Смекни!
smekni.com

Периодизация древнеримской культуры и её мировоззренческие основы (стр. 1 из 2)

Задание I.

Периодизация древнеримской культуры и её мировоззренческие основы.

С конца Iвека до н.э. римское искусство приобретает ведущее значение в античном мире. Оно становится последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества. Римская культура сложилась в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь этрусков, а также греков. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римской культуры имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и других, причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей. Вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:

1. искусство доримской Италии (царский период)

(3 тысячелетие до н. э. – 3 век до н.э.)

2. искусство Римской республики (3 – 1 вв до н.э.)

3. искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. – 5 в. н.э.)

Таким образом, культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительство и т.д.

Художественная культура Рима отличается большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития.

Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны; их первоначальная мифология, в отличие от греческой, безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес - Марсом и т.д.

Гораций справедливо отметил, что суровый и гордый Рим в борьбе за мировое господство склонил голову перед великой греческой культурой. Это не означало, что римляне не имели собственных художественных традиций, но они были более бедны по сравнению с греческими.

О прагматизме Рима в конце XIX века писал русский историк искусств П.П. Гнедич: «Если мы сравним Элладу с юным, увлекающимся поэтом, то Рим можно сравнить с меценатом с огромным вкусом, создающим свое мировое величие. Он не снисходит сам до искусства, он искусство приноравливает к себе, к своим потребностям. Полное отсутствие художественной фантазии не помешало ему применить искусство к будничным, практическим сторонам жизни. Он раздвинул мелкие, низкие храмы и дворцы Греции в колоссальные постройки, элементы античного искусства приноровил к реальным потребностям своей страны, подчинил уму и рассудку то, над чем в Элладе работало внутреннее чувство и фантазия. В Греции нет тенденции и следа. Рим – воплощенная тенденция. Но рассудочность его развивалась с таким величием, с такой полнотой, что стиль его мог быть поставлен дивным историческим типом и может служить предметом искреннего удивления для потомства».

Науки и искусства развивались в римской Италии очень поздно и исключительно под эллинским влиянием. Свои «шедевры» римляне творили в сфере гражданственности, в политике, в государственном строительстве. Они посвятили политике все – и достигли здесь полноты и совершенства.

Римлянин! Ты научись народами

Править державно,

В этом искусство твое –

Наложить условия мира,

Милость покорным являть

И смерть войною надменных,-

сказал римский поэт Публий Вергилий Марон (70 – 19 гг. до н. э.). Но чтобы научиться править другими, должно сначала повелевать собой и подчиняться собственной воле.

Одно из величайших достижений древности – римское право. В Риме были разработаны гибкие, узаконенные и цивилизованные нормы правоотношений с частными лицами и государством. В которых доминировали интересы человека. еще в Vвеке до н.э. на медных досках были записаны законы XII таблиц – свод римского права примерно с 451 – 450 гг до н.э., часть статей которых сохранилась.

Римляне не разделяли власть на законодательную, исполнительную и судебную. Источником власти была суверенная, независимая и самоуправляющая городская община – «народ квиритов». Народное собрание принимало законы, объявляло войну и заключало мир. Оно могло принять обязательное к исполнению постановление по любому государственному вопросу, оно служило последней инстанцией в судебных делах. Власть вершилась от имени «сената и народа Рима». Сенат – совет старейшин – считался собранием лучших людей общины.

Суровость, твердость духа, эмоциональная сдержанность – отличительные черты римского стиля. Ранняя душевная зрелость приветствовалась (хотя и не была обязательной – римлянин считался «юношей» до 35 лет).

Ratio - разум, рассудок – безоговорочно превалировал над страстями. Их разумное обуздание было одним из главных требований человека к себе и общества – к нему. Римлянин не умел разделять свободу и славу и хотел жить только для них. Наконец, в его представлении все добродетели в конечном итоге могли быть сведены к одной, а именно, по выражению философа К.А. Свасьяна, «ежемгновенной готовности к смерти во имя respublica».

Величие Рима поддерживалось силой оружия, а на нем ни одно власть не может быть длительное время достаточно прочной. Эта особенность нашла свое отражение в культуре.

В искусстве в период поздней республики и ранней империи Августа (конец Iв. до н.э. – начало Iв. н.э.), то есть в зените мощи и славы, было больше внешнего эффекта, чем подлинного величия. Появлялись героизированные статуи римских высших должностных чинов, включая императоров. Так, скульптура Августа Октавиана изображала его в виде республиканского полководца, театрально протягивающего руку к войскам. Хотя на деле Август только сохранял видимость и название республиканских форм правления, являясь, по сути дела, живым богом, в честь которого строились храмы и приносились жертвы. Также лживы и нарочиты портреты ничтожного императора Комода в виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах, или Нервы в облике Юпитера.

В период становления империи (вторая половина Iв. до н.э.) первый римский цезарь Август обращал особое внимание на формирование общественного мнения, укреплявшего его власть. В этих целях он стремился привлечь на свою сторону известных в Риме писателей – Вергилия, Горация и других, объединенных в так называемый «кружок Мецената», который видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики. Поэтому их похвалы в адрес Августа и его политических мероприятий скорее характеризует это время как эпоху свертывания республиканских идеалов. Самая значительная фигура эпохи становления империи – Вергилий. В поэме «Георгики» он воспевает труд как основу всеобщей гармонии, а в «Энеиде» прославляет историческую миссию Рима, справедливая власть которого умиротворяла весь мир.

I – IIIвв н.э. – период расцвета и кризиса империи, когда римская культура развивалась параллельно с греческой, соперничая с ней, распространяя свое влияние в провинциях.

Рассматривая мировоззренческие основы древнеримской культуры, нельзя забывать, что в одной из отдаленных провинций империи – в Палестине – в Iв. н.э. возникла одна из трех мировых религий – христианство.

Христианство дало возможность сплотить разноплеменные массы людей общей идеей равенства, хотя и понимаемого абстрактно. Разбросанные по всей империи раннехристианские общины ощущали свое единство как члены единой церкви.

Гонения на христиан сменились попытками римских властей опереться на христианскую церковь, что привело впоследствии к возникновению прочного союза империи с христианством. Миланским эдиктом 313 года был положен конец гонениям, и христианство обрело статус государственной религии.

Культура Древнего Рима продолжила античные традиции Греции. Она отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.

Задание II.

В каких областях наук проявили себя римляне?

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I– IIвеках географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона, Птоломея. «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший. Больших успехов добилась медицина: врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма.

Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит и Тит Ливий. Крупный римский историк Тацит – автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла – юриспруденция – наука о праве. Уже с IIIвека до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста. Во IIвеке до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а Iвеке до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая в судебных процессах.