регистрация / вход

Изменения структуры социально-культурной сферы на рубеже 20 - 21 веков

Министерство образования Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса

Реферат

ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ

Исполнитель:

группа 1511В,

факультет международного

туризма

специальность социально-

культурный сервис и туризм

Геронимус Е. А.

Проверил:

ст. преподаватель

Панченко Наталья Петровна

Владивосток 2007


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Развитие СКС на рубеже XX-XXI веков. 4

Глава 2. Реструктуризация СКС.. 6

Заключение. 10

Список литературы.. 11


Введение

С наступлением XXIвека происходит внедрение новых технологий, развитие электронной техники, что предопределяет увеличение свободного времени человека, а соответственно, и развитие социально-культурной сферы, то есть отраслей экономики, удовлетворяющих социально-культурные потребности человека. Поэтому, выбранная мною тема показалась мне наиболее интересной и актуальной в наступившем тысячелетии.

Цель данной работы – изучить изменения структуры социально-культурной сферы (СКС) на рубеже XX-XXIвеков.

Объектом данного исследования является структура и состав социально-культурной сферы.

Основными задачами данного исследования являются:

· провести анализ развития культуры и СКС;

· обзор существующих видов организаций социально-культурной сферы;

· по результатам развития культуры изучить изменившуюся структуру социально-культурной сферы.

Глава 1. Развитие СКС на рубеже XX-XXI веков

XXIвек – это век новых технологий, знаний и информации. Следовательно, на пороге нового века в нашей стране, да и во всем мире, происходят изменения в различных сферах жизни общества. В том числе и в социально-культурной сфере.

В нашей стране исследователи отмечают, по крайней мере, три крупных перемены в отношении государства к культуре. Так, на заре советской власти политика в этой области строилась на идеологическо-воспитательной трактовке культуры. Затем, начиная с пятидесятых годов, сформировалось новое представление о культуре, и на первый план выдвинулась задача обслуживания населения.

В 70-80-е годы политики делали акцент на самодеятельность населения. Осуществляется свободный выбор культурных услуг, создаются любительские клубные объединения, развиваются процессы самоуправления и самоорганизации при осуществлении культурно-досуговой деятельности. При этом, к середине восьмидесятых годов были сохранены и приумножены уникальные культурные ценности, создана разветвленная сеть учреждений культуры и искусства.

К началу девяностых годов в СКС наметился серьезный кризис, предпосылками которого стали негативные последствия излишней регламентации жизнедеятельности организаций социально-культурной сферы со стороны властных структур. Отчисления бюджетных средств не соответствовали реальным нуждам. Определенный идеологический диктат, низкий уровень оплаты и попытки жесткого нормирования творческого труда привели к оттоку квалифицированных кадров, сделали многие профессии экономически и социально непривлекательными для молодежи [3, 20].

Некоторые исследователи отмечают кризисное состояние культуры и искусства в нашей стране на пороге XXI века, характеризующееся резким сокращением числа учреждений культуры и искусства. Однако статистика показывает значительный рост числа музеев, театров и концертных организаций. Поэтому кризисная ситуация характеризуется иным: трансформацией культурных потребностей населения, сокращением объема предоставляемых культурных услуг и снижением их востребованности населением.

Снижение потребностей в традиционных видах искусства, утрата интереса к отечественной культуре объясняется увеличением потребности населения в продукции массовой культуры различных жанров: литературы, кино, музыки и т.д. [3, 115].

Рынок способствовал появлению новых форм социально-культурной деятельности, которые отсутствовали до начала перестройки, предложил новые виды культурных продуктов, пользующихся устойчивым спросом на западе. К тому же, некоторые виды отечественных продуктов сферы культуры и искусства просто не могли выдерживать конкуренции с продукцией массовой культуры по тем или иным причинам.

Политические и социально-экономические перемены, происшедшие в России в последнее десятилетие, выдвигают экономический аспект деятельности организаций социально-культурной сферы на передний план.

В настоящее время социальные и экономические аспекты деятельности организаций СКС находятся в состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурная значимость выполняемых функций по-прежнему оставалась главной, неизбежно оказались в более сложном финансовом положении, нежели те, в деятельности которых преобладали соображения экономической выгоды [1, 60].

Таким образом, на пороге 21 века культура как духовная основа человеческой жизни испытывала серьезный кризис. Вышеизложенные признаки кризисной ситуации в социально-культурной сфере являются причиной изменения социально-культурных потребностей человека, что предопределяет необходимость изменения структуры СКС, для удовлетворения этих потребностей.

Глава 2. Реструктуризация СКС

Социально-культурная сфера – это совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. В связи с изменением социально-культурных потребностей в обществе трансформируется состав и структура СКС.

За последние десятилетия социально-культурная сфера претерпела глубокие изменения. Сокращение госбюджетного финансирования сопровождалось передачей управления большинством учреждений СКС от государства и ведомств муниципальным образованиям, приведшей к появлению коммерческих предприятий, целью которых является извлечение прибыли [2, 67].

Компьютеризация определила глобальные изменения в СКС. Информационные услуги становятся важнейшим продуктом, необходимым для развития общества в целом и индивида в частности, а также экономических отношений в обществе. Так, в экономике СКС возникает новый предмет исследования – информационная услуга.

Изменение спроса на услуги социально-культурной сферы предопределило появление новых видов предприятий, которые предоставляют информацию – рекламных и модельных агентств, провайдеров Интернета, компьютерных клубов продюсерских центров и т.д.

Некоторые виды бизнеса многие годы существовали вне закона: игорный и арт бизнес. Сегодня они легализованы, появились различные виды игорных заведений [3, 10].

Игорный бизнес можно разделить на два основных подвида, отличающихся друг от друга, главным образом, выбранным сегментом потребителей и, как следствие того, стоимостью предоставляемых услуг: это казино и залы игровых автоматов. Несмотря на принадлежность к одному виду услуг развлекательного характера, указанные подгруппы имеют совершенно разные стратегии поведения на рынке. Если казино в своей деятельности ориентируется в основном на состоятельных, респектабельных людей, то залы игровых автоматов, напротив, наиболее приоритетным для себя целевым сегментом считают школьников и студентов.

За последние годы изменилась структура индустрии отдыха и развлечений. В таблице 1 представлены структура и количественный состав за 1998-2003 года г.Москвы.

Вид организации 1998 г. 2003 г. Темпы прироста (%)
Кинотеатры 48 72 50,0
Ночные клубы 75 125 66,7
Залы игровых автоматов Около 180 Около 450 150
Стрип-клубы 30 35 16,7
Казино 23 29 26,1
Спортивно-развлекательные центры 23 50 117,4

Таблица 1. Структура и количественный состав индустрии отдыха и развлечений (ед.) г. Москвы

Из таблицы 1 видно, что наибольшее развитие получили такие виды деятельности, как:

- игровые автоматы – прирост на 150%;

- спортивно-развлекательные центры – прирост на 117,4%.

Менее активно развиваются такие из областей сферы развлечений. Как:

- казино – прирост на 26,1%;

- стрип-клубы – прирост составил всего лишь на 16,7%.

На основании этих данных можно утверждать, что индустрия отдыха и развлечений, развивается во всех направлениях. И по некоторым из них она развивается более опережающими темпами [4, 76].

Увеличивается потребность населения в массовой культуре, то есть происходит приспособление культуры к вкусам и потребностям больших масс людей. Следовательно, получил развитие шоу-бизнес. Сегодня на российском рынке развлечений работают различные шоу-группы, отдельные исполнители, издательские дома, частные телекомпании и киностудии и т.д.

В настоящее время в социально-культурной сфере присутствуют в основном малые предприятия: издательства, рекламные и туристские агентства. Большинство этих предприятий имеет высокие показатели рентабельности, и при правильной налоговой политике они могут приносить в бюджет регионов и страны достаточно крупные средства. Тем более, что некоторые виды деятельности облагаются большими налоговыми ставками, как, например, игорный бизнес.

1990-е гг. представляют период высоких технологий в индустрии туризма: развитие транспорта, повышение его комфортабельности, развитие средств коммуникаций и информации, рост индустрии развлечений. Так, в конце XXвека туризм стал глобально интернациональным [5, 317].

Современное состояние туристского бизнеса в России характеризуется некоторыми исследователями как некачественно развитое. Но это положение меняется, создание ассоциаций туристских фирм, развитие инфраструктуры позволяет надеется на изменение ситуации в турбизнесе России.

Новые виды организаций качественно изменили традиционное представление о характере социально-культурной деятельности. СКС во всем мире рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятности, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и налоговых платежей в государственные бюджеты.

Таким образом, важной особенностью развития СКС на рубеже 20-21 веков является ее значительная реструктуризация. В ней наряду с традиционными видами учреждений культуры и искусства (театрами, музеями, библиотеками и т.п.) прочное место заняли новые высокодоходные отрасли: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видео-продукции, рекламный и модельный бизнесы, антреприза, игорный бизнес, шоу бизнес, туризм.

Заключение

Рассматривая развитие культуры на рубеже 20-21 веков, следует отметить:

· распространение новых информационных технологий, вызывающее процесс «глобализации» культуры;

· коммерциализация культуры, ее приспособление к вкусам и потребностям больших масс людей;

· снижение потребностей в традиционных видах искусства и увеличение потребностей населения в продукции массовой культуры.

Таким образом, на пороге 21 века культура испытывала серьезный кризис, что является причиной изменения социально-культурных потребностей человека. И для удовлетворения этих потребностей трансформируется состав и структура социально-культурной сферы.

В состав и структуру традиционно существующих организаций социально-культурной сферы входят: театрально-зрелищные организации (театры, цирки), культурно-просветительные учреждения (музеи, библиотеки, парки культуры и отдыха), радиодома, киностудии, издательства, и т.д.

Но на рубеже 20-21 веков, в связи с новыми явлениями в сфере культуры и досуга, появляются новые высокодоходные отрасли: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видео-продукции, рекламный и модельный бизнесы, антреприза, игорный бизнес (казино, залы игровых автоматов), шоу бизнес, туризм. Что сделало рынок культурных услуг более насыщенным и многообразным.

Список литературы

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 318 с.

2. Бутова Т. Маркетинговые технологии развития музейных услуг // Маркетинг. – 2004. - №1. – С. 67-69.

3. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. Учебное пособие / Е.Я. Морозова, Тихонова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 208 с.

4. Нагапетьянц Н., Сабетова О. Маркетинг индустрии отдыха и развлечений // Маркетинг. – 2003. -№6. – С. 74-77.

5. Соколова И.В. История туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.В. Соколова. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий

Все материалы в разделе "Культура и искусство"