Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития культуры Египта

Введение

Историю возникновенияи развитияискусстваДревнего Египтаможно проследитьна огромномпротяжениивремени - свышечетырех тысячлет. Уже благодаряодному этомуобстоятельствуизучение египетскогоискусствапредставляетбольшой интерес,так как можновыяснить путисложения иразвития искусствав одном из первыхв историичеловечестваклассовыхобществ и установитьотражение внем тех изменений,которые происходилив жизни египетскогорабовладельческогообщества.

Египетскоеискусствоинтересно иважно своимипрекраснымипамятникаминепреходящего,большогохудожественногозначения и тем,что многое былосоздано египетскимнародом в историичеловечествавпервые. Египетпервый в миредал монументальнуюкаменную архитектуру,замечательныйсвоей реалистическойправдивостьюскульптурныйпортрет, высокогомастерстваизделия художественногоремесла. Египетскиезодчие и скульпторывеликолепновладели искусствомобработкиразнообразныхпород камня.Об этом яркосвидетельствуютсозданные имигигантскиегробницы фараонов- пирамиды, обширныеколонные залыхрамов, высеченныеиз цельных глыбкамня огромныеобелиски,колоссальныемонолитныестатуи, весившиедо тысячи тонн.Египтяне путемдлительныхпоисков и накоплениянавыков довелидо высокогосовершенстваи художественныеремесла - резьбупо дереву икости, различныевиды обработкиметалла, тончайшиеювелирныеработы из золота,серебра и самоцветов,изготовлениецветного стеклаи фаянса, тонкихпрозрачныхтканей. Этиработы египетскихмастеров замечательнысочетаниемизумительноговкуса в выбореформы и материалас необычнойтщательностьювыполнения,доходившейдо того, чтодля инкрустациииного ларцаиспользовалосьдо 20 тысяч вставокиз кусочковслоновой костии эбеновогодерева.

Огромной заслугойегипетскогоискусства былораскрытиевнутреннегомира человека,его чувств ипереживаний.Темой многихсцен было гореродных и друзей,оплакивающихсмерть близкогочеловека, ужасбегущих отегипетскихколесниц врагов,нежная взаимнаялюбовь членовсемьи.


Существуетодна характернаяособенностьегипетскогоискусства -длительноеследованиепринятым вдревностиобразцам. Причинаэтого явлениязаключаетсяв том, что религиозныевоззрения,складывавшиесяв своих основныхобщих чертахвместе со сложениемклассовогорабовладельческогообщества, закрепиликак не подлежащиеизменению формыдревнейшихпамятниковегипетскогоискусства,имевшие религиозноеназначение.Поскольку напротяжениивсей историиДревнего Египтапамятникиискусства всвоем подавляющембольшинствеимели такжерелигиозно-культовоеназначение,творцы этихпамятниковбыли обязаныследоватьустановившимсяканонам, чтомешало развитиютворчествахудожников,хотя, конечно,не могло остановитьэто развитиецеликом.

Сложениедревнеегипетскогоискусства
(Конец5-4 тысячелетиедо н.э.)

. Следычеловеческойдеятельностив долине Нилавосходят кдревнейшимвременам, носравнительнопоследовательнуюкартину о слагавшемсяздесь обществемы можем представитьсебе, начинаяс 5 тысячелетиядо н.э. По найденнымв раскопкахпредметам,остаткам селенийи погребениямвидно, что человектогда жил здесьв условияхпервобытнообщинногостроя, основанногона примитивномземледелиии скотоводстве.Большое значениееще имели охотаи рыболовство.Ввиду почтиполного отсутствиядождей земледелиев Египте возможнотолько благодаряежегоднымдлительнымнильским разливам.Пропитываявлагой землю,воды Нила оставлялина ней слой илаи создали стольплодороднуюпочву, что дажепри обработкеее примитивнымиорудиями можнобыло получатьбольше продуктов,чем это былонужно дляпрокормлениялюдей, непосредственнозанятых земледелием.Это создаваловозможностьдля раннегопоявленияэксплуатациичужого труда.Отдельныеобщины началиприменять дляработ по искусственномуорошению полейрабов - вначалееще немногочисленных,что обострилоразвитиеимущественногонеравенствавнутри общин.Появляютсязачаточныеформы государственнойвласти, аппаратаугнетения,созданногов интересахнарождавшегосякласса рабовладельцев.Между общинамидлительноевремя шли войныиз-за земель,каналов и рабов.Во второй половине4 тысячелетияобразовалисьдва большихгосударственныхобъединения,Северное иЮжное, а около3000 года до н.э. Югподчинил себеСевер. Возниклоединое египетскоегосударство.

Как и всюду, вдолине Нилачеловек сначалажил в ямах ипещерах и устраивалнавесы и шатрыиз натянутыхна шестах шкури плетенок.Постепеннопоявилисьхижины, слепленныеиз комков глиныили сплетенныеиз тростникаи обмазанныеглиной, в которыхверхушки тростниковсвязывалисьнаверху, образуякрышу. Жилищавождей племени племенныесвятилищавначале делалисьтаким же образом,как и хижины,и выделялисьлишь размерами.На кровле святилищаили в его оградеукрепляли фетиш- изображениепочитавшегосяздесь духа.Позднее дляпостройки жилищначали изготовлятькирпич-сырец.Перед жилищемустраивалидвор, обнесенныйоградой, а позже- стеной.

Погребениявначале такжеимели формупростой овальнойямы, выстланнойциновками вподражаниежилищам людей.То, что первоначальныеформы жилищ,святилищ игробниц имелимежду собоймного общего,объясняетсятем, что всеони мыслилисьименно обиталищамилюдей, духов,мертвых. Отсюдапонятно, почемуи позже в архитектуреДревнего Египтаобнаруживаетсяизвестнаяобщность впланировкеи оформлениидома, храма,гробницы, равнокак понятнаи связь в развитиипогребенийдоклассовогопериода с развитиемжилищ. Так, помере освоениякирпича могилыделаютсяпрямоугольнымии обкладываютсякирпичом. Такиегробницы появляютсяу наиболееобеспеченнойверхушки общества,рядовые жеобщинникипо-прежнемупогребалисьв овальныхямах.

Развитиеимущественногонеравенствав общине, обусловившегоразличие вформе жилищ,отразилосьи на различиипогребении.Особое вниманиеобращалосьна оформлениемогилы вождяобщины, посколькусчиталось, что"вечное" существованиеего духа обеспечивалоблагоденствиевсей общины.В Иераконполебыла найденагробница такоговождя, глиняныестены которойбыли уже покрытыросписью.

При раскопкахмогил в нихнаходят нетолько скелетылюдей, но и рядпредметов -сосуды, статуэткии пр. Это былосвязано с веройв посмертноесуществованиеумершего, котороепредставлялосьпродолжениемземного. Дляобеспеченияэтого существованияродные ставилив могилу сосудыс пищей и питьеми предметыдомашнегообихода.

Все эти вещипоказываютпостепенноеразвитие техникив трудной борьбепервобытногочеловека сприродой илюдьми, измененияв жизни общины,своеобразноеосмыслениечеловекомявлений окружавшегоего мира. Отсутствиезнаний подлиннойсвязи явлений,"бессилие дикаряв борьбе с природой",породившее"веру в богов,чертей, в чудесаи т. п.", вызвалофантастическиеобъясненияявлений окружавшегочеловека мира.Возникшие ужев этот периодверования иобряды определилихарактерхудожественныхизделий, находимыхв древнейшихгробницах.

Самыми раннимииз них являютсяглиняные сосуды,сделанные отруки, частолощеные. Покраям некоторыхсосудов идетнеровная полосачерного цвета,которая получаласьоттого, что приобжиге сосудставился кверхудном, и его верхнийкрай оказывалсяв огне. Встречаютсясосуды с несложнымибелыми узорами,четко выделяющимисяна красном фонеглины, покрытойкрасной охройили гематитом.

Постепенноформы сосудовстановятсяразнообразнее;меняются исодержаниеросписей и ихтехника. Росписивыполняютсяуже краснойкраской пожелтоватомуфону. В этихросписях отражалисьзаупокойныеи земледельческиеобряды. Частомы видим на нихплывущие поНилу ладьи,украшенныеветвями, с людьми,совершающимикультовыедействия, причемглавную рольиграют женскиефигуры, чтобыло связанос восходящейеще к матриархатуведущей рольюженщины. Подобныеже представленияотражают иженские статуэткииз глины и кости,явно относящиесяк культам плодородия.Очень близкок росписям насосудах и содержаниестенной росписииз гробницывождя в Иераконполе,показывающее,по-видимому,загробноестранствованиедуши умершего;часть сценыздесь связанаи с охотничьимиобрядами. Охотаеще не потеряласвоего значения,отзвуки древнихохотничьихобрядов нашливыражение ив особых пластинкахиз серо-зеленогошифера, имеющихформу рыб, страусов,различныхзверей и предназначавшихсядля растираниякрасок во времяобрядов.

Образы людейи в росписяхи в примитивныхскульптурахохарактеризованыв самой общейи условнойформе; передаютсялишь черты,наиболее существенныедля характеристикиданного образа.Так, у статуэтокжриц или богиньособо выделенритуальныйжест поднятыхрук, у статуэток,связанных скультом плодородия,подчеркнутыполовые органыи т. д., несущественныеже для определенияподобногообраза чертыразрабатывалисьменьше, а иногдаи вовсе необозначались(детали лица,ступни ног).Животные, птицы,ладьи, деревьятакже передавалисьв самых общихчертах, но приэтом таких,которые лучшедругих позволяютузнать изображение.

Памятники болеепозднего временисвидетельствуютоб изменениихудожественныхтребований,явившемсяследствиеминой ступениразвития общества,культуры,мировосприятия.Образы передаютсяотчетливее,чаще соблюдаютсяпропорции,композицииприобретаютизвестнуюорганизованность.Примераминового этапав развитииегипетскогоискусстваявляются тонкиекаменные плитыс рельефнымиизображениямибитв междуобщинами. Характернойчертой этихрельефов являетсястремлениевозвеличитьтакого предводителя,который изображалсяпоражающимврагов, в видельва или- быка.

В подобныхпамятникахуже намечаетсяизвестный отборобразов и приемов,которые затем,повторяясьна аналогичныхпроизведениях,постепенностановилисьобязательными.Этому содействовалкультово-официальныйхарактер этихпамятников,предназначавшихсядля увековечиванияпобед.

Постепенноеусиление такогоотбора нарядус продолжениемосвоения новыхтем и новыхсредств передачистановитсяважнейшейчертой последующегоэтапа развитиядревнеегипетскогоискусства. Впроцессе становленияклассовогообщества иобразованияединого рабовладельческогогосударстваперед искусствомвстают иныезадачи, которыетак же определяютего роль приновом общественномстрое, какопределяетсяпри нем рольрелигии, котораяотбором верований,мест и предметовкульта, сложениемритуала, характероммифов становитсяна службу интересамверхушкирабовладельческогогосударстваи его главе -фараону. Подобныйпуть проходити искусство,призванноеотныне в первуюочередь создаватьпамятники,прославляющиецарей и знатьрабовладельческойдеспотии. Такиепроизведенияуже по самомусвоему назначениюдолжны быливыполнятьсяпо определеннымправилам, чтои способствовалообразованиюканонов, которыестановятсятормозом вдальнейшемразвитии египетскогоискусства.

Искусствовремени Древнегоцарства
(300 - около2300 годы до н.э.)

Столицей Египтав то время былгород Мемфис,расположенныйв начале дельтыНила, недалекоот современнойегипетскойстолицы - Каира.Мемфис, одиниз древнейшихгородов мира,играл важнуюроль в историиегипетскойкультуры. ПамятникиМемфиса сохранилинам древнейшиепроизведенияегипетскойлитературы.Мемфис раностал и ведущимхудожественнымцентром, которыйвнес огромныйвклад в египетскоеискусство.Период Древнегоцарства вообщебыл временемсложения основныхформ египетскойкультуры, начинаяот самой формыгосударства.Тогда же, и именнов Мемфисе,определилисьи главные задачи,и характерегипетскогоискусства, исоотношениеего видов, постепенносложилисьосновные типыархитектурныхпамятников.

В истории египетскогоискусстваведущая рольпринадлежалаархитектуре.Уже во времяДревнего царствабыли созданыграндиозныекаменные постройки- гробницы фараонов,пирамиды. Этостремлениеобеспечитьособую прочностькультовыхсооруженийи в особенностигробниц былосвязано с древнейшимиверованиями.

Для историиегипетскойархитектурыбольшое значениеимело строительствоцарских гробниц,на сооружениекоторых тратилисьогромные средства.Именно здесьприменялисьтехническиеизобретения,новые идеизодчих.

Построеннаявблизи Мемфиса(на месте современногоселения Саккараоколо Каира)пирамида Джосерабыла центромсложного ансамбляиз молелен идворов, неотличавшегосяеще стройностьюобщей планировки.Этот ансамбльбыл расположенна искусственнойтеррасе, окруженноймассивнойвысокой стеной,облицованнойкамнем. Самапирамида достигалав высоту свыше60 м и состоялакак бы из семимасштаба,поставленныходна на другую.Гробница Джосерапримечательнане только формойпирамиды, нои тем, что в еемолельняхвпервые былшироко примененв качествеосновногостроительногоматериалакамень. Правда,камень еще невезде имелздесь конструктивноезначение: здесьнет свободностоящих колонн,они соединенысо стенами, откоторых зодчийне решаетсяих отделить.Здания ансамблявоспроизводятв камне формы,свойственныедеревянными кирпичнымпостройкам:потолки вырубленыв виде бревенчатыхперекрытий,колонны и пилястрывыдержаны впропорциях,выработанныхдля деревянныхзданий. УсыпальницаДжосера важнаи по своейдекорировке.Интересны формыколонн и пилястр:здесь имеютсяи четкие, величественныев своей простотеканне-лированныестволы с плоскимиплитами абаквместо капителейи впервые выполненныев камне пилястрыв форме раскрытыхцветов папирусаи лотоса. Стенызалов былиоблицованыалебастровымиплитами, а вряде подземныхпокоев - блестящимизелеными фаянсовымиизразцами,воспроизводящимитростниковоеплетение. Такимобразом, усыпальницаДжосера в целомбыла чрезвычайнохарактернымдля своеговремени памятником,замечательнымсвидетельствоминтенсивнойработы мыслии творческогодерзания. Ещене были найденыприсущие каменномустроительствуформы, еще небыла надлежащимобразом организованапланировкавсего ансамбля,но уже былоосознано иосуществХеноосновное - зданиеначало растивверх и каменьбыл определенкак главныйматериал египетскогомонументальногозодчества.

Особое внимание,которое зодчиеконца Древнегоцарства уделялиоформлениюхрамов, плодотворноотразилосьна общем развитииархитектурытого времени,в частности,появляетсяновый тип зданий- так называемыесолнечныехрамыю Такойхрам устраивалина возвышении,которое обносилосьстеной. Внутристены находилсябольшой открытыйдвор с молельнями,а в центре стоялсам объекткульта - колоссальныйкаменный обелиск.Его верхушкаобиваласьпозолоченноймедью и яркоблестела насолнце. Передобелискомнаходилсяогромный жертвенник.Как и пирамида,солнечный храмсоединялсякрытым проходомс воротами вдолине.

.

Исключительноеместо в египетскомискусствезанимает знаменитыйБольшой сфинксОснову Большогосфинкса составляетестественнаяизвестняковаяскала, котораяпо своей форменапоминалафигуру лежащегольва и былаобработанав виде колоссальногосфинкса, причемнедостававшиечасти были.добавлены изсоответственнообтесанныхизвестковыхплит. РазмерыСфинкса огромны:его высота - 20м, длина - 57 м. Наголове Сфинксанадет царскийполосатыйплаток, на лбувысечен урей- священнаязмея, которая,по верованиямегиптян,  охраняетфараонов ибогов, подподбородкомвидна искусственнаяборода, которуюносили египетскиецари и знать.Лицо Сфинксабыло окрашенов кирпично-красныйцвет, полосыплатка былисиние и красные.Несмотря нагигантскиеразмеры, лицоСфинкса всеже передаетосновные портретныечерты фараонаХафра. В древностиСфинкс, колоссальноечудовище слицом фараона,должен былвнушать вместес пирамидамипредставлениео сверхчеловеческоймощи правителейЕгипта.

Большое местов искусствеДревнего царствазанимали рельефыи росписи,покрывавшиестены гробници храмов, причеми здесь в данныйпериод быливыработаныосновные принципыдальнейшегоразвития этихвидов искусства.В Древнем царствеуже применялисьоба вида египетскогорельефа - и болеераспространенныйбарельеф исвойственныйименно египетскомуискусствуврезанныйрельеф, прикотором самаповерхностькамня, служившаяфоном, оставаласьнетронутой,а углублялиськонтуры изображений.Были известныи два вида техникистенной росписи:большинстворосписей выполнялосьтемперой посухой поверхности,в некоторыхже гробницахэтот способсочетаетсяс вкладкойцветных паств заранееприготовленныеуглубления.Краски былиминеральные:белая краскадобываласьиз известняка,красная - изкрасной охры,черная - из сажи,зеленая - изтертого малахита,синяя - из кобальта,меди, тертоголазурита, желтая- из желтой охры.Росписи в рядеслучаев отличаютсязамечательнымсочетаниемкрасок. В известныхизображенияхгусей из однойгробницы вМедуме коричневые,желтые и красныетона фигуродних птиц исерые, черныеи красные тонадругих прекраснооттеняютсянежной зеленьюрастений

В период Древнегоцарства большоезначение получилохудожественноеремесло. Сосудыиз различныхпород камня- алебастра,стеатита, порфира,гранита, яшмы;ювелирныеизделия иззолота, малахита,бирюзы, сердоликаи других полудрагоценныхкамней, а такжеиз фаянсовыхпаст; художественнаямебель из ценныхпород дерева- кресла, носилки,палатки, то синкрустациямииз золота, тообитые листовымзолотом, деревянныеложа с художественнообработаннымикостяныминожками; изделияиз меди, бронзы,глины - таковлишь краткийперечень техразнообразныхпредметов,которые ужевырабатывалисьв течение Древнегоцарства. Изделиямхудожественногоремесла Древнегоцарства свойственнытакие же строгиеи простые,законченныеи четкие линии,которыми отличаетсястиль всегоискусстваданного периода.Таковы контурыи высоких каменныхцилиндрическихсосудов дляхранения благовоний,и неглубокихбольших блюд,и различныхваз. Эта строгостьи благородстволиний не отвлекаютвнимания отглавной прелеститаких сосудов- чудесно обработанногокамня, из которогоони сделаны.Пестрота брекчии,причудливыесочетаниясливочных,белых, желтоватыхволнистых полосполусквозящегоалебастра, топараллельных,то неровных,матовые зеленыеили темно-серыеоттенки шифера- все это какбы  подчеркиваетсясамой формойваз.

Обработка самыхразличныхматериаловвпервые осваиваласьименно на изделияххудожественногоремесла, которыепоказывалитем самым широкиевозможностидекоративногоиспользованияданных материалов;красота полированныхповерхностейкамня и разнообразиетонов блестящихцветных фаянсовсначала былиосвоены в ремесле,а затем использованыв зодчествеи скульптуре.С другой стороны,ремесленники,тесно связанныес народнымискусством,являлись постояннымипроводникамиего животворящеговлияния напроизведенияпрофессиональногоискусства.

Искусствовремени Среднегоцарства
(21 векдо н.э. - начало18 века до н.э.)

ИскусствоСреднего царствапредставлялособой сложноеявление. В условияхотмеченнойполитическойборьбы и фараоныи номархи,естественно,использовалитакже искусство.Еще первыефараоны-фиванцы,желая подчеркнутьзаконностьобладанияпрестолом,стремилисьподражатьпамятникаммогучих владыкДревнего царства.

Важным моментомявилось возобновлениестроительствацарских гробницснова в видепирамид. Первымначал сооружатьсвою усыпальницув виде пирамидытот же АменемхетI, который решилсяпри этом поместитьее уже на севере,порвав связьс гробницамипредков, - шагдостаточнотрудный, еслиучесть мировоззрениедревних египтян.

Стремлениефараонов началаXII династииподражатьпамятникамДревнего царствазаставилоегипетскихзодчих вернутьсяк образцамэтого периода.Планировкапирамид и заупокойныххрамов началаXII династии иих взаимоотношениеполностьюсовпадают срасположениемусыпальницфараонов V-VIдинастий.

Однако вследствиеизменившихсяэкономическихусловии сооружениегигантскихкаменных пирамидбыло уже невозможно,что и отразилосьна масштабахи технике пирамидXII династии. Размерыэтих пирамидзначительноуменьшились,например, пирамидаСенусерта Iимела 61 м в высоту.Строительнымматериаломслужил теперьв основномкирпич-сырец,причем резкоизменилсяспособ кладкипирамиды. Основуее составляливосемь капитальныхкаменных стен,расходившихсярадиусами отцентра пирамидык ее углам и ксередине каждойстороны. Отэтих стен подуглом в 45 градусовотходили другиевосемь стен,промежуткиже между нимизаполнялисьобломкамикамня, кирпичомили песком.Пирамидыоблицовывалисьизвестковымиплитами, соединявшимисядруг с другомдеревяннымикреплениями.Такая облицовкав основномтолько и сдерживалаздание пирамидыСреднего царства;не удивительнопоэтому, чтоэти пирамидыв настоящеевремя представляютсобой грудыразвалин. Разумеется,в момент сооруженияпирамид недостаткитехники былискрыты облицовкой,и внешне пирамидыначала Среднегоцарства точновоспроизводилитип усыпальницыцарей Древнегоцарства. Также как и раньше,к восточнойстороне пирамидыпримыкал небольшойпо сравнениюс самой пирамидойзаупокойныйхрам, от которогошел проход кхраму в долине.

Следованиедревним образцамв начале Среднегоцарства характернои для официальнойскульптуры,рельефов иросписей. Так,статуи СенусертаI из его заупокойногохрама в Лиштестилистическивесьма близкианалогичнымпо назначениюстатуям периодаДревнего царства(например, фараонаХафра): эти памятникихотя и воспроизводятпортретныечерты определенногоцаря, но передаютих схематично,обобщенно иидеализированно.Застывшая поза,заглаженностьокруглых мускулов,слабо моделированныеглаза повторяютдревние образцы,стремясь создатьпрежний идеализированныйобраз царя-бога.

В равной степениследованиеискусствуДревнего царстванаблюдаетсяи в росписяхгробниц придворнойзнати.

Иным характеромотличаютсяпамятники,созданные вряде местныхцентров, в частностипри дворахправителейномов, расположенныхв Среднем Египте.Именно в этихцентрах развивалисьболее передовыехудожественныенаправленияв искусственачала Среднегоцарства. И этобыло совершеннозакономерно.Политическуюи экономическуюсамостоятельность,которую приобрелиэти номы в концеДревнего царства,не смоглиокончательнопобороть иподчинившиеих фараоны-фиванцы.Номархи СреднегоЕгипта в 20 векедо н.э. еще чувствовалисебя хозяевамисвоих областей.В своем обиходеони подражалиобычаям царскогодвора, велилетоисчислениепо годам собственныхправлении,строили храмыи пышные гробницы,окружая себязодчими, скульпторамии художниками.Вместе с политическимростом столицэтих номовросло и их значениекак художественныхцентров. Работавшиездесь мастера,унаследовавтрадиции искусстваДревнего царства,творчески егопереработалии создали памятники,имевшие большоезначение всложении новогонаправленияв искусствеСреднего царства.Известнаясамобытностьобщественнойсреды способствовалапреодолениюместными художникамиряда традиции:для их произведенийхарактерныпоиски новыхспособов передачиокружающегомира, что соответствовалоновым задачам,стоявшим передискусствоми вызваннымвсей сложившейсяк началу 20 векаисторическойобстановкой.


Особый интереспредставляютнаходимые вгробницахгруппы деревянныхстатуэток слуги рабов, подчасизображающиецелые бытовыесцены. Здесьи пастухи сосвоими стадами,и мастерскаяткачей, и кухняв доме богатоговельможи, илодка с гребцами,и носильщики,и отряды воинов,вооруженныхто луками, токопьями и большимищитами. Этистатуэтки,помещавшиесяв гробницы дляслужения вельможев потустороннеммире, отличаютсяразнообразиемпоз, живостьюи непосредственностью.В них особенночувствуетсясвязь с народнымискусством,они полны подлиннойжизненнойправдивости.


Художественноеремесло получилов Среднем царствезначительнобольшее развитие,что было обусловленоусилением ролиместных центрови общим ростомгородскойжизни. В известнойстепени этомуспособствовалои возросшеев итоге захватническихпоходов богатствознати и увеличившийсяприток золота,слоновой костии ценных породдерева.

Таким образомСреднее царствобыло важными плодотворнымпериодом вистории египетскогоискусства.Наряду с творческойпереработкойнаследия Древнегоцарства оносоздало многонового. Трехнефноепостроениезала с приподнятымсредним нефом,пилоны, колоссальныестатуи, поставленныевне здания,увеличениезаупокойногохрама по сравнениюс самой пирамидой,рост реалистическихтенденций иблестящее ихпроявлениев ряде памятников- таков вкладмастеров Среднегоцарства всокровищницуегипетскогоискусства.

Искусствовремени Новогоцарства
Искусствовремени XVIII династии(16-15 века до н.э.)

Для искусстваЕгипта этогопериода становитсяхарактернымстремлениек пышности идекоративностив сочетаниис изысканнымизяществом.В процессесближенияЕгипта с культурамиСирии, Крита,Двуречья такжерасширилисьгоризонты,изменилисьмногие понятия,оживился весьтемп общественнойжизни. Естественнопоэтому, чтов различныхсторонах творчестваэтого временинаблюдаютсяпоиски новыхобразцов иновых художественныхформ, в частностиразвитиереалистическихстремленийв литературеи искусстве,что привелок новым решениямряда художественныхпроблем.

Ведущую рольв искусствеXVIII династии игралиФивы, где былисозданы лучшиепроизведенияискусстварассматриваемогопериода, в томчисле и наиболееизвестныеархитектурныепамятники.Такое' положениеФивы занялине случайно.Слава необычайныхпобед фараонов-завоевателейпридала ихродине, Фивам,блестящий ореолстолицы победоноснойстраны. Грандиозныехрамы, пышныедворцы и домабыстро изменилиоблик Фив, превративих в самый богатыйи великолепныйиз египетскихгородов, славакоторого сохраниласьв течение многихвеков, а спустястолетия Фивыбыли воспетыдаже певцомчужой земли- Гомером:

"Фивы египтян,
Град,где богатствобез сметы вобителях гражданхранится,
Град,в котором стоврат, а из оныхиз каждых подвести
Ратныхмужей в колесницахна быстрыхконях выезжают".

До сих пор стоятграндиозныеколоннады ипилоны храмов,поражая всех,кто приезжаетв Фивы. Огромноепространство,на которомнекогда располагалсягород, все ещехранит следыего былой славы.

С серединыпериода XVIII династиив развитиифиванскогоискусстванамечаетсянаступлениенового этапа,который, начинаясьв годы правленияТутмеса IV, достигаетвысшего расцветапри АменхотепеIII и подготавливаетискусствоАмарны.

Ко временицарствованияТутмеса IV и особенноАменхотепаIII Египет давноуже широкопользовалсяплодами своихзавоеваний.Возросла роскошьбыта знати,появилисьпышные одеянияиз тонких тканей,сложные парики,массивныеожерелья, богачеи декоративнеестановилисьформы предметовдомашнегообихода. Всеэто отразилосьи на стиле искусства.На смену четкостиформ началадинастии приходиттеперь изысканнаядекоративность,перерастающаяиногда в чрезмернуюнарядность.Некогда гладкиеплоскостиповерхностейстатуи покрываютсямелкими струящимисялиниями складокодежд и локоновпариков, всястатуя полнаигрой светотени.В результатеисканий новыхспособов передачиокружающегомира пробуждаетсяявный интереск движению,объему, живописности.

В скульптуре,как и в зодчестве,фиванская школазаняла ведущееместо. Именнов Фивах - столицеЕгипта - строилисьтеперь главныехрамы, для убранствакоторых применялосьвсе большееколичествостатуй, равнокак много статуйпосвящали вэти храмы иставили в гробницыстоличныхнекрополей.

Характерныеособенностискульптуры,как и архитектурыXVIII династии, яркопроявилисьв храме Хатшепсутв Дейр-эль-Бахри.Одно то, чтодля этого храмабыло сделаносвыше двухсотстатуй, показывает,каким событиемв художественнойжизни Фив былоего сооружениеи каким стимуломоно должно былопослужить дляразвития фиванскойскульптуры.Лучшие мастераработали надосуществлениемгигантскогозамысла Сенмута,и естественно,что именноздесь, как вфокусе, отразилосьвсе то новое,что созревалов предшествующиегоды.

Подобно официальнойскульптуресамого началаXVIII династии, истатуи знатиэтого времениеще во многомсвязаны с памятникамиСреднего царства,хотя в них ужеощущаются ичерты новогостиля.

Ко временицарствованияТутмеса IV и особенноАменхотепаIII Египет давноуже широкопользовалсяплодами своихзавоеваний.Возросла роскошьбыта знати,появилисьпышные одеянияиз тонких тканей,сложные парики,массивныеожерелья, богачеи декоративнеестановилисьформы предметовдомашнегообихода. Всеэто отразилосьи на стиле искусства.На смену четкостиформ началадинастии приходиттеперь изысканнаядекоративность,перерастающаяиногда в чрезмернуюнарядность.Некогда гладкиеплоскостиповерхностейстатуи покрываютсямелкими струящимисялиниями складокодежд и локоновпариков, всястатуя полнаигрой светотени.В результатеисканий новыхспособов передачиокружающегомира пробуждаетсяявный интереск движению,объему, живописности.

Период XVIII династиибыл временемрасцветахудожественногоремесла; длянего характерныто же усложнениеформ, тот жерост декоративности,которым отмеченстиль всегоискусства этогопериода. Развиваютсямногоцветныеинкрустациииз разных материалов,усиливаетсякрасочностьполив, сложнеестановятсякомбинацииорнаментов.Применениевертикальноготкацкого станкапозволилоизготовлятьнарядные тканис цветнымиузорами гобеленовскойтехники. Характерноувлечениеразнообразнымирастительнымимотивами. Оновозникло всвязи с общейпопулярностью"садовой тематики,которая вследза развитиемсадов при дворцахи виллах широкораспространиласьв искусстве(росписи половв виде цветов,зарослей и т.п.) и откликикоторой мывидим и в литературе.Усиливаетсяприменениерастительныхмотивов в орнаменте.Среди изделийхудожественногоремесла в большомколичествепоявляютсятеперь туалетныекоробочки ввиде букетовцветов, фаянсовыечаши в формелотоса, золотыеи фаянсовыеблюда с изображениемлотосов и плавающихсреди них рыб.

Искусствовремени Эхнатонаи его приемников(Амарнскоеискусство)
(перваяполовина 14 векадо н.э.)

В этот периодпроизошелрешительныйперелом и вискусстве,столь тесносвязанном вЕгипте с религией.Уже памятники,созданные вначале правленияЭхнатона, резкоотличаютсяот всего предшествующегосознательнымотказом от рядаканоническихформ и традиционногоидеализированногообраза царя.Таковы рельефыи скульптурыфиванскогохрама Атона,построенногоеще до перенесениястолицы в Ахетатон,равно какдатированныешестым годомправленияЭхнатона рельефына пограничныхплитах новойстолицы и ранниерельефы еехрамов Фараонизображен здесьс некрасивымичертами лицаи формамиболезненноготела. Необычныи сами позыцаря и царицына рельефах:они изображеныв полном профиле,без необходимогопо канону условногофасного разворотаплеч.

Естественно,что измениласьне только формапамятников,но и их содержание.Так, впервыепоявилисьизображенияегипетскогоцаря в быту.Рельефы настенах амарнскихгробниц придворныхпоказываютцаря и его семьюна улицах города- в носилкахили на колесницах,во дворе - тоза обедом, тов узком семейномкругу. Впервыевсюду, даже всценах награждениявельмож и получениядани от покоренныхнародов, вместес фараономизображенаего семья, причемявно подчеркиваетсянежная любовь,связывающаячленов этойсемьи. Характернои стремлениепередать конкретнуюобстановку,в которой происходятизображаемыесобытия: никогдаеще до Амарныегипетскоеискусство незнало такогоколичестваразнообразныхизображенийсадов, домов,дворцов, храмов.

В итоге почтивсе композициихудожникамАхетатонапришлось создаватьзаново, в томчисле даже иритуальныесцены, так какновая религияпотребовалаи новых обрядови новых типовсвятилищ, гдекульт солнцасовершалсяпод открытымнебом.

Однако постепеннообостренностьновых черт впроизведенияхмастеров Ахетатонастала исчезать,уступая местояркому расцветуих творчества.Впервые египетскиехудожники быливнезапно освобожденыот векамисдерживавшегоих исканияканона и смоглисоздать подлиннопрекрасныепамятники,доныне производящиенезабываемоевпечатлениеи вызывающиезаслуженноевосхищение.

Лучшими образцамииз дошедшихдо нас скульптурАхетатонаявляются портретныеголовы Эхнатонаи членов егосемьи. И прославленнаяраскрашеннаяголова царицыНефертити изизвестняка,и не менеезамечательные,не вполне законченныеее же портретныеголовы из песчаникаявляютсяпоразительнымипроизведениямибольшогореалистическогоискусства,созданногоза тысячу летдо расцветаискусстваГреции.

Значительнорасширяетсяроль пейзажа.Стремлениепрославитьнового бога,солнце-Атонакак творцавселеннойвыразилосьв своеобразныхсценах почитанияАтона не тольколюдьми, но всейприродой

Таким образом,благодаряутверждениюи расцветуновых взглядовна мир и последовавшемув итоге реформЭхнатона разрывус традициямихудожникиАхетатона,освобожденныеот прежнихканонов, сумелисоздать замечательныепо своей жизненностипамятники.

По аналогичномупути развивалосьи художественноеремесло, гдес небывалымразнообразиемиспользовалисьреалистическипереданныерастительныемотивы и особенноевнимание уделялосьбогатствурасцветкиизделия, в частностипредметов изфаянса и стекла

При загородныхдворцах находилисьбольшие садыс прудами идаже особымипомещениямидля зверинца.

Расцвету искусстваАхетатона былположен внезапныйконец. РеформыЭхнатена неимели успеха,так как рядовыесвободные неполучили никакихсущественныхпреимуществ,и вскоре послесмерти фараонаего второйпреемник и зятьюный Тутанхамонбыл вынужденпойти на примирениесо знатью ижречеством.Последниевосстановилипрежний порядок,воспользовавшисьнедовольствомвнутри страныи неудачамивнешней политики,приведшей кпотере азиатскихвладений, чтообъяснялосьжрецами какрезультат гневастарых боговво главе с Амоном.Однако разрывс традициямипри Эхнатоневызвал стольрешительныесдвиги в различныхобластях культуры,что полныйвозврат к старомубыл уже невозможен.Подобно томукак разговорныйязык прочноудержался ив художественнойлитературеи в деловыхдокументах,так и в изобразительномискусственельзя быловычеркнутьвсе то новое,что было осознанои освоено мастерамиАхетатона.

Следует учесть,что те же мастерабыли творцамии произведений,созданных приближайшихпреемникахЭхнатона. Этипамятники полнытрадициямиАмарны и явноблизки к нейи в скульптуре,и в росписи, ив художественномремесле, какэто видно хотябы по образцам,найденным вгробнице фараонаТутанхамона.Она не быларазграбленаи сохранилазамечательныепамятники изценнейшихматериалов.Среди них -великолепнаязолотая портретнаямаска фараонасо вставкамииз лазуритана головномплатке и изразличныхсамоцветов,фаянса и стеклана ожерелье,литой золотойгроб царя, такжес портретнымлицом и с инкрустациямииз камней ипаст, замечательныесосуды из алебастра.В одном из них,изображающемлежащую козочку,хранилисьблаговония,другой, сделанныйв виде пучкалотосов, служилсветильником:в чашечки цветовналивалосьмасло, и огонькисветилен позволялиоценить и тонкостьрезьбы сосудаи великолепиесквозящегокамня.

Трудно перечислитьвсе шедеврыхудожественногоремесла, обнаруженныев гробницеТутанхамона:здесь и кожаныесандалии, украшенныезолотым лотосомс вставкамииз лазурита,сердолика иамазонита иромашками изжелтого икрасноватогозолота, четковыделявшимисяна фоне голубогофаянса; и золотыекинжалы с .великолепноотделаннымирукояткамии ножнами, иразличныезолотые ожерельясо множествомвставок изсамоцветови стекла; количествоих в одном толькоожерелье доходилодо 166 штук.

.Несмотря нато, что послевосстановлениястарых культовхудожники быливынужденывернуться кпрежним образцам,они сумеливдохнуть в нихстолько разнообразияи смелогоноваторства,что превратилиих, в сущности,в новые композиции,как это можновидеть хотябы по росписямна упомянутомларце Тутанхамонас изображениямибитвы и охоты.

Но значениеискусстваАмарны неограничилосьтолько временемближайшихпреемниковЭхнатона, оносыграло существеннуюроль и в сложениизамечательногоискусствапериода XIX династии,а тем самым ивсего искусствавторой половиныНового царствав Египте.

Искусствовторой половиныНового царства
(14-11века до н.э.)

Для официальногоискусстваначала XIX династиихарактернореакционноестремлениевернуться ктрадициямдоамарнскихлет. Однако этостремлениене могло осуществитьсяполностью, таккак значениеамарнскогоискусства былослишком великои к тому же передхудожникамирассматриваемогопериода всталиновые задачи.

Цари XIX династииставили своейцелью укреплениетвердой центральнойвласти внутристраны и еемеждународногопрестижа. Дляуспешногопроведенияэтой политикифараоны считалинеобходимымнаряду с мероприятиями,направленнымина непосредственноеулучшениеэкономикиЕгипта и еговоенной мощи,придать возможнобольший блески пышностьстолице, своемудвору, храмамсвоих богов,что и наложилосвоеобразныйотпечаток впервую очередьна архитектурупериода. Главнымобъектомстроительствабыл храм Амонав Карнаке, расширениекоторого имелодвойное политическоезначение: онодолжно былопоказать торжествоАмона и темудовлетворитьжречество, ав то же времяи прославитьмощь новойдинастии. ВстроительствеКарнака былизаинтересованыи фараоны ижрецы.

Монументальностьюотличалисьи заупокойныецарские храмына западномберегу, и вырубленныев скалах гробницыфараонов,превосходившиепо размерами декорировкевсе, что былоздесь созданораньше.

Из заупокойныхцарских храмовследует особоупомянуть храмРамсеса II, такназываемыйРамессеум(зодчий Пенра),в первом дворекоторого стоялаколоссальнаястатуя царя- величайшаямонолитнаяскульптура,весившая 1000 тонни имевшая около20 м в высоту.

Роль скульптурв архитектурномубранствехрамов остаетсяв общем прежней:перед пилонамии колоннами,равно как имежду колоннами,ставятся колоссальныецарские статуи.Таким образом,здесь мы невидим чего-либонового, крометого же стремленияк грандиозныммасштабам,которое приводитк погоне засозданиеммонолитныхгигантов. Однаконе эти статуи,трактованные,как всегда,крайне суммарно,являются наиболеепоказательнымиобразцами стиляскульптур XIXдинастии. Особенностиэтого стилягораздо ярчевидны на статуях,стоявших внутрихрамов и гробниц.

Вначале в скульптуретакже заметновозвращениек доамарнскимпамятникам.Восторжествовавшиенад "ересью"Эхнатонапредставителизнати и жречествахотели видетьсвои изображениятакими же изысканнымии нарядными,какими былистатуи их предков.Перед нами теже струящиесялинии одежди париков, таже дробная играсветотени. Этоувлечениевнешней нарядностьюстатуй растет,явно преобладаянад реалистическимиисканиями.

Однако в скульптуренаблюдаютсяи интересныеновшества. Так,наряду с прежнимитипами царскихстатуй появляютсятеперь новые,светские образыфараона и царицы.Лучшим примеромтакого родапамятниковявляется туринскаястатуя РамсесаII

Гробничныеросписи и рельефытакже неоднородны.В начале династиив них при возвратек доамарнскимтрадициямначинает растидекоративность.Однако нарядус этим продолжаетсяи развитиереалистическихисканий. Здесьгораздо сильнеечувствуетсянаследие Амарны.сомнений вправильностирелигиозногомировоззрения.Ярким свидетельством

Особенно свободнопроявилосьиндивидуальноетворчествохудожниковв черновыхзарисовках,которые ониделали для себяна обломкахкамней. Здесьотчетливовидно, каквнимательноподмечалихудожники всето, что выходилоза рамки канонов,- особые типыи позы людей,те или иныехарактерныедвижения животных.

Таким образом,внутри фиванскогоискусствапервой половиныXIX династиисуществовалиразличныенаправления;естественно,что памятники,созданные вдругих местахстраны, темболее не моглибыть стилистическиоднородны.

На дальнейшемразвитии египетскогоискусства концаНового царства(вторая половина13 в. - 11 в. до н.э.) тяжелосказалисьизменения вобщем положениистраны. Длительныевойны, обогатившиерабовладельческуюзнать, привелик обеднениюнародных масси к ослаблениюэкономикиЕгипта. В то жевремя усложниласьвнешняя обстановка,на историческомгоризонтепоявились новыеобъединенияплемен, разгромившихХеттское государство,захватившихазиатскиевладения Египтаи подступившихк границампоследнего.Усилились инападенияливийцев. Ужесыну РамсесаII пришлось отбиватьнатиск и "народовморя" и крупныхсил ливийцев.Последовавшиев конце династиимеждоусобицызнати и восстаниерабов привелик распаду страныи смене династии.Однако и вновьобъединившимЕгипет фараонамновой, XX династиипосле кратковременныхуспехов неудалось полностьюподчинить себепрежних иноземныхвладений. Витоге утратыкак азиатскихземель, такзатем и Нубиипрекратилосьмассовое поступлениерабов, что привелок резкому усилениюэксплуатациинародных массвнутри страны.Фараоны в возросшейборьбе состремившейсяк самостоятельностиномовой знатьюпытались оперетьсяна жречество,жертвуя в храмыземлю, рабови иные дары.Однако близостьинтересовномовой знатии храмов привелак подчинениюпоследнихномархам, вФивах же властьоказалась вруках верховногожреца Амона.Около 1050 годапроизошлоразделениеЕгипта на двечасти - севернуюпод управлениемправителейТаниса и южнуюсо столицейв Фивах.

Создавшаясяисторическаяобстановкапагубно отразиласьна развитииискусства.Крупное строительствопрекращаетсяпосле смертивторого фараонаXX династии РамсесаIII, при которомвсе же был ещепостроен храмХонсу в Карнакеи монументальныйзаупокойныйхрам с дворцомна западе Фив.

Постепенноуменьшаетсяперсоналхудожественныхмастерских,снижаетсякачество памятников.Все чаще встречаютсятеперь статуигрубой работы,небрежно сделанныеросписи. 

Искусствопозднего времени.
(11век - 332 год дон.э.)

Египетскоеискусствопозднего временипредставляетсложную картину,еще в должноймере не изученнуювследствиенедостаточногоколичествадошедших памятников.Во временадлительныхраспадов государстване велось никакогокрупногостроительства.Последнеевозобновлялосьлишь в недолгиепериоды укреплениястраны при ееобъединениях.Именно в такиепериоды приливийскомфараоне Шешонкеи при эфиопскомфараоне Тахаркебыли произведеныпоследниекрупные дополненияКарнака: здесьбыл выстроенеще один огромныйдвор с портикамии гигантскимпилоном, имевшимв высоту 43,5 м, вширину 113 м и втолщину 15 м. Каккогда-то в Луксоре,проход посерединенового дворабыл оформленв виде монументальнойколоннады, скапителямив форме открытыхцветов папируса.Превосходяпо масштабампредшествующиеаналогичныесооруженияКарнака, этипамятники невнесли, однако,чего-либо новогов египетскуюархитектуру,так же как ицарские гробницырассматриваемогопериода. Правившиев Танисе фараоныXXI династии ицари-ливийцыбыли погребеныв Танисе. Найденныетам недавноих гробницыпредставляютсобой небольшиесклепы, устроенныерядом с храмомпрямо в пескеи сложенныеиз каменныхплит. Материаломдля изготовленияэтих плит икаменных саркофаговегипетскихцарей послужилидаже частизданий и отдельныхскульптур,воздвигнутыхранее в Танисе,что явно свидетельствуетоб отсутствиивозможностисооружениядорогостоящихусыпальниц.

Гробницы фараоновэфиопов находилисьв столице Нубии,Напате, и имелиформу небольшихпостроенныхиз кирпичапирамид, отличавшихсяот египетскихболее крутымпрофилем.

В течение 10-8 вековосновнымихудожественнымицентрами оставалисьФивы и Танис.Официальноефиванскоеискусствопродолжалотрадиции концаНового царства.Храмовые рельефыне дают чего-либонового. Болеесвоеобразныросписи насаркофагахжрецов Амонаи рисунки наих заупокойныхпапирусах. Хотяпо ограниченностисвоего содержанияэти росписии рисунки тожене смогли статьновым этапомв истории египетскогоискусства, всеже они позволяютустановитьто направление,по которомушло развитиефиванскогоискусства, схарактернымдля него увлечениемвнешней нарядностью.Рисунки напапирусахотличаютсяобщим изяществом,росписи - небывалойеще для саркофагаяркостью красоки обилием сцен,повторяющихтематику гробничныхросписей. Темиже чертамиотличаютсяи произведенияхудожественногоремесла (ювелирныеизделия, известныйзаупокойныйкожаный катафалкцарицы Истемхебс цветнымикожанымиаппликациями,резьба по кости).Художественноеремесло продолжалопроцветатьи в Танисе. Золотыеи серебряныецарские гробыи великолепныепортретныемаски, ожерелья,перстни, браслетыс инкрустациями,нагрудныеукрашения сподвескамив виде цветовлотоса являютсясвидетельствомнеослабевавшегомастерстваи тонкостивкуса ювелиров.

Для скульптуры10-8 веков такжехарактерностремлениесоздать внешненарядный памятник.Особенно отличаютсяв этом отношениибронзовыестатуэтки,начинающиешироко распространятьсявзамен дорогостоящихкаменных статуй.Покрытые чеканнымиузорами иинкрустациямииз золота, такиестатуэткидостигаютиногда высокогокачества выполнения.

Во время правленияэфиопскойдинастии (712-663 гг.до н.э.) в художественнойжизни Фив вновьнаблюдаетсянекотороеоживление.Временноеукреплениехозяйствастраны позволилоновым фараонам,стремившимсяпоказать себязаконнымивладыкамиЕгипта, возобновитьстроительствов Карнаке, чемуспособствовалои то, что культАмона давноуже был государственнымкультом Нубии.Положениестолицы, вновьприобретенноеФивами, увеличилодеятельностьхудожественныхмастерских.До нас дошлистатуи фараонаТахарки и эфиопскихцаревен. Этискульптурыявно отличаютсяот предшествующихим памятниковживой передачейпортретныхчерт, хорошосхваченнымиэтническимиособенностями.

Монтуэмхетжил в тяжелоедля Египтавремя. При немпроизошлозавоеваниестраны Ассириейи, в частности,разгром Фив,когда из великолепнойстолицы Египтав Ассирию былиувезены нетолько драгоценности,богатые одеждыи мебель, но искульптурыи даже обелискии множествоегиптян былоуведено в рабство.Монтуэмхетупришлось производитьпосильноевосстановлениеосновных храмов,откуда, по егословам, исчезлидаже украшенныезолотом двери.Не удивительно,что именно вэти годы Египет,и так уже давноуправляющийсяиноземнымицарями, подвергсяразорению отеще более сильноговрага. Такиелюди, как Монтуэмхет,вспоминая былоевеличие своейстраны, обращалиськ временам,казавшимсяим верхом этоговеличия, - кправлениюстроителейпирамид. В этомсвете понятно,почему рельефыгробницы Монтуэмхетав Фивах воспроизводятрельефы мастабаДревнего царства.

Стремлениеидеализироватьдалекое прошлоесвоей родиныеще усилилосьв последующиегоды, когдаЕгипет, объединенныйпод властьюпобедителяАссирии, саисскогофараона ПсамтикаI, вновь сталнезависимымгосударством.

Саисский периодв истории Египта(663-525 гг. до н.э.) былвременем новогоотносительногорасцвета. Благодаряобъединениюстраны явиласьвозможностьупорядочитьоросительнуюсистему. Саисскиефараоны уделялибольшое вниманиеувеличениюторговых связейи развитиюремесел. Большоеколичествоегипетскихизделий вывозилосьза пределыстраны и создалоЕгипту ту славу,о которой говоритК. Маркс, указывающий,что "Египети для другихписателей,современниковПлатона, напр.Исократа, былобразцом промышленнойстраны, он сохраняетэто свое значениедаже в глазахгреков временРимской империи".

Развернувшеесястроительствобыло сосредоточеноотныне преимущественнов новой столице,Саисе, где был,по-видимому,заново сооруженбольшой храмглавной богиниСаиса - Нейт, вкотором устраивалисьтеперь и царскиепогребения.К сожалению,эти постройкине сохранились,и мы знаем оних лишь порассказамГеродота. Онсообщает об"обширном изамечательномдворце" в Саисе,о гробницахфараонов всаисском храме,в том числе огробнице Априя,которая представляласобой "обширнуюкаменную залу,обставленнуюколоннами ввиде пальм",о том, как фараонЯхмес построилв Саисе "достойныйудивленияпортик, далекопревзошедшийпортики всехстроителейвысотою иобширностью,величиною идостоинствомкамней. Потомпоставил онколоссы и длиннейшихмужских сфинксов".О грандиозныхмасштабах ивысоком качествеубранствасаисского храмабогини Нейтсвидетельствуетуцелевшийгигантскийнаос из цельногокуска гранита,высотой около25 м и весом 300 тоннс великолепноотполированнойповерхностью.

Гробницы знатисаисскоговремени сохранилисьв разных частяхЕгипта, причеми форма ихсоответственноразлична. Гробницыкрупнейшихфиванскихвельмож состоялииз ряда вырубленныхв скале помещений,в числе которыхбыли и колонныезалы. Снаружиперед подобнойусыпальницейпристраивалисьобнесенныекирпичнымирасписаннымистенами дворикис пилонами,причем иногдаэти стены былиукрашены такимже способом,как и стенызданий Древнегоцарства. Этобыло одним изпроявленийтого общегостремленияк воспроизведениюобразцов древнегоискусства,которое становитсяотличительнойчертой памятниковсаисскоговремени. Этаархаизацияне ограничиваласьрамками искусства,она прослеживаетсяи в литературеи в религииэтого периодаи была вызванапричинамиполитическогохарактера.Саисские фараоны,пытаясь возродитьдревние традиции,тем самымподчеркивалисвое намерениесоздать стольже независимоеи могущественноегосударство,каким был Египетпри строителяхпирамид. Этомув известнойстепени способствовалои то, что центрполитическойжизни оказалсяна севере. Вниманиек прошломупроявлялосьсамыми различнымиспособами. Вадминистрациивновь создаютсядавно исчезнувшиедолжности.Восстанавливаютсякульты древнихцарей, реставрируютсядревние храмы.Особенно отчетливозаметны этитенденции вискусстве.Гробницы знатина севере, вСаккара, воспроизводятформу мастабас глубокимишахтами, на днекоторых изкаменных плитвыкладывалиськамеры в формесаркофаговДревнего царства,со сводчатымпотолком, иногдаочень разработаннойконструкции.

В скульптуреи рельефе тоженаблюдаютсяархаизирующиечерты. Известныслучаи точногокопированиярельефов целыхмастаба. Статуивоспроизводятряд иконографическихэлементовдревних египетскихскульптур.

Однако саисскоеискусство небыло простойкопией прошлого.Достаточносравнить, например,женские статуиДревнего царстваи саисскоговремени, чтобыв этом наглядноубедиться. Устатуи саисскогомастера, несмотряна общую идеализациюи холоднуюизысканностьобраза, теломягко, линииплавно переходятодна в другую,мускулы в рядеслучаев прекраснопроработаны,обработкаповерхностидоведена досовершенства;чувствуется,что за скульпторомстоят поколениямастеров, продумавшихи освоившихпередачучеловеческоготела в камне.Наоборот, статуяДревнего царства,с ее тугимимускулами ирезкими линиями,являетсяпроизведением,стоящим в началесложного путиегипетскогоскульптора,в ней ощущаетсяпобеда мастеранад камнем,скульпторудовлетворенвоспроизведениемтого основногои главного, чтоим только чтоосознано ивыполнено, иеще не задумываетсянад возможностьюуглубленияхудожественногообраза.

Продолжалоразвиватьсяхудожественноеремесло, причемнеобходимоотметить появлениенового типафаянса - оченьтвердого инасквозь окрашенного.

Саисское искусствоимело существенноезначение дляпоследующегоразвития египетскогоискусства,которое ещедалеко не исчерпалосвоих возможностей.Несмотря натяжелые последствияперсидскогозавоевания(525 г. до н.э.), в недолгийпериод борьбыЕгипта занезависимость(5 в. до н.э.) египетскиехудожникисоздали ещеряд прекрасныхпамятников,продолжавшихоба направлениясаисскогоискусства.

После вторичногозавоеванияперсами, а затемгреко-македонцамив 332 году до н.э.Египет, сохранивполитическуюсамостоятельностьпод управлениеммакедонскойдинастии Птолемеев,находит силыдля новогорасцвета искусстви создает такиепамятники, какхрамы в Эдфу,Эсне, Дендера,Филах.

Однако рассмотрениеискусства этогопериода ужевыходит зарамки данногоочерка.

Заключение

Проследив,таким образом,ход развитияискусстваДревнего Египтана протяженииего длительногосуществования.Его значениедля историиискусствадругих народовочень велико,как вообщевелико значениевсего культурногонаследия,оставленногоегипетскимнародом.

Хорошо известно,что он создалбогатейшуюлитературу,впервые в историидавшую сказку,повесть, любовнуюлирику и оказавшуюбесспорноевоздействиена литературугреко-римскую,древнееврейскуюи арабскую; чтоегипетскаянаука с еедостижениямив области астрономии(календарь,знаки зодиака),математики(начатки геометрии,теорема Пифагора,измерениеобъема полушария),медицины(установлениероли кровеноснойсистемы и дажемозга в организмечеловека), географии,истории заслуженнопользоваласьвысоким авторитетомв античном миреи имела существенноезначение какдля развитияантичной философии,так и античнойнауки, а черезпосредствоарабов и длясредневековойнауки; что египетскаярелигия сыгралаопределеннуюроль в развитиихристианскойобрядностии иконографии.

Не удивительно,что и искусствоЕгипта явилосьбогатым вкладомв сокровищницуискусствадревнего мира,а следовательно,и мировогоискусства.Приезжая вЕгипет, творцымолодого ещегреческогоискусствавидели великолепныехрамы тысячелетнейдавности свыработаннымитипами колонн,портиками,базили-кальнымпостроениемзал, с давносложившимсягармоничнымсочетаниемархитектуры,скульптуры,цветного рельефа;видели стеннуюживопись,замечательныескульптуры,разнообразныепроизведенияхудожественногоремесла, отличавшиесяизумительнымчувством формыи высоким мастерствомобработкиматериала.Греческиеархаическиепамятники 6века до н.э. отразилиизвестноевоздействиеегипетскогоискусства.Знакомствос художественнымисокровищамиЕгипта особенноразвилосьпозднее, когдачерез основаннуюв 4 веке до н. э.АлександромМакедонскимновую столицуЕгипта, Александрию,ставшую в короткийсрок одним извиднейшихцентров Средиземноморья,началось длительноеплодотворноевзаимодействиеискусстваЕгипта с искусствомдругих народовЗапада и Востока. 


НациональныйтехническийуниверситетУкраины


Контрольнаяработа


на тему:Основныеэтапы развитияДавнеегипетскойкультуры





ВыполнилСтудент 1 курсагруппы ЗІО-02

НетребаОлег Леонидович


Проверил


Киев 2000 г.