Смекни!
smekni.com

Культура и религия. Свадебные обряды и обычаи на Руси (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

Волгодонский институт сервиса (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

(ВИС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

Факультет экономический

Кафедра Э и У

Направление бакалавриат 080100 «Экономика»

К о н т р о л ь н а я р а б о т а

Тема (вариант) Культура и религия.

Свадебные обряды и обычаи на Руси.

По дисциплине Культурология

Разработал: Н.В. Костенко

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

группа 611

Руководитель: Г.В. Зеленова

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

ВОЛГОДОНСК 2011 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………....3

Религия........................................................................................................................4

Мировосприятие и религиозные верования...................................................................6

Культура и религия.......................................................................................................8

Заключение..................................................................................................................9

Введение....................................................................................................................10

Свадебные обряды на Руси.........................................................................................11

Знакомство................................................................................................................12

Сватовство.................................................................................................................13

Смотрины...................................................................................................................13

Сговор........................................................................................................................14

Свадьба......................................................................................................................15

Венчание....................................................................................................................15

Заключение................................................................................................................17

Список литературы.....................................................................................................18

ВВЕДЕНИЕ.

Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности.

Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения.

Долгое время считалось, что религия — плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым, а, следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире. Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания.

Религия

Религия (от лат. religio-набожность, святыня, предмет культа, religare-связывать), мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Религия — форма культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания.

Все религии подразделяются на политеистические (многобожие) или монотеистические (единобожие). Их также можно группировать на архаичные религии и мировые религии. если соединить обе классификации, то получится следующее:

· архаичные политеистические религии (тотемизм, фетишизм и т.д.)

· мировые монотеистические религии (христианство, ислам, буддизм)

Архаичные религии более древние. Они основаны на верованиях и мифах, которые составляют основу мифологии. Мировые религии более молодые. Их основой выступает религиозная вера.Такова самая простая группировка религии, некоторые ее виды не умещаются в сводную классификацию, в частности конфуцианство и иудаизм не являются мировыми религиями, но они относятся к ряду монотеистических. В более сложных классификациях религии подразделяются на:

· племенные, национально-государственные и мировые;

· примитивные, архаические, исторические, раннесовременные.

В отличие от мифа, в монотеистической религии обожествляется не внешняя природа, а внутренняя духовная сущность человека, происхождение которой ведется от единого бога. В монотеистической религии бог воплощает в себя высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Религия основана на вере и выражается в мировоззрении, культе (поклонении божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.). В истории культуры религия неразрывно связана с нравственностью: вера вдохновляет человека на служение добру. Уже на заре цивилизации религия помогла развитию философии, логики, математики, алхимии и астрономии. Особенно важен вклад в развитие цивилизации мировых религий: иудаизма, христианства, буддизма, ислама и конфуцианства.

Понятие религии неразрывно связано с феноменом культуры. И этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. «Культура- писал Н.Бердяев- родилась из культа». Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она м в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. П. Сорокин считал средневековую христианскую религию образцом в духовном развитии человека. При этом широкое распространение имеет точка зрения о положительном феномене культурной монополии Церкви в средние века. Но тут, как и везде, монополия губит дело. Распространение христианства сопровождалось глубоким упадком светской образованности, утратой достижений философской мысли и научного познания, массовым уничтожением художественных шедевров античности. Восстановление культуры началось только в эпоху Возрождения. Следует отметить и то обстоятельство, что разжигание антагонизма между религией и наукой, верующими и неверующими как со стороны церковных фанатиков-фундаменталистов, так и со стороны «воинствующих атеистов» столь же безнравственно и свидетельствует об отсутствии культуры, сколь и разжигание межличностной , межсословной, а тем более классовой и расовой ненависти. Не случайно периоды религиозной и атеистической нетерпимости совпадает с наиболее мрачными страницами истории человечества, как это показывают инквизиционные трибуналы средневековья и безбожные революционные катаклизмы, жертвой которых становится культура.

Мировосприятие и религиозные верования

Для того чтобы понять ту или иную культуру, необходимо выявить ее мировоззренческие, идеологические основания. События далекой древности трудно постичь, осмыслить, соотнести, если хотя бы приблизительно не представить себе, как мыслил и чувствовал человек того времени, что он думал о мире и о себе самом. Дошедшие до нас памятники свидетельствуют о том, что мировосприятие человека в древнем обществе определяли миф и религия. Миф играл исключительно важную роль в восприятии и объяснении окружающей действительности, а также в сохранении и трансляции культуры.

Коллективный опыт предков, выраженный в форме мифов, формировал мировоззрение и социальную психологию людей. Мифологическая картина мира характеризовалась определенными чертами:

· синкретизмом, нераздельностью человека и природы. Человек ещё не отделял себя от окружающей природы и собственной телесности, поэтому для ранних мифологических сюжетов характерен синкретичный образ- человеко-животно-растительный;

· авторитарностью- миф передавался слово в слово из поколения в поколение и диктовал, как должны вести себя люди в разных жизненных ситуациях, четко определял, что хорошо, а что плохо. Поскольку человек был прочно связан со своей социальной группой и всецело подчинен ей, то близкие и понятные ему общинно- родственные отношения он переносил на весь окружающий мир, который ему представлялся в виде универсальной родовой общины. Так возникли мифологические образы богов- покровителей природных стихий, земледелия, ремесел и т.п. Мифологические сказания и образы служили средством передачи социального опыта, традиций, навыков, обслуживания ритуалов;

· тесной связью мифа, культа и ритуала, поскольку за всяким явлением мира древнему человеку виделось разумное движущее им существо (божество), которое можно умилостивить в свою пользу.

Отправление культов, соблюдение ритуалов воспринималось в древнем обществе как естественная необходимость, поскольку стабильность мира определялась правилом: делать так, как делали боги или предки при создании мира. Поэтому попытки воздействовать на олицетворение силы и закономерности природы эмоциональными, ритмическими словами, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями воспринимались столь же необходимыми, как и любой другой полезный труд. Именно здесь следует искать объяснение, почему профессиональные исполнители религиозных обрядов играли в эпоху развития человечества такую огромную роль, почему жрецы занимали верхние ступени в восточной общественной иерархии, почему им доставалась значительная часть впервые созданного прибавочного продукта. Именно жрецы наблюдали за небесными светилами, предсказывали разливы рек и определяли время начала сельскохозяйственных работ. Таким образом, мифологическое восприятие человека в древнем обществе тесно связано с его хозяйственным укладом жизни, социальными, а в дальнейшем и политическими отношениями, в особенности со становлением государственности.