Смекни!
smekni.com

Материальная культура Казахов (стр. 1 из 6)

Материальная культура Казахов

Жилище и поселение

Жилище и поселения Основным видом жилища казахов в XVIII — начале XIX в. была юрта (кигз уй), хорошо при­способленная к условиям кочевой жизни. Надо сказать, что и в наше время юрта, утратив прежнее значение единственного вида казахского жилища, сохраняется в большей части Казахстана в качестве подсобного жилого помещения - на пастбищах, полевых станах и в домашнем быту. [8, с. 400]

По устройству казахская юрта очень близка к юртам киргизов, кара­калпаков и других народов Средней Азии и отличается только некоторыми деталями. Она состоит из деревянного остова и войлочного покрова. Осно­вой ее стен служит решетка (кереге) из тальника. Из перекрещенных пла­нок, скрепленных сыромятнымп ремешками из верблюжьей кожи (кек), делают звенья решетки (канат), свободно раздвигающиеся и складываю­щиеся. Число этих звеньев определяет размеры юрты: большая имеет пх до восьми-десяти, маленькая состоит из четырех-пяти. Между двумя пз них привязывают дверную раму с двустворчатой деревянной дверью (есик). На юге Казахстана деревянные двери нередко отсутствовали, и обитатели юрты довольствовались только навесной дверью из войлока.

Купольную часть юрты образуют обод, связанный из двух гнутых березовых стволов (шанырак), и жерди (уьк), сделанные из тала и выгну­тые в нижней части, чем и придается кровле форма купола. Жерди вставляют вверху в отверстия обода, а внизу привязывают к верхнпм развил­кам ; деревянной решетки. Обод скрепляют несколькими (2-6) парами перекрестных дужек (кулдиреуиш), обращенных выгибом кверху.

Части деревянного остова, звенья решетки, дверная рама и жерди связываются узкими тканными пз шерсти лентами (бау) и веревками (ар­кан), которые изготовляют женщины почти в каждой семье. Широкая, обычно узорная, тканая полоса (баскур) стягивает снаружи решетку там, где к ней прикрепляются жерди купола. Узкие тесьмы (тангыш) напере­крест охватывают купол юрты. [8, с. 401]

Войлочный покров юрты состоит из четырех частей. Три-четыре ква­дратных куска войлока (туырлык) закрывают решетку и нижнюю часть купола; между решеткой и войлоками ставят циновки из чия. Два войло­ка, трапециевидной формы (узик) покрывают купол. Длинный прямо­угольный кусок войлока (тундик) накидывается на обод; его привязывают за три угла, а четвертый оставляют свободным, чтобы можно было открывать верхнее отверстие, через которое проникают в юрту свет и воздух и выходит дым от очага.Четвертую часть войлочного покрова сеетав-ляет навесная дверь - прямоугольный, сшитый вдвое кусок войлока, укрепленный на чпевой циновке. Юрту снаружи опоясывают толстым арканом иди тканой полосой (белдеу). [8, с. 401]

Юрты в разных частях Казахстана имеют некоторые различия, глав­ным образом в форме купола, устройстве обода и украшении. Так, на юге, на прежней территории расселения Старшего жуза, юрта имеет высокий купол с небольшим ободом и менее изогнутыми жердями. В северном, степном Казахстане преобладает юрта с более плоским куполом и боль­шим ободом.

В течение веков кочевой жизни казахи выработали строгое распреде­ление ограниченной жилой площади юрты, на которой надо было размес­тить все необходимое для домашнего обихода так, чтобы нужные вещи были всегда под рукой.

Посередине юрты отводилось место для очага (от басы). Весь пол, за исключением места для очага и небольшой площадки возле дверей, за­стилали войлоками. Против двери за очагом около стен находился жук -сложенные один на другой сундуки, войлочные чехлы и тюки (тен) с до­машними вещами, запасные войлоки. Все это укладывалось на специаль­ной деревянной подставке (жукаяк). Место перед жюком (тер) считалось самым почетным в юрте. Его покрывали поверх простого войлока орна­ментированными войлоками, коврами, меховыми или войлочными под­стилками для сидения. Часть юрты, вправо от входа, считалась женской половиной. Ближе к входу держали хозяйственные припасы и посуду. кожаный мешок для кумыса (саба), шкафчик (кебеже) для самых ценных продуктов (колбасы, сахара, чая и пр.). Обычно эту часть отделяли шир­мой из чия. Далее находилось место хозяина и хозяйки дома. Здесь на ночь устраивалась постель из войлоков, одеял и подушек, которую днем убирали на жюк, нередко тут стояла деревянная кровать (тес агаш), которая к концу XIX - началу XX в. получила уже довольно большое распространение; раньше большей частью обходились деревянными под­головниками (жастык агаш). Кровать зачастую завешивали пологом (шымылдык). [8, с. 402]

Налево от входа было место младших членов семьи. У небогатых хо­зяев нередко в этой части юрты помещался и женатый сын. Слева от двери вешали сбрую, клали седло, охотники помещали здесь беркута или сокола на невысокой подставке или даже любимую охотничью собаку. В холода сюда заводили больных или слабых животных.

Имущественное расслоение казахов находило яркое отражение в жи-лшце. Юрты богачей резко выделялись среди юрт рядовых сородичей и бедняков своими размерами, качеством остова и войлочного покрова, убранством и украшением. Юрта бая состояла из воеьми-деояти звеньев, а нередко он имел две али три юрты, да еще запасные для гостей. Покров состоял из плотных, хорошо свалянных белых войлоков. Все крепления юрты представляли собой тканые полосы с красивым орнаментом, решет­ки были обнесены узорными чиями, деревянная утварь украшена резьбой и росписью. Огромный жюк из сундуков и тюков, доходящий до кровли, орнаментированные войлоки, ковры, постеленные на полу, узорные рез­ине сундучки, кровати, подставки - все это было характерно для юрт степной знати. К тому же у богачей нередко жилая юрта была освобожде­на от хозяйственных вещей, так как все домашние работы производились в специальной юрте. Беднее и проще было убранство юрт рядовых кочев­ников. Довольно большие по размерам (пять-восемь звеньев), они имели в качестве обстановки лишь необходимый набор постельных принадлеж­ностей, войлоков, одежды, посуды. Юрты бедняков вообще мало походили на человеческое жилье. Маленькие, в четыре-пять звеньев, крытые рваными войлоками, единственным «украшением» которых были разно­цветные заплаты, они и внутри имели одну-две ветхих кошмы для сидения и иостелп, чугунный котел, две-три пиалы, да сундук с самыми ограни­ченными припасами. [8, с. 402]

При перекочевках юрту разбирали на составные части; раньше ее перевозили вьюком, на верблюдах, реже на быках, а с середины XIX в. в северных областях Казахстана распространилась перевозка юрты в всего имущества на телегах. Вся работа по разборке юрты, погрузке ее и всей утвари была женским делом, так же как и установка юрты на новом месте; только тяжелый обод поднимал мужчина. На сборку юрты уходил один час, столько же времени тратилось и на ее разборку. Обычно юрту ставили несколько женщин.

Помимо юрты, казахам были известны и другие переносные жилища, более примитивные, но обычно состоявшие из частей юрты. Они исполь­зовались на кратких стоянках во время перекочевок, а в XIX в. стали обычным летним жилищем бедноты, особенно пастухов байских стад.

Наиболее простым из них был шалаш (курке), составленный из двух звеньев решетки и покрытый одним-двумя войлоками. Другой вид жили­ща (жаппа кос) состоял только из жердей, несущих вверху обод. т. е. ку­пола, также накрытого одним пли двумя войлоками. Более сложной была маленькая юрта из трех-четырех звеньев, с кровлей в виде конуса из жер­дей, связанных вверху (без обода). Обычно ее называли жолым уй (дорож­ный дом), она была известна русским под названием «джуламейка».

До начала XIX в. юрта была не только летним, но и зимним жилищем большинства казахов. На время холодов юрту ставили около естествен-ных укрытий от ветра и буранов, покрывали двойным слоем войлоков, обкладывали снегом, снопами камыша, иногда даже обносили полукруг­лой каменной стеной. Вокруг юрты устраивали загоны для скота, склады­вали рядом заготовленное сено, кучи кизяка. В юрте круглые сутки горел костер, но, несмотря на это, в морозные дни обитатели ее не снимали теп­лых овчинных тулупов или ватных халатов. [8, с. 403]

Первые известия об оседлых жилищах у казахов относятся к концу XVIII в. В XIX в., особенно в его второй половине, под влиянием изме­нений в хозяйстве начался процесс частичного, а местами и полного осе­дания, что сопровождалось массовым строительством постоянных жилищ на зимовьях. Так, в 1860-х годах уже две трети всех букеевских казахов имели постоянные постройки на зимовьях, а к 80—90-м годам только на юге Семиреченской и Сыр-Дарьинской областей, да на п-ве Мангыш­лаке еще значительная часть казахов зимовала в юртах, в осталь­ных же районах Казахстана все казахи строили себе прочные зимние жилища.

Разнообразие природных условий Казахстана вызвало различия в
строительной технике, отоплении и планировке возникавшего оседлого
жилища. Сильно сказалось и влияние оседлых соседей (русских, а на юге
также узбеков и уйгуров).

Для всех северных и центральных областей (Семипала­тинской, Тургайской, Акмолинской) была характерна тесная связь жилища с помеще­ниями для скота. Зимнее стойбище казаха представляло собой единый комплекс построек: жилых комнат, хозяйственных помещений, складов а хлевов, связанных общей крышей и одним входом. Вход в жилое поме­щение был со двора. На всей территории Южного Казахстана связь жи­лых построек с хозяйственными была более слабой и количество крытых помещений для скота значительно меньше. Это объясняется более мягкой зимой на юге, тогда как в условиях степного Северного Казахстана тесная связь жилых помещений со скотным двором позволяла обслуживать скот в сильные бураны и морозы. [8, с. 403]

Первоначальной формой оседлого жилища в значительной части Севе­ро-Восточного Казахстана было оригинальное юртообразное сооружение шошала, или тошала, хорошо известное у народов Западной Сибири. Оно имело цилиндрическую форму и коническую кровлю. Стены складывали из дерна, плетня, дерева, камыша, т. е. из доступного строительного ма­териала. Наверху делали круглое или квадратное дымовое отверстие в де­ревянной раме, которую изнутри поддерживали три-четыре столба. От рамы к стенам шли наискось жерди, кровлю засыпали землей илиобклады­вали дерном. Жилище такой же формы из глины или сырцового кирпича было известно казахам Южного Казахстана.