Смекни!
smekni.com

Традиционные народные промыслы и ремесла чеченского народа (стр. 2 из 3)

С появлением металла чеченское оружие прославилось саблями, шашками, кинжалами. Изготовлявшие их мастера были известны далеко за пределами Чечни. «Яростнее медведя оружие», «Как волк оружие», - говорили в народе не случайно: в закалке клинка использовали волчий и медвежий жир. Технология закалки передавалась от отца к сыну и держалась мастерами в тайне. Один из секретов дошел до наших дней: раскаленную пластину, привязанную к длинному шнуру из ремней, бросали в пропасть и быстро поднимали. Считалось, что скорость соприкосновения раскаленного металла с воздухом влияла на качество стали. На изготовление сабли мастер вместе с подмастерьем затрачивал более месяца, на кинжал – около двух недель.

«Нет более надежного помощника, чем клинок», - гласит народная мудрость. Кинжал использовался не только в бою, но и в труде, охоте, танцах. До Кавказской войны оружейники не сильно заостряли конец кинжала. Заколовший врага кинжалом считался плохим бойцом, не умеющим владеть оружием.Сколь виртуозны были мастера при производстве орудия удара, столь изобретательны были и в средствах защиты. Например, «кхалкхан» - металлическая рогуля - специфически чеченское орудие защиты. Рогуля имела длину около полуметра и утолщенную ручку с деревянной рукояткой. Горцы прятали ее под верхней одеждой, в бою же молниеносно подставляли под сабельный удар. Попавшая в рогулю сабля чаще всего ломалась. Второе предназначение рогули – подставка для кремневого ружья.

Оружие горца было его гордостью, оно всегда блестело, бережно хранилось. Им украшали стены жилища, развешивая на коврах. Даже бедняки старались иметь качественное оружие.

КНИГА ОБ ИСТОРИИ И ЭСТЕТИКЕЧЕЧЕНСКОГО ОРУЖИЯ

Для тех, кто серьезно интересуется историей чеченского оружия, мы предлагаем отрывки из книги Исы Асхабова «Чеченское оружие». Это – уникальная книга: исследование, альбом и справочник одновременно. Автор изучал чеченское оружие и собирал сведения о нем практически всю жизнь. Книга охватывает историю горского оружия с глубокой древности до наших дней. Фотографии, рисунки-схемы, свидетельства историков, литературные ассоциации, репродукции живописи способствуют более глубокому раскрытию темы. Текст в книге дается на русском и на английском языке.

ШАШКИ. Слово «шашка» происходит от черкесского сашхо – длинный нож. Клинок шашки должен был быть легким как перышко, упругим как лоза и острым как бритва. Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки «гурда», «калдам» и «терс-маймал» (иначе – «волчок»). Имея высокое качество, они стоили очень дорого, составляли предмет гордости не только горцев и казаков, но и офицеров царской армии, служивших на Кавказе. Имена владельцев таких клинков были известны и вызывали зависть, и нередко такие шашки добывались в жестоких боях «когда над телом убитого завязывались отчаянные схватки, и смерть одного влекла за собой гибель десятка других прежде, чем удавалось завладеть оружием», свидетельствует историк В.Потт.

Шашка «терс-маймал» - «волчок» помимо всех прочих достоинств обладала еще и особой гибкостью: ее можно было свернуть и уложить в сито для просеивания муки диаметром 40-50 см. Существовала поговорка: «Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли его разбудить?» Вынуть из сита такую шашку решался не всякий.

КИНЖАЛЫ. «Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды…» - эпиграфом из Пушкина открывается эта глава книги.

Кинжал – древнее оружие чеченцев. Подтверждением тому служат многочисленные археологически находки на территории республики. Кинжалы подразделялись на два вида: вороненые и зеркальные. До 19 века чеченские кинжалы отличались большими размерами: шириной до 9 см., длиной до 60 см. Впоследствии они видоизменились: стали более легкими и изящными. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий или под влиянием моды. Но высокое качество клинка сохранялось всегда. Чеченские оружейники делали кинжалы, которые могли перерубить кузнечные клещи. «…Лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которая легко распиливает самую крепкую сталь», - описывал один из кинжалов исследователь в 19 веке. Необычно выглядели клинки мастера Талхига, жившего во второй половине 19 века. Он использовал английские иглы для швейных машинок, которые в готовом изделии четко просматривались, словно их не ковали, а покрыли лаком.

Кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость приравнивалась к стоимости дома, скакуна. Крупными центрами по производству клинков были аулы Большие и Малые Атаги.

ОФОРМЛЕНИЕ КИНЖАЛОВ И ШАШЕК. Изначально оружие горца не отличалось изяществом оформления. Красоту клинку придавали, натирая его до блеска хлопьями от каленого железа, собранными с наковальни. Рукоятки делали из дерева, рога тура или буйвола. Им придавали черный цвет, долговременным втиранием разведенного на масле порошка древесного угля.

Со второй половины 19 века на рукоятки стали чащеиспользовать и дорогие материалы, такие как слоновая и моржовая кость. Серебром и золотом украшали также ножны. Существовало правило: за кинжал с серебряными ножнами и рукоятью нужно было платить налог в пользу бедных; за кинжал со скромными серебряными украшениями налог не взимался.

Некоторые шашки украшали орнаментом на клинке – обычно длиной 10-15 см. от рукояти, реже на всю длину клинка. По желанию заказчика мастера-оформители могли нанести методом травления имя оружейника, узор, дарственную надпись или изречение из Корана.

БУЛАТ. «…Отделкой золотой блистает мой кинжал, Клинок надежный, без порока. Булат его хранит таинственный закал – Наследье бранного Востока…», писал в стихотворении «Поэт» М.Ю. Лермонтов.

По чеченской легенде, однажды оружейник выковал такую шашку, которая при пробе отрубила выступ наковальни, а на клинке не осталось и зазубрины. Тогда мастер, осознав, каким страшным оружием может стать такая шашка в руках врага, уничтожил ее и поклялся больше не делать таких клинков.

Кузнец-оружейник – весьма уважаемая у чеченцев профессия. Традиционно это семейное ремесло, секреты которого – в первую очередь методы обработки и закалки металла - передавались от отца к сыну. Качественную сталь для клинков чеченцы называли булатом.Существовали многочисленные названия булатов. Характерно, что многие из них стали мужскими именами: «барсу подобный булат» - Цокбулат; «красивый булат» - Хазбулат; «недремлющий булат» - Самбулат; «булат для боевого топора» - Джамбулат; «черный булат» - Арбулат; «видный булат» - Товбулат; « особый булат» - Бейбулат.

ВОИНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ. Черкеска из черного,коричневого или белого сукна с серебряными газырями; талия опоясана дорогим наборным поясом, на поясе кинжал в золотой или серебряной оправе; за спиной кремневый пистолет и ружье, инкрустированные драгоценным металлом; слева на поясе шашка или сабля в прекрасных ножнах; на ногах мягкие горские сапоги; башлык, шитый золотом, охватывает плечи; бурка, приторочена к седлу; конь, в нетерпении перебирающий на месте ногами – таков поэтический образ горца-воина, сложившийся в 18-19 веках.К традиционному военному искусству и к военномукостюму чеченских мальчиков приучают с детства.

Газыри имели практическое значение и придавали красоту черкеске. По семь и более штук располагалось на черкеске по обе стороны груди. В них содержалась точная мера заряда пороха или хранились пули. Газыри вставлялись в кармашки. Ими одинаково удобно было пользоваться и стоя, и лежа на земле. Навершия, выступающие из карманчиков, были из металла, кости, серебра. Украшения газырей обычно гармонировали с отделкойоружия. Снаряжением для огнестрельного оружия являлись пороховницы и натруски. Натруска имела сверху устройство для отсыпки пороха. В пороховнице было верхнее отверстие, которое закрывалось крышкой. Эти приспособления, дошедшие до наших дней, выполнены из различных материалов и необычайно разнообразны по форме и декору.

Практическое назначение и красивую форму сочетали и детали мужского пояса. Так, свисающие по бокам кожаные ленты (мот) служили прежде для привязывания коробочек с кремнями, пыжами, смазочным жиром. Впоследствии они стали украшением пояса.

В 19 веке русские военные оценили красоту и удобство горского военного снаряжения и переняли его.В черкесках щеголяла знать и на балах и приемах при дворе. Личным конвоем царя Николая Второго были горцы в традиционной одежде и воинском снаряжении.

О КНИГЕ «ЧЕЧЕНСКОЕ ОРУЖИЕ»

Представляя книгу читателям, депутат Государственной думы России, заместитель председателя Комитета по культуре и туризму Г. Омаровподчеркивает: ""...издание книги "Чеченской оружие" мы рассматриваем как символ единства истории и культуры братских народов Кавказа, как призыв к миру, согласию и добрососедству"".

"... До появления этой работы наука располагала довольно скудными сведениями о развитии оружейного ремесла у чеченцев. Архивные материалы почти не содержат сведений о мастерах-оружейниках, и до последнего времени по этому региону были лишь литературные источники,- пишет в предисловии к книге кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян.

До сих пор целая область ремесла и искусства оставалась неисследованной, более того, почти утраченной, не оставив о себе памяти. И вот нашелся человек, который в такие трудные для чеченского народа 1990-е годы взялся за ликвидацию этого пробела. В тяжелое время между войнами он обходил одно селение за другим, собирая сведения о работавших там когда-то мастерах. До появления исследования И. Асхабова были известны лишь 14 имен мастеров-оружейников. Он выявил еще 148 имен...

Трудно переоценить значение этой работы. Имена мастеров в сопоставлении с подписями и клеймами позволят выявить изделия этих мастеров, хранящиеся пока как анонимные экспонаты в наших музеях,- завершает свое предисловие к книге «Чеченское оружие» ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян.- Уже на первых этапах знакомства с работой автора удалось выявить в фондах нашего музея чеченский кинжал работы мастера Махмада из аула Джугурта.Книга И. Асхабова станет вкладом как в изучение истории чеченского народа, так и в оружиеведение".