Держава Гуптов, распространившаяся к V в. На большей части Северной Индии, стала последним рабовладельческим государством в этой части страны. Наряду с трудом рабов внутри общин, в царских поместьях, в хозяйствах рабовладельческой знати начал использоваться труд крестьян-общинников, которым сдавались земельные участки на условиях уплаты доли урожая. В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие, распространяются шелководство, искусственное орошение и пр. Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. О высоком искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлитая в начале V в. и сохранившаяся до сих пор в Дели железная колонна высотой более 7 м.

Крупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения которых использовались сложные расчеты. О богатстве и роскоши искусства Гуптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов Аджанты. Монументальная живопись покрывала стены и потолки около трех десятков пещер и отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни Будды, великолепные узоры, изображения природы, придворные и бытовые стены.

В условиях упадка рабовладельческих отношений важным элементом общественной структуры Индии становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. Касты – это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. В отличие от Варн они обладали внутренней администрацией, их связывали обязательства взаимопомощи, регламентация производственного процесса, определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т.д. И если Варны возникли в результате общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты – результат разделения труда.

Не став господствующей религией Индии, буддизм при Кушанах получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми – в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в I-II вв. н.э. новую форму буддизма. Теперь Будда из учителя окончательно превращается в божество. Создается учение об аде и рае. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. Роскошно и пышно проводятся процессии и церемонии. Жертвоприношения приносятся в виде цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр. Однако расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн буддизм начал уступать место индуизму. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах). Особо почитается индусами триада богов: Брахма (творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка), Шива (бог-разрушитель, воплощение космической энергии).

Отличительная черта древнеиндийской культуры – почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи, в том числе в период гуптов. Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-ый месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору.

В сокровищницу древнеиндийской науки весомый вклад внесли математики. Еще в период Хараппской культуры ими была сформулированная десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел и цифры. Индийцы уже в то время умели исчислять число «пи», извлекали квадратные и кубические корни, знали об общих правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, в общем были знакомы с основами тригонометрии и алгебры.

Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дистилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств и препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. Они умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. При операциях использовалось свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание.

Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствую надписи Ашоки, относящиеся к III веку до н.э. Труды Панини по созданию грамматики санскрита в условиях значительно политической, экономической, этнической и культурной разобщенности страны трудно переоценить. Именно санскрит во многом помогал общению и взаимопониманию самых различных народностей и племен. Расцвет санскритской литературы пришелся на время Гуптов. Именно в этот период на санскрите записаны в своем окончательном виде знаменитые поэмы Махабхарата и Рамаяна, а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, рассказов, басен.

Заключение

В сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и т.д. Здесь глубоко почитались знания, мировой известностью пользуются исследования и достижения и достижения древнеиндийских астрономов и математиков, химиков и врачей и др.

В Древней Индии сформулированы десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел; здесь заложены основы тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины.

В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения – Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», трактаты по различным отраслям знания.

Индия – страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники.

В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения – брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм – самая ранняя по времени одна из трех мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей.

Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало Варны, а разделение людей по профессиям – касты. Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой культуры.

Список использованной литературы

1. Маркова А.Н. «История мировой культуры»: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2000

2. Трофимова Е.А. «Культурология»: Текст лекций. – Спб: СпбГИЭА, 2000

3. Столяренко Л.Д., Николаева Л.С., Столяренко В.Е., Самыгин С.И., Чепоруха Г.А. «Культурология»: Учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.

Содержание

1. Введение

2. История возникновения Древней Индии

3. Махадхо-Маурийская эпоха

4. Кушано-Гуптский период

5. Заключение

6. Список использованной литературы

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий