регистрация / вход

Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.

оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).

оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный). В теоретическом плане модернизм смыкается с различными вариантами «философии жизни» и экзистенциализма, представленными столь различными мыслителями как А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шестов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хай-деггер, Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.

В рамках модернизма происходили поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. К нему относятся самые разные течения в искусстве XX в., зачастую вступавшие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры (живопись, поэзия, литература, скульптура, графика, музыка, архитектура, хореография).

Постмодернизм - в культурном обиходе обозначает состояние эпохи «постсовременности» (XX в.). Как и сам термин «культура», «постмодернизм» не имеет и не может иметь однозначного определения, будучи по своей сути амбивалентным и противоречивым. Постмодерн определяется как культурное течение, характерное для постиндустриального общества. Если вначале к постмодернизму (или постструктурализму) относили в основном философско-культурологическое направление, имеющее концептуальные основы в теориях французских философов Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерри-да и др., то в середине 70-х гг. он вышел за рамки локализованной, опирающейся на национально-культурный материал школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности, яркое воплощение в американской литературе. К началу 80-х гг. идеи «постмодернизма» начинают приобретать ведущее положение в различных культурологических и социологических концепциях, во многом благодаря работам Ф. Джеймсона и Ж. Ф. Лиотара.

Негативное и даже агрессивное отношение к прошлому, к классике, к традиции - норма для культуры постмодерна. Поэтому не случайно создаваемая столетиями гуманистическая и рационалистическая культура оказалась вдруг ненужной, невостребованной. Постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще. Когда известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет попытался выделить основные параметры искусства XX в., то пришел к выводу, что таковыми являются дегуманизация, отказ от изображения «живых форм», превращение творчества в игру, тяготение к иронии, отказ от трансцендентности, т.е. отказ признать существование чего-то, лежащего за пределами нашего опыта.

Таким образом, сегодня, художественная культура характеризуется сложностью и многоплановостью. В ней на равных уживаются разные по своей сути духовные ценности, жанры, стили, направления.

Вопросы для самопроверки:

Какие вы знаете стили и направления в искусстве XIX – XX вв.?

В чем отличие романтизма от реализма?

В каких формах художественной культуры нашел свое отражение модернизм?

Какими стилями и направлениями можно охарактеризовать современную художественную культуру?

Термины:

Амбивалентность – двойственность переживания и чувств (например, симпатию и антипатию).

Акмеизм - литературное течение в русской литературе XX века, провозгласившее освобождение от символизма.

Декаданс, декаденство – собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX - начала XX века, характерными чертами которого были мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали.

Дизайн – вид искусства, основанный на художественном конструировании предметов окружающей среды и промышленных товаров. Диссонанс – негармоничное сочетание звуков; то, что вносит разлад, несогласованность.

Пуризм – стремление к чистоте и строгости нравов, иногда показное.

Хэппенинг – англ. happening – буквально: происходящее, случившееся.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий