Смекни!
smekni.com

Динамика культуры

Динамика культуры

Понятие «динамика культуры»

Сущность идеи «циклического» и «линейного» развития культуры,

причинная обусловленность и относительная самостоятельность процесса

динамики культуры. Самобытность и уникальность развития отдельных

культур и единство культурной истории человечества.

Культура не является застывшей структурой, она постоянно изменяется

в соответствии с развитием всего общества и общественных отношений. Из-

менения в культуре могут быть связаны с изменениями социальной структу-

ры, ценностей и норм, с влиянием на культурную сферу политических, эко-

номических и других факторов, а также с внешним влиянием других культур.

Различают линейный и циклический типы социокультурной динамики.

Линейная модель развития культуры базируется на общей идее соци-

ального прогресса. В соответствии с данным типом социокультурной дина-

мики прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность

прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития. В

рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления

(соответствующие основным типам социокультурных изменений): эволюци-

онное и революционное.

Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских

философов XVII в., которые, рассматривая историю человечества, впервые

выделили понятия «цивилизованности» в противопоставлении «варварству»,

а также в работах американского ученого Л. Моргана (1818-1881). Сущность

эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультур-

ного развития общества как поступательного движения вперед от примитив-

ных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий.

Рассматривая факторы, влияющие на процесс развития культуры, дру-

гой английский ученый, один из основателей социологии, автор эволюцион-

ной концепции развития общества, Г. Спенсер (1820-1903) выделял в качест-

ве главного фактора социокультурных изменений усложнение социальной

структуры общества, а французский исследователь Э. Дюркгейм (1858-1917)

усматривал причину изменений в разделении и специализации труда. Ф.

Теннис (1855—1936), один из основателей немецкой школы социологии, рас-

сматривал развитие общества как постепенный переход от традиционного

23

типа к современному, который предопределяется изменениями в системе со-

циальных связей и типах регулирования социальных отношений, а именно —

переходом от регулирования общественных отношений на основе обычаев и

традиций к государственному регулированию с помощью системы правовых

норм.

К эволюционной теории культуры относят и концепции индустриаль-

ного и постиндустриального общества. Американский экономист и социолог

У. Ростоу (1916) в середине 60-х гг. XX в., исходя из изменений в характере

производства и потребления, выделил в развитии общества традиционную и

индустриальную стадии. В 1973 г. выдающийся американский политолог и

социолог Д. Белл (1919) выдвинул концепцию постиндустриального общест-

ва, согласно которой человечество проходит в своем развитии три стадии —

доиндустриалъную (или аграрную), индустриальную и постиндустриальную,

каждой из которых соответствует определенный тип производства и уровень

развития технологий - сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг.

Для постиндустриальной стадии, которую называют информационной,

а также технотронной (3. Бжезинский), технологической (Ж. Элюлъ) сверх-

индустриальной или супериндустриальной (Э. Тоффлер), исходными про-

дуктами потребления становятся услуги и знания, а главными технологиями -

информационные технологии.

К эволюционному направлению в научных концепциях развития куль-

туры можно отнести и религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена

(1881-1955). Современный неоэволюционизм в изучении культуры представ-

лен работами Ю. Стюарда, Дж. Морока и др.

Революционная