Луксор

Сокровища национальных культур еред восходом солнца Нилукутан белесоватым полотном тумана. Лодка бесшумно вспарывала этополотно, икапли воды, срываясь свесел, неслышно исчезли внем. Береганебыло видно: казалось, огромные, цвета слоновьей кожи колонны растут прямо изэтого плотного тумана.

Сокровища национальных культуреред восходом солнца Нилукутан белесоватым полотном тумана. Лодка бесшумно вспарывала этополотно, икапли воды, срываясь свесел, неслышно исчезли внем. Береганебыло видно: казалось, огромные, цвета слоновьей кожи колонны растут прямо изэтого плотного тумана.

«Истоит звезда, как и сорок веков назад, над городом Рамессидов», -вспомнилась вдруг фраза изодной старинной книги.


Гипсовые статуи фараона АменхотепаIII
ибога-крокодила, найденные недавно
вблизи храмов Луксора.

Сорок веков назад, там, направом берегу Нила, встали первые залы Карнака -храма, посвященного всемогущему богу Амону. Столетиями расширяли, перестраивали жрецы этот храм -пристраивались всеновые иновые залы, высекались статуи, ставились колонны. Спустяпять веков рядом сКарнаком поднялось другое святилище Амона -Луксор, иоба храма соединились великолепной аллеей сфинксов с бараньими головами. Авокруг этих святилищ вырос огромный город, сменивший затысячелетия много названий икоторый Гомер назвал «Стовратные Фивы». Ивпредутренние мгновения, когда невидимое еще солнце своими лучами трогало серые камни Луксора и Карнака, «открывались ворота большого храма ивыносили ладью извеликого храма. Кликирадости были слышны нанебе иназемле. Люди ибоги толпились, радуясь тому, чтосвершилось. Толпагромогласно ликовала, воздавая хвалу славному богу Амону-Ра...» Луксорский иКарнакский храмы были нетолько местом молений Амону-Ра, «царю всех богов», куда древнеегипетские правители свозили совсего Египта ипокоренных земель серебро, золото, драгоценности, статуи, непросто величественные сооружения, прославляющие мощьфараонов, чьими повелениями онистроились втечение веков... Вглазах всех, ктоторжественно и медленно, спеснопениями поднимался аллеей бесстрастных каменных сфинксов, застывших уКарнакского храма, через гигантские ворота, чьяширина была 130метров, авысота - 44, охраняемые четырьмя изваяниями фараона-бога, - это был символ мироздания. Издали колонны храмов кажутся отстраненными отвсего живого -величественные истрогие. Ноколонны Луксора вблизи -словно просека вгустых итихих зарослях папируса. Каменныестебли тянутся внебо исловно готовы спервыми лучами утреннего солнца распустить созревшие исочные бутоны капителей. Сейчаснадними лишь светлеющее небо, а когда-то оникасались синего, покрытого нежной глазурью свода, накотором неподвижно сверкали золотые звезды. Идаже центральныйзал Луксорского храма -темный ипрохладный, построенныйтак, что ниодин луч солнца немог проникнуть внего, пространство, отгороженное отжизни мира толстыми стенами, -был создан как гимн жизни. Толькоочень немногие имели право входить вэтотзал, гдехранилась священная ладья -подобиетой, накоторой богсолнцаРа ежедневно совершает свое путешествие понебу. ИеслиРа будет милостив клюдям, онниспошлет наземлю прохладу иумерит силу своих лучей, чтобы неиссохла земля инеисчезла вода вНиле. Египетские ученые проводят сейчас грандиозную работу, врезультате которой, какнадеются исследователи, удастся реконструировать ещеодин храм этого города, храм, несуществующий ужеоколо... трех споловиной тысяч лет. Обэтом перед отъездом изМосквы яуслышала отсоветского востоковеда Натальи Евгеньевны Сентер. ...Около 1400года донашей эры фараоном Египта стал АменхотепIV. Опираясь намелких исредних землевладельцев, онповел борьбу сзасильем родовой ижреческой знати. Онотдал себя подпокровительство бога солнца Атона, взяв имя Эхнатон, ирядом схрамами поверженного Амона -Луксором иКарнаком -повелел поставить храм Атона... Нососмертью фараона-мятежника фиванские жрецы разрушилиего. Отом, какое этобыло грандиозное здание, могут сказать одни лишь цифры: археологи находят детали этого здания, пошедшие настроительство других храмов, -иза60лет было найдено 25тысяч блоков совсевозможными рельефными украшениями, изображающими сцены изжизни фараона Эхнатона, егожены Нефертити, ритуальные процессии, обряды. Много лет египтологи всего мира мечтали отом, чтобы синтезировать этиразрозненные детали погибшего храма... Но,как признаваливсе, обычными способами археологического исследования этуработу выполнить было нельзя. Ивот сотрудники Службы древности вКаире совместно суниверситетским музеем решили взяться заэтот титанический труд, использовав электронно-вычислительную машину. Египетские ученые ужеприступили кпервому этапу этого исследования -кодированию всех двух споловиной десятков тысяч найденных блоков. Ученыеучитывают все -ицвет наизображениях, выполненных более тридцати веков назад, иразмеры человеческих фигур ипредметов, ихарактеры иероглифов, иповторяемость ритуальных сцен, иповреждения блоков, идаже углы падения иотражения солнечных лучей. Послеэтого результаты уникального вархеологической практике исследования будут сведены вперфокарты иЭВМ даст ученым варианты предположительных сочетаний этих блоков. Иизэтих вариантов, которых, по-видимому, будет неодна сотня, предстоит выбрать один-единственный. ...На древнеегипетских рельефах эпохи Эхнатона уСолнца есть руки. Онотянется ксвоим избранникам икасается священных голов фараонов иихжен. Вот исейчас Солнце словно отыскивает наостывших заночь камнях ихизображения.

Икогда лодка легко ибесшумно коснулась черным своим бортом зеленых камней древнего причала, вершины колонн ужесменили свой серый цвет нарозовый, ипоследняя звезда погасла надгородом Рамессидов. Гипсовые статуи фараона АменхотепаIII и бога-крокодила, найденные недавно вблизи храмов Луксора.

Литература

Материал взят ссайта http://www.kemet.ru/articles/articles.htm