Смекни!
smekni.com

Спиртные напитки у разных народов мира (стр. 1 из 7)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ»

Реферат на тему: «Спиртные напитки у разных народов мира».

Исполнила: Мамаева А. С.

ГО-27034

Екатеринбург, 2008

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Спиртные напитки у разных народов мира………………………………....4

1.1. Древняя Русь……………………………………………………………………....4

a. Мёд и вина………………………………………………………………………...4

b. Квас………………………………………………………………………………...7

c. Брага. Буза и баш буза…………………………………………………………….8

1.2. Древний Египет…………………………………………………………………...9

a. Виноградарство и виноделие в Древнем Египте………………………………..9

b. Вина, полученные не из винограда…………………………………………......10

c. Роль вина и пива в различных культах………………………………………....11

d. Закуска Египтян……………………………………………………………….....11

1.3. Древний Рим и Греция………………………………………………………......12

a. Значение астрологии в изготовлении пьянящих напитков…………………...12

b. Производство вина в древней Греции и Риме…………………………………12

c. Лечебные вина в античном мире…………………………………………….....14

d. Пьянящие напитки в рационе питания древних греков и римлян……………14

e. Вино в римских колониях……………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………….....19

Список литературы……………………………………………………………………20


Введение.

Первый спиртной напиток стал известен людям, судя по всему случайно и очень давно, когда забродившие фрукты вдруг дали сок с непривычными свойствами. После этого некоторые особенно сладкие плоды специально стали собираться в закрытые сосуды, в которых при недостатке кислорода происходили те самые процессы брожения, дававшие на выходе напиток с тонизирующими и расслабляющими свойствами одновременно.

Происхождение различных спиртных напитков связано в первую очередь с географическим положением того или иного региона, и с продуктами, которые там произрастали или добывались. Эта проблема будет раскрыта ниже.

Много разных традиций связано со спиртными напитками у всех народов мира. Их употребление было и остается частью многих ритуалов, лечебных процессов и так далее. Можно сказать, что история алкоголя и история развития человечества неразрывно связаны невидимыми нитями.

Цель данной работы: найти и рассмотреть закономерности происхождения спиртных напитков, их технологии и традиции у разных народов мира.

Задачи данной работы: указать первые напитки в Древней Руси, Древнем Египте, Древнем Риме и Греции. Описать технологии производства и употребления. Раскрыть некоторые традиции и легенды, связанные у определенных народов со спиртными напитками.


Глава 1. Спиртные напитки у разных народов мира.

Родиной вина по праву считается солнечная Древняя Греция, где этот напиток был не просто тем, что подавали на стол за обедом или на праздниках, он глубоко укоренился в культуре и мифологии. Одним из центральных персонажей греческой мифологии был бог виноделия, природы и вдохновения Дионис. В римской мифологии его прототипом является не менее известный Бахус. Греческие вина хранят еще много загадок для ученых, например, о своем составе. Доподлинно стало известно, что греческие виноделы использовали в своем производстве мед и различные травы, в том числе такое одурманивающее растение как белладонна.

История пива также очень длинная и восходит к тем временам, когда люди начали заниматься земледелием. Не секрет, что при производстве пива используются злаковые, поэтому первыми народами, которые изготовили этот пенный напиток, стали жители Древнего Египта. У некоторых историков есть даже такое мнение, хотя и весьма спорное, что пшеницу и ячмень египтяне начали выращивать в больших объемах именно для производства пива, а хлеб стал лишь побочным продуктом.

Также хроникеры древних времен отмечают, что пиво было хорошо известно в Китае, Вавилоне и Армении еще в пятом веке до нашей эры. Например, в известных нам из школьного курса древней истории законах Хаммурапи была отдельная статья о пивоварах. В то время в Вавилоне варили 19 сортов пива, и любое нарушение рецептуры или повышение цены на данный напиток каралось немедленной смертной казнью. Также и северные народы были замечены в изготовлении и употреблении пива. Это и не удивительно, ведь в Скандинавии сложно вырастить виноград, а вот злаковые растения чувствуют себя неплохо. Поэтому кубки великих завоевателей викингов после их смерти в Валгалле наполнялись именно пивом.

У славян был свой уникальный во многом спиртной напиток, который изготавливали из самого доступного в древние времена сладкого продукта – из меда. Этот напиток известен с незапамятных времен, он имеет длинную историю и тесно связан с национальными корнями славян. Изготавливается медовуха путем добавления в мед дрожжей и воды с дальнейшим брожением. Напиток обладает целебной силой, так как в его состав входят только натуральные продукты и исключительно полезный цветочный мед.

Далее я подробней рассмотрю спиртные напитки в Древней Руси, Древнем Египте, Древнем Риме и Греции.

1.1. Древняя Русь.

Мед и вина. В истории Древней Руси следует, видимо, различать две эпохи: сначала пиво приготовлялось подобно квасу — без хмеля, позднее его стали приправлять хмелем. Кроме того, в древнейшее время само слово «пиво» еще не сразу приобрело то специфическое значение, с которым оно связывается теперь. Пиво означало вообще питие, любой напиток. Это слово родственно с глаголом «пить» и восходит к индоевропейскому корню pi (санскр.— pivami, pitis, лат. bibo; алб.— pine). Первоначальное широкое значение «пиво» ясно иллюстрируется следующим местом из жития Феодосия (см. выше), которое, в связи с контекстом, приведем полностью. Готовую медовуху (после брожения) наливали в бочки, которые хранились в особых погребах, получивших название «медуши». Медуши упоминаются в древних летописях дважды: один раз в 997 г. в рассказе о белгородском киселе, для приготовления которого понадобился мед, который хранился в «княжи медуши»; в другой раз в 1175 г. в рассказе об убийстве Андрея Боголюбского. В этом сообщении говорится, что злоумышленники перед совершением убийства отсиживались в медуше, где «пиша вино». Из этого упоминания видно, что в медушах могло хранится и вино, но мед, безусловно, преобладал. Мед был необходимым напитком как на княжеских столах, так и в монастырях. Однажды князь Изяслав, любивший посещать Киево-Печерский монастырь, задержался там дольше обычного. Его застал сильный дождь, и игумен Феодосии приказал приготовить ужин для князя. Но явился ключарь и заявил, что меда нет: «Меду не имам, еже на потребу князю и сущим с ним». Случай, надо сказать, не совсем ординарный, ибо монахи всегда были людьми расчетливыми и дальновидными, им приходилось выдерживать и осады. Меды в монастырях хранились десятилетиями. Петербургский исследователь Юрий Барбарович в своей книге «Почти все о меде» подробно и занимательно описывает высокое искусство медоварения на Руси.

Традиции медоварения были не менее, а может быть, и более богаты, чем в виноделии и пивоварении, так как технология приготовления напитков из меда включала в себя как приготовление медовых вин, так медовых напитков, технологические процессы получения которых были более похожи на пивоваренные. Медоварение характеризовалось большим количеством секретов, так что тайны производства меда передавали по наследству. Медоварение требовало больших затрат труда и терпения, так как производство медовых вин было многолетним процессом. Именно поэтому профессия медовара в Табеле о рангах приравнивалась к врачам и целителям. Первый удар по производству меда был нанесен во времена правления Василия III (1440—1505), в эти годы медоварение было монополизировано государством. По времени этот акт совпал с началом винокуренного (водочного) производства на Руси. Приходится признать, что водка была, действительно, в некоторой степени навязана народу. С возникновением кабаков медоварение стало преследоваться законом, повсюду сокращаться и к середине XIX в. почти полностью прекратилось. Хотя, в 1850 г. медоварение снова было разрешено. Интересно отметить, что вытеснение меда, национального русского, и даже славянского напитка, водкой было начато при Василии III. Это, по нашему мнению, не случайно. Одновременно с процессом развития государства и, как следствие, его интеграции в международное сообщество, очень часто протекает процесс вытеснения национальных напитков иностранными. Василий III всего лишь продолжал дело своего отца, Ивана III. А именно при Иване III, кроме активных действий по объединению Московского государства, мы наблюдаем очень сильные тенденции «прорубить окно в Европу». Настоящий мед, как уже упоминалось, приготовляется из пчелиного меда или смеси меда с сахаром, все остальное — подделка. Главные материалы для приготовления меда — пчелиный мед, патока, сахар, вода, приправы и дрожжи. По способу приготовления сусла меды различаются: вареные и сырые (ставленные). Для приготовления ставленных медов пчелиный мед разводился в воде, добавлялись пряности, вносились дрожжи и ставилось на брожение. Такие меды очень часто приготовлялись с использованием плодовых и ягодных соков, и тогда они назывались фруктовыми. Но хотя они и обладали большими потребительским свойствами (были более ароматными), однако срок их хранения был очень мал, так как они легко (в силу незначительного содержания сухих веществ в сусле) подвергались инфицированию. Для приготовления бездрожжевого меда наиболее пригодным считается сусло, сваренное из чистого меда, или сусло, в которое добавили сырой (не вареный) фруктовый сок. Продолжительность брожения в этом случае намного дольше, но и содержание спирта выше, и мед лучше сохраняется. Для приготовления дрожжевого меда подходит любое сусло. При дрожжевом брожении продолжительность получения готового меда меньше, чем при бездрожжевом. Однако такой мед менее стоек при хранении. Брожение недрожжевого меда осуществляется следующим образом. Остывшее до температуры парного молока сусло вливают в бочонок, втулку его не закрывают, прикрыв лишь от пыли редким холстом, и оставляют в теплой избе для брожения. Втулкой бочонок не закрывали по нескольким причинам, одна из них - снабжение сусла кислородом воздуха, это необходимо для того, чтобы концентрация дрожжей в сусле увеличилась до необходимого значения. В случае, если приготовляется дрожжевой мед, поступают так. В охлажденное медовое сусло задают дрожжи и оставляют разбраживаться с открытой втулкой в теплой избе. Вскоре начинается процесс главного брожения. Продолжительность главного брожения зависит от температуры брожения, режимов аэрации, количества и качества задаваемых дрожжей и других условий. При всех прочих равных условиях, процесс брожения при дрожжевом способе значительно меньше (1—3 суток). По окончании главного брожения молодой мед сливают с осадка и ставят в более голодное помещение — в погреб или подполье.