Смекни!
smekni.com

Маньеризм в моде (стр. 8 из 17)

Верхняя одежда, не считая некоторых не­значительных различий, приближалась к типу плаща или мантии. В Не­аполе это была длинная распашная накидка с широкими рукавами, в. Ри­ме — плащи без рукавов, в Генуе — большие платки, накидывавшиеся на одно плечо, а на другом— застегивавшиеся пряжкой, в Си­ене — длинные и очень широкие накидки, в которые закутывались с го­ловой, в Брешии и Бергамо — такие же накидки, иногда из тонкой про­зрачной материи, связанные спереди внизу, в Венеции — род длинных распашных кафтанов с узкими проймами для рук, для зимы обычно на меху.

Обувь изменялась все меньше, и ее пытались скрывать под одеждой. Брантом замечал, что итальянские дамы, подобно испанкам, тщательно прятали свои ноги. Это было связано с тем, что из желания казаться выше они носили башмаки на высоких колодках, высота которых доходила до одного фута, а иногда и больше. Эта обувь была так распространена, что, встречая даму в обществе, трудно было судить о ее росте. Некоторые из богатых куртизанок носили такие высокие подбашмачники, что не могли ходить в них без посторонней помощи. От них отли­чались башмаки на высоких подошвах, надевавшиеся поверх обыкновенных в дождливую погоду. Одновременно с распространением, высокой обуви женщины все чаще стали носить кальсоны и чулки. Особенно отличались в этом куртизанки, превратившие их в богатый наряд,бросающийся в глаза. Кальсоны, как правило, шили из цвет­ного шелка или бархата, а по краям и швам отделывали шитьем или об­шивали узорчатым бордюром. Чулки носили только белые, сделанные из очень тонкой прозрачной ткани, самая качественная из которых из­готовлялась тогда во Флоренции.

Ношение головных уборов сократилось, но не везде в одинаковой степени. В некоторых местах они были почти забыты, в других сохраня­лись только некоторые формы, а также распространялись иностранные. В Южной Италии, Сардинии, Флоренции и Сиене для защиты от солн­ца продолжали носить широкие соломенные шляпы. В этих городах, как и в Пизе, Неаполе и Милане, кроме соломенных шляп из прежних голов­ных уборов остались чепцы, шляпы с круглой тульей, французские шля­пы и высокие береты (тоццо), сходные с мужскими, которые иногда наде­вали (преимущественно в Сиене) поверх наброшенного на голову покры­вала. Но везде, особенно в Венеции, большинство женщин предпочитало ходить с непокрытой головой или только накрывать ее вуалью.

Относительно прически один из современников, Веччельо, замеча­ет, что в 1550 г. стало модным носить длинные локоны и обычай этот просуществовал целых 20 лет. Но и в течение этого времени не все причесывались одинаково. Прическу изменяли как кому больше нравилось, вслед­ствие чего появилось множество её разновидностей и форм, от простых завитков вокруг лба и гладкого или слегка взбитого пробора с зачесанной кверху косой и до разнообразных ком­бинаций этих двух причесок с длинными локонами и бандо.

Необходи­мой принадлежностью каждой прически являлись различные укра­шения, например жемчужные нанизки, цветные камни, золотые подвес­ки, искусственные или натуральные цветы, небольшие венчики с зубцами в форме лилий и т. д. Из различных причесок какая-нибудь всегда была самой любимой и становилась на определенное время модной не толь­ко в месте ее происхождения, но и за его пределами.

В Риме, например, гладко зачесанные назад волосы носили с пере­хваченной лентой косой и вуалью или расчесанными на обе стороны, взбитыми кверху. Их убирали жемчугом, позументами, охватывали зо­лотым обручем и на самой макушке прикалывали серебряными булавка­ми бант из широких лент, концы которых спускались по спине. Эта причес­ка называлась канакка. В Вероне, а также в Падуе, Мантуе и некоторых дру­гих городах Ломбардии волосы на висках взбивали тупеем, по сторонам заплетали в бандо, которые укладывали спирально вокруг ушей, а сзади за­чесывали кверху и украшали бантом. В Романье их мелко завивали, а косы свертывали в высокий конус и покрывали либо длинной сеткой, спускав­шейся до плеч, либо вуалью. В Венеции по обеим сторонам головы из во­лос делали два конических возвышения, а косу свертывали в широкий узел, из ко­торого иногда выпускали несколько локо­нов. Эта прическа, которой дамы хотели подражать богине целомудрия, изображаемой с полумеся­цем надо лбом, стала самой популярной во всей Италии.

С середины века в Италии стала рас­пространяться мода на белокурые и зо­лотистые волосы, возникшая в Вене­ции. По описанию Веччеллио, «беление волос производилось дамами с больши­ми трудностями на плоских крышах до­мов. В белой длинной одежде, окружив голову для защиты лица и шеи от солн­ца широким соломенным ободом, они садились на самое жгучее солнце и сма­чивали свои волосы едким раствором с помощью губки. Эту операцию они повторяли ежедневно в продолжении нескольких часов подряд, пока волосы не принимали желаемого цвета, для чего обыкновенно требовалось несколько месяцев. У кого волосы были очень тонкие, те носили фальшивые косы или парики».

Не менее разнообразна была и манера носить вуаль. Вуаль обычно делалась из прозрачной белой или черной шелковой или льняной ткани и по краям обшивалась кружевами, блестками и т. п. Размеры ее были раз­личны, носили даже вуаль, в которую можно было завернуться с головы до ног. Ее накидывали на голову или на плечи как плащ, прика­лывали к косе, что особенно любили молодые девушки и это им очень шло. Во многих местах Ломбардии, особенно в Падуе, нижние концы вуали с обеих сторон приподнимали, завязывали или скрепляли пряжкой на поясе. В других местах, например в Канильяно, ее пропускали под правую или левую руку и пристегивали на противоположном пле­че, подобно плащу. При том что постепенно возрастало использование масок из черного бархата или шелка, во многих местах еще оставалась традиция закрывать себе лицо четырехугольным куском черного крепа, повязанным на лбу.

Белые или светлых цветов перчатки, носовые платки с вышитыми или отделанными кружевом краями, веера, как прежних форм, так и складные, поясные сумки, коробочки, флаконы для духов и т. п. вещи по-прежнему про должали составлять принадлежности дамского туалета. К ним прибавились блохоловки, состоявшие из красиво отделанной шкур­ки какого-нибудь пушного зверька (белки, хорька и пр.), которую носили на цепочке. Исключительно для зимнего времени предназначались муфты цилиндрической формы, подбитые или отороченные мехом.

Как ни экономны были итальянские женщины в домашнем быту, они старались отличиться богатством своих нарядов каждый раз, когда мож­но было показаться на публике. Веччеллио сообщает, что в Венеции благо­родные дамы, приглашенные участвовать в празднествах, даваемых в честь иностранных высокопоставленных особ, могли одеваться так, как им нравилось, хотя при других обстоятельствах это запрещалось. Это на­чалось с необыкновенно блестящих празднеств, которые были устрое­ны в честь Генриха III, когда он проезжал через Венецию (1574 г.) из Польши во Францию, где его ожидал трон. Тогда в большом зале городского совета было собрано до 200 знатнейших и красивейших дам города. Все они были одеты в белое и своей грацией и блеском туалетов совершенно очаровали короля и его спутников. Иногда дамы заставля­ли вышивать на своих нарядных платьях различные эмблемы, которые сами сочиняли. Так, одна знатная красавица в Павии появилась на боль­шом балу в голубом, атласном платье, на котором были вышиты, в предо­стережение ее бесчисленным обожателям, зажженные свечи и летаю­щие вокруг них бабочки, некоторые уже с опаленными крыльями. Каж­дому, кто спрашивал ее о значении такого странного украшения, дама объясняла его с шаловливой откровенностью. Пожилые женщины в та­ких случаях одевались проще и скромнее, а дома обычно ходили в чер­ном шерстяном или камлотовом платье с коротким шлейфом, но с от­крытой или полуоткрытой шеей, а голову накрывали черной вуалью.

Одежда куртизанок почти везде была определена постановлениями, которые они всеми силами пытались обходить, часто довольно успешно. По указу Пия V (1566—1572 гг.) римские куртизанки, для отличия от чест­ных женщин, могли показываться на улицах только в длинном шелковом платье с надетой поверх него нераспашной верхней одеждой из черной саржи, подпоясанной широким кушаком, и с длинной, до пояса, вуалью на голове, спущенной на лбу до глаз и завязанной на груди. В Болонье их одежду составляло длинное распашное верхнее платье без талии, застегнутое на груди, с умеренно широкими разрезными рукавами, завязанными бантами, и черный платок, накинутый на голову и заколотый под подбородком. В других местах они одевались иначе. Но даже в Риме, где за а ними особенно строго наблюдали, они постоянно нарушали предписан­ные правила, а со смертью Пия V совсем перестали подчиняться им, оде­ваясь по собственному вкусу, часто так же богато, как дамы знатнейших фамилий. В других городах было то же самое, так что касавшиеся куртиза­нок постановления были оставлены только для простых публичных жен­щин, находящихся в домах терпимости и более доступных надзору.