Смекни!
smekni.com

Аритектура древнего Египта (стр. 2 из 3)

Архитектурная планировка,

организация труда

и выполнение работ.

Египетские мастера, начиная с незапамятных вре­мен, работали по точным тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе папируса, глиняной табличке или известняковой пли­те, часто он работал с помощью разметки по клет­кам, что помогало ему при проектировании, а позд­нее и при выполнении работ. Найденные археоло­гами черепки и кусочки таких строительных проек­тов свидетельствуют о том, что древний архитектор изображал строящийся объект, как в общих чертах, так и в различных проекциях. В проекциях иног­да были изображены такие части возводимого со­оружения, которые снаружи не были видны. Таким образом, на этих древнейших строительных про­ектах были выполнены разрезы и сечения отдель­ных элементов строящегося здания. В большинстве случаев фасад изображался на самом краю плоскос­ти основного чертежа.

Самые древние образцы архитектурных проектов, известные нам, относятся к периоду правления 3-ей династии. На куске известняковой таблички, найден­ном близ пирамиды Джосера, обозначены перпен­дикулярные линии. Они образуют сетку координат. Кривая с записями длины соответствует линии ароч­ной крыши одного из зданий, принадлежащего к комплексу гробницы Джосера. Эта табличка хра­нится в музее в Каире и является частью архи­тектурного проекта Имхотепа, самого древнего из­вестного нам архитектора и строителя.

О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. Можно предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и пла­нов. Вероятно, и скорее всего это именно так, они из­готовляли и модели будущих пирамид. К примеру, в Дашуре был найден макет пирамиды времен 13-ой династии с коридорами и камерами (Наибольшую сложность при проектировании пирамид представляли две задачи. Первая – требовалось идеально выровнять основание, что при длине стороны в 100, 200 м и более – весьма сложно. Вторая – требовалось идеально высчитать угол наклона ребра угловых камней основания, так, чтобы эти реб­ра сошлись в одну точку на огромной высоте. И то и другое осу­ществлялось с высокой точностью, что подтверждает прекрасное владение прикладной математикой, впоследствии заимствованной и развитой древнегреческими учеными).

И в более поздние времена проектированию стро­ящихся сооружений придавалось большое значение. К примеру, на строительных чертежах и планах царс­ких усыпальниц в Фивах были обозначены следу­ющие данные: общие размеры гробницы, размеры камер и коридоров, предназначение отдельных по­мещений, их наименования, тематика и форма вы­полнения настенных росписей и барельефов, их ком­позиционное построение. Среди других до нас дошел и проект гробницы фараона Рамсеса IV, на нем изоб­ражены контуры строящейся усыпальницы, ее наи­более важные элементы в различных проекциях. Чертежи были примерными, без масштаба, соблюда­лись только пропорции, точные же цифровые дан­ные прилагались в пояснениях к чертежам. Наряду с работами по проектированию в обязанности главно­го архитектора фараона входили обеспечение транс­портного обслуживания строительства и строитель­ные работы. Естественно, в этом ему помогали мно­гочисленные администраторы и чиновники. Орга­низация труда была очень высокой, на строительстве работали тысячи людей, но отдельные «команды» не мешали работе друг друга.

На основании своих египетских впечатлений Ге­родот рассказывает о строительстве пирамиды Хе­опса. Он писал, что Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Ни­ла блоков из каменоломен в аравийских горах. Дру­гие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работало сто тысяч человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была пост­роена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги бы­ло не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Десять лет строили дорогу, она была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительст­во подземных сооружений, которые предназнача­лись для гробницы и погребальной камеры фараона Хеопса. Строительство же самой пирамиды продол­жалось двадцать лет. Основанием пирамиды служил правильный четырехугольник, состоявший из тща­тельно отшлифованных и точно подогнанных один к другому каменных блоков. Пирамиду возводили в несколько приемов. После возведения первой оче­реди каменные блоки поднимали с помощью спе­циальных подъемников, сделанных из коротких де­ревянных балок. Сначала заканчивали отделку верх­ней части пирамиды, после этого заканчивали со­седние нижние части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь.

Современные исследователи согласны с Геродо­том в том, что на строительстве пирамиды Хеопса работало, по всей вероятности, сто тысяч человек, но всего лишь три месяца в году, в период разлива Нила. Постоянно на строительстве трудилось всего лишь около четырёх тысяч человек (видимо, это бы­ли специалисты высокого класса и архитекторы). Для них был построен жилой городок.

Работники объединялись в специальные отряды, которые состояли из более мелких групп. Разделение основывалось на вместимости фелуки египетского речного транспорта. Самая маленькая группа – «зве­но» – могла состоять из десяти человек. Отряды, «команды» строителей носили собственные имена. В этих именах обязательно присутствовало имя фа­раона. Например, отряд «Как любима белая корона Снофру», или «Хеопс облагородил два царства» и т.д.

В каменных карьерах на блоки ставили «номер» и дату изготовления, на основании этого определялась производительность труда и норма выработки. Сред­няя норма дневной выработки каменотеса составля­ла примерно 2 кубических метра камня. Для стро­ительства пирамиды Хеопса были необходимы 2 300 000 каменных блоков массой в 2,5 тонны каждый. Если взять за основу данные Геродота, т, е. время стро­ительства пирамиды 20 лет, то получим вполне ре­альный срок, получается, что ежедневно было необ­ходимо укладывать в среднем 315 таких блоков.

В последующие столетия на строительстве пира­мид работали специальные бригады мастеров. К при­меру, нам хорошо известны образ жизни и органи­зация труда мастеров-строителей гробниц Долины царей. Благодаря археологам у нас есть возможность читать египетские иероглифы, нам известны даже имена некоторых древних мастеров. Проектирова­ние, строительство и украшение царских усыпаль­ниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные специалисты. Глав­ным «куратором» работы этой «фирмы» был выс­ший сановник фараона, его визирь. Число работа­ющих в одной «конторе» достигало и превышало 120 человек. Наряду с высококвалифицированными специалистами использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники (например, транспортники). Рабочие делились на две группы — на правую и левую, опять же по примеру речников. Во главе этих команд стояли начальники, рядом с ни­ми постоянно находились писцы, которые должны были ежедневно делать заметки о ходе работ, быте и условиях труда рабочих, составлять списки различ­ных материалов, необходимых для ведения работ, инструментов, рассчитывать заработную плату. Боль­шая часть этих записей дошла до наших дней, бла­годаря ним мы смогли познакомиться с жизнью и трудом древних ремесленников.

Благодаря изучению древних рисунков и текстов мы многое узнали о том, как строили и проектиро­вали здания древние египтяне. Археологи нашли древние строительные инструменты из меди и брон­зы: резцы, сверла, долота, тесла, а также инструменты из камня и дерева (шлихтовый и шлифовальный камни, деревянный молот и др.). Древнему египетс­кому инженеру-строителю в его работе по проверке точности измерений помогали отвесы, нивелиры, треугольники и измерительные линейки.

Большинство египтологов считает, в отличие от утверждений Геродота, что при строительстве пи­рамид египтяне не пользовались никакими приспо­соблениями и механизмами. По мере возведения пи­рамиды они сооружали из глиняных кирпичей спе­циальные наклонные платформы, по которым с по­мощью деревянных санок и физической силы челове­ка каменные блоки поднимались на необходимую высоту. Нет никаких свидетельств о том, что стро­ители пирамид пользовались колесом или системой подъемников. Остатки же таких платформ-рамп бы­ли обнаружены археологами.

Для возведения небольших объектов использова­ли строительные леса и подмостки, при крупных строительных работах, как, например, сооружение пирамид, и в более поздние времена при постройке храмов и т. д. пользовались для доставки необходи­мых материалов специальными наклонными плат­формами. Эти платформы наращивали по мере рос­та сооружения. После окончания строительных ра­бот эти платформы разрушались. Одновременно с возведением здания его внутренние помещения за­полнялись песком. Окончательные отделочные ра­боты производились сверху вниз. По мере их окон­чания песок удалялся.

В каменоломнях блоки высекали несколько круп­нее, чем нужно. Эти каменные блоки были грубо обработаны. В таком виде их доставляли на место строительных работ. Тонкая обработка камня, окон­чательная подготовка блоков под необходимые стан­дарты и придание им формы производились уже на месте строительства, иногда и в процессе произ­водства работ (О тщательности доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка перед установкой на место (найдены номера блоков, нанесенные на их поверхность краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между камнями не пре­вышает, как правило, 0,15 мм.).