Смекни!
smekni.com

Роль религии в культуре

Министерствообщего и профессиональногообразования

РоссийскойФедерации

НГТУ


Реферат

по курсу«Культурология»

по теме

«Рольрелигии в культуре»


Студент:А. В. Бочков, группаФБИ-81

Преподаватель:Т. В. Милина


Новосибирск1999




Содержание

1.Введение3

2.Религия иискусство3

3.Религия и мораль8

4.Религия и наука11

5.Литература14


1.Введение

Духовнаякультура, формируясьв течение векови тыся­челетий,ориентироваласьна выполнение,по крайнеймере, двух социальныхфункций—выявлениеобъективныхзако­нов бытияи сохранениецелостностисоциума. Иначегово­ря, речьидет о познавательнойфункции, которуюреали­зуетв системе духовнойкультуры наука(отчасти иискус­ство),и функцииобщелогической,регулятивной,которую выполняютполитическая,правовая иморальнаякультура, религия,искусство. Этиэлементы духовнойкультурыосу­ществляют«теоретическое»и «практическо-духовное»освоениедействительности.Какое местов этом освоениизанимает религия?Ограничимсярассмотрениемвзаимо­действиярелигии с искусством,моралью и наукой.

Религия—весьма многогранное,разветвленное,слож­ное общественноеявление, представленноеразличнымитипами и формами,самыми распространеннымииз которыхявляются мировыерелигии, включающиемногочисленныенаправления,школы и организации.

Вистории культурыособое значениеимело возникнове­ниетрех мировыхрелигий: буддизма,христианстваи ислама.Эти религиивнесли существенныеперемены вкультуру, вступивв сложноевзаимодействиес различнымиее элементамии сторонами.

Термин«религия»латинскогопроисхожденияи означа­ет«благочестие,святыня». Религияэто особоемироо­щущение,соответствующееповедение испецифическиедействия, основанныена вере всверхъестественное,нечто высшееи священное.Она предстаеттакой формойотраже­ниядействительности,в которой преобладаетпсихологи­ческий,иррациональныйэлемент—различныесостояния души,настроения,грезы, экстаз.Однако основойрелигии являетсявера в бога,бессмертиедуши, потусторонниймир, т. е. мифыи догмы.

2.Религия и искусство

Вовзаимодействиис искусствомрелигия обращаетсякдуховнойжизни человекаи по-своемуинтерпретируетсмысл и целичеловеческогобытия. Искусствои религия отражаютмир в формехудожественныхобразов, постигаютистину интуитивно,путем озарения.Они немыслимыбез эмоцио­нальногоотношениячеловека кмиру, без егоразвитой образнойфантазии. Ноу искусствасуществуютболее широкиевозможностиобразногоотражения мира,выходя­щиеза пределырелигиозногосознания.

Историческивзаимодействиеискусства ирелигии осу­ществлялосьследующимобразом. Дляпервобытнойкуль­туры былахарактернанерасчлененностьобщественногосознания, поэтомув древностирелигия, представлявшаясобой сложноепереплетениетотемизма,анимизма, фети­шизмаи магии, быласлита с первобытнымискусствоми моралью, всевместе ониявились художественнымотраже­ниемприроды, окружающейчеловека, еготрудовойдея­тельности(охоты, земледелия,собирательства).Сначала, очевидно,появился танец,представлявшийсобой магичес­киетелодвижения,имеющие цельюзадобрить илиустра­шитьдухов. Затемродилась музыкаи мимическоеискусст­во.Из эстетическойимитации процессови результатовтруда постепенноразвилосьизобразительноеискусство,направленноена умилостивлениедухов.

Огромноевлияние религияоказала наантичную культу­ру,одним из элементовкоторой явиласьдревнегреческаямифология.Из мифов мыузнаем обисторическихсобыти­ях тоговремени, о жизниобщества и егопроблемах. Так,гомеровскийэпос считаетсяважным первоисточникомв изучениидревнейшегопериода греческогообщества, окотором нетдругих свидетельств.

Древнегреческиемифы послужилипочвой длявозни­кновенияантичноготеатра. Прообразомтеатральныхпред­ставленийбыли празднествав честь оченьпопулярногои любимого вГреции богаДиониса. Вовремя празднестввыступали хорынаряженныхв козьи шкурыпевцов, кото­рыеисполнялиособые гимны—дифирамбы (отгреч. dithyrambos—песня козлов).Из них и возниклапозже греческаятрагедия. Изсельских празднествс шуточнымипеснями и пляскамиродилась трагическаякомедия. Древ­негреческаямифологияоказала большоевлияние накуль­туру многихсовременныхевропейскихнародов. К нейобращалисьЛеонардо даВинчи, Тициан,Рубенс, Шекспир,Моцарт, Глюки многие другиекомпозиторы,писатели ихудожники.

Библейскиемифы, в том числеглавный мифо богочеловекеИисусе Христе,были самымипритягательнымив искусстве.Живопись векамижила трактовкамирождества икрещения Христа,тайной вечери,распятия, воскрешенияи вознесенияИисуса. На полотнахЛеонардо даВинчи, Крамского,Ге, ИвановаХристос представленкак высшийидеал Человека,как идеал чистоты,любви и всепрощения.Такая же нравственнаядоминантапреобладаетв христиан­скойиконописи,фресках, храмовомискусстве.

Храмэто не толькоместо богослужения,это— крепость,символ силыи независимостигосударства(горо­да), историческийпамятник. Так,самая древняяцерковь вЛенинградскойобласти--церковь св.Георгия в СтаройЛадоге—была Построенав честь победынад шведами,осадившимиЛадогу в1164г., и посвященасвятому Геор­гию,покровителюратных дел.Главный храмПскова— Троицкийсобор—был символическимвыражениемсто­личныхфункций Псковакак независимойвечевой респуб­лики.Памятник утвержденияКиевскогогосударства,глав­ный христианскийхрам КиеваСофийский соборбыл по­строенЯрославомМудрым вXIв. на месте, гдебыла одержанапобеда надпеченегами.В роскошнойобстанов­ке,среди драгоценногоубранства ихудожественныхпро­изведениймирового значенияздесь происходилиторже­ственныецеремониипосвященияв великие князьяи в высшиеиерархическиечины, приемыпослов. Здесьнахо­диласькафедра киевскихмитрополитов.В Софийскомсоборе быласоздана перваяна Руси библиотека,велось летописание.

Такимобразом, храмы,являясь культовымисооружени­ями,имели большоекультурноезначение: в нихвоплоти­ласьистория страны,традиции ихудожественныевкусы народа.

Длякаждого храмадревнерусскиемастера находилисвое единственноеархитектурноерешение. Умеяточно выбратьлучшее местов ландшафте,они добивалисьего гармоничногосочетания сокружающейприродой, чтоуси­ливаловыразительностьхрамовых сооружений.Примером можетслужить самоепоэтичноетворениедревнерусскогозодчества—церковь Покровав излучине рекиНерли наВладимиро-Суздальскойземле.

Религия,являясь богатым,многовековымпластом ми­ровойкультуры, оказалаогромное влияниена литературу.Она оставиламиру Веды,Библиюи Коран.

Веды–это обширныйфонд идей, ценнейшийисточникдревнеиндийскойфилософии иразличныхзнаний. Здесьречь идет отворении мира,вводятся многиепонятия (кос­мология,теология,гносеология,мировая душаи др.), определяютсяпрактическиепути преодолениязла и стра­дания,обретениядуховной свободы.Отношение кВедам определилоавторитет, иразнообразиедревнеиндийскихфилософскихшкол (веданты,сакхи, йоги идр.). На почвеВед возниклаи вся древнейшаяиндийскаякультура, по­дарившаямиру Махабхаратуи Бхагавадгиту—одну из наибо­леепопулярныхчастей Махабхараты,где речь идето нравственномаспекте индуизма,о внутреннейсвободе, о добре,зле и справедливости.Здесь же развиваетсяучение о йогекак системепрактическогосовершенствованиятела, души идуха.

Библияявляется памятникомдревнееврейскойлитера­туры(Ветхий завет)и раннехристианскойлитературы(Но­вый завет).В Ветхий заветвключеныхроникально-законо­дательныекниги, сочинениянародныхпроповедников,а также собраниятекстов, относящихсяк различнымпоэти­ческими прозаическимлаврам —религиознаялирика, размышленияо смысле жизни(книги Иова иЕкклезиаста),сборник афоризмов(книга ПритчейСоломона), свадебныепесни, любовнаялирика (книга«Руфь» и книга«Есфирь»). ВБиблии нашлиотражение жизньнародов ДревнегоСре­диземноморья—войны, соглашения,деятельностьцарей и полководцев,быт и нравытого времени.Поэтому Библияявляется однимиз крупнейшихпамятниковмировой куль­турыи литературы.Без знанияБиблии многиекультурныеценности остаютсянедоступными.Большую частьхудоже­ственныхполотен эпохиклассицизма,русскую иконописьи философиюневозможнопонять беззнания библейскихсюжетов.

Коранвключает в себяисламскоеучение о судьбахмира и человека,содержит собраниеобрядовых июриди­ческихустановлении,назидательныхрассказов ипритч. В Коранепредставленыдревнеарабскиеобычаи, арабскаяпоэзия, фольклор.ЛитературныедостоинстваКорана при­знанывсеми знатокамиарабскогоязыка.

Рольрелигии в историимировой культурызаключаласьне только втом, что онадаровала человечеству«священ­ные»книги—источникимудрости, добротыи творческоговдохновения.Религия оказаланемалое влияниена художественнуюлитературуразных страни народов. Возьмем,к примеру,христианствои русскую литературу.Потеряв ориентирывсуетном мире,в хаосе относительныхценно­стей,русские авторыиздавна сталиобращатьсяк христианскойморали и позднеек образу Христакак идеалу этойморали. В древнерусскойлитературе(в житиях святых)подробно описывалижизнь святых,подвижников,правед­ников-князей.Христос ещене выступалв качествелитера­турногоперсонажа:слишком великибыли священныйтре­пет и благоговейноеотношение кобразу спасителя.В литературеXIXв. Христа тожене изображали,но в ней появляютсяобразы людейхристианскогодуха и святости:у Ф. М. Достоевского—князь Мышкинв романе «Идиот»,Алеша и Зосимав «БратьяхКарамазовых»;у Л. Н. Толсто­го—Платон Каратаевв «Войне и мире».Как это нипарадоксально,литературнымперсонажемХристос впер­выестал в советскойлитературе.А. Блок в поэме«Двенад­цать»впереди объятыхненавистьюи готовых насмерть людейпоставил Христа,образ которого,очевидно,симво­лизируетнадежду людейна очищениеи покаяние хотябы когда-нибудь,в будущем. ПозднееХристос появитсяв романе М. Булгакова«Мастер и Маргарита»под именемИешуа, у Б. Пастернака—в «ДоктореЖиваго», у Ч.Айтматова—в «Плахе», у А.Домбровского—в «Факультетененужных вещей».

Писателиобратилиськ образу Христакак идеалунрав­ственногосовершенства,спасителю мираи человечества.В образе Христаписатели увиделии то общее, чтовыпало на егодолю и что переживаетнаша эпоха:предательство,преследование,неправый суд.В такой обстановкечеловек усталжить и изуверился.Обесцениваяжизни, страхперед гибельюпородили в егопсихике трусость,лицемерие,покорность,предательство.

Когдалюди теряютдуховные ориентиры,порывают свечными ценностямии начинают житьтолько сиюминутны­мипроблемами,заботясь опище, одежде,жилье, тогдакультура иобщество неизбежнооказываютсяв кризисе. Такбыло на закатеантичности,так было в концепрошлого века,так происходити сейчас. Выходиз тупика—в нравственномвозрождениилюдей, котороевсегда совер­шалосьна духовной,в том числерелигиознойоснове.

3.Религия и мораль

Религиявсегда быласимволом духовногопоиска, слу­жениядобру и утвержденияхристианскойморали. В то жевремя религияутешает, успокаиваеттех, кому одинокои плохо в этоммире, дает примерыжизни подвижниковцеркви (СергейРадонежский,Серафим Саровский,Ксения Петербургская),поднявшихсянад житейскойсуетой и по­святившихсебя служениювысшему идеалу,Богу, бескоры­стнойпомощи людям.Таким образом,религия неразрывносвязана с моралью.Однако при этомсовершенноне сле­дуетделать вывод,что верующиевсегда былинравствен­нымилюдьми, а атеисты—наоборот. Средитех и другихбыли и есть ибезнравственные,и высоконравственныелюди. Дело втом, что человекпо своей природеи добр, и зол,и прекрасен,и ужасен. Всезависит оттого, какимпутем в жизнион пойдет, емупредоставленсвободныйвыбор.

ВБиблии говорится,что для каждогочеловека всегдаоткрыты двапути: «путьвечной жизни»—узкий путь и«путь гибели»—широкий. Многиеидут последнимпу­тем—путем соблазнови удовлетворенияплоти, потреби­тельстваи мирской суеты.Это убиваетсуть человека,его душу, посколькуна первый планставятся материальныепотребности,любовь обращенатолько на самогосебя. Человекстановитсяэгоцентристом,руководствуясьтолько своимиприхотями ижеланиями, онделает зло нетолько окружающим,но прежде всегосамому себе.В результатеразрушаетсяличность. Желаниеутвердить себя,самомне­ниеи гордыня могутпривести кпреступлениям,что бле­стящепроанализировалФ. М. Достоевскийв романе «Пре­ступлениеи наказание»на примересудьбы РодионаРаскольникова.Если же смыслжизни человеквидит в служе­ниилюдям, в любвик ним и ко всемуокружающемуживому и неживому,то обретаетистинный смыслжизни. Узкийпуть, «путьжизни»—это путь духовногосовершенствова­ния,путь духовнойчистоты, внутреннегопокоя, путьмира, праведностии покаяния. Это—сложный путь,и немногие егонаходят.

Нравственныеидеалы, достойныечеловека, былипод­робноизложены Христомв Нагорнойпроповеди. То,что он сказал,было неожиданными удивительнымдля слуша­телей.Если раньшесчиталосьвполне справедливымдей­ствоватьпо принципу«око за око,зуб за зуб» или«люби ближнеготвоего и ненавидьврага твоего»,то Христосапеллировалк высшим мотивамповедениячеловека, кболее высокойстепени духовности.В Нагорнойпроповеди онговорит нестолько осправедливости,сколько любви.

Перваяи главная заповедь—о любви к Богу,которыйсвоеймученическойсмертью искупилгрехи людей,победил всенизкое и злоев них. Втораязаповедь—о любви к человеку.Эти две заповедисвязаны междусобой, потомучто Бог создалчеловека пообразу и подобиюсвоему. Значит,вера в Боганевозможнабез веры в человека,без высокихтребованийк нему: «Будьтесовершенны,как совершененОтец ваш Небесный».

Нравственноесовершенствотребует решенияеще бо­леесложной моральнойзадачи: любитьне только ближних,но и враговсвоих. Любитьлюбящих васи приветствоватьбратьев ваших—что тут особенного?Но любить врагов,молиться заобижающих игонящих вас,прощать ненави­дящихвас—выполнениеэтой заповедипредусматрива­етбольшую работунад собой напути моральногосовер­шенствования.Это очень сложно,но стремитьсяк этому как квысшему идеалунеобходимо.В любви к другомучеловек становитсянравственнее,чище. Либо наземле установитсяцарство любви,душевная красотаи любовь спасутмир, либо человечествопогибнет. Третьегопути нет.

Весьмаудивительнымдля слушателейНагорной пропо­ведибыло следующее.Раньше считалось,что праведностьвознаградитсяземными благами—здоровьем,долголети­ем,богатством,но Христосничего такогоне обещал. Наоборот,он говорил, чтоправедные вземной жизнибудут гонимыи нищи, потомучто их богатство—не в материальныхвещах, а в духовности.«Не собирайтесебе сокровищна земле, гдемоль и ржа истребляюти где ворыподкапываюти крадут, нособирайте себесокровища нанебе».

Длячего нужнынравственноесовершенствование,высо­кая духовность?Ведь жизньконечна, всетленно, всесотрет смерть.Может быть, втаком случаенадо спешитьи брать от жизнивсе, что можно?Однако богатство,слава, власть— всеэто относительнов жизни: сегодня—нищий, завтра— король,сегодня — враг,завтра—герой. К томуже потре­бительствонеизбежноприводит личностьк деградации,на­ступаютразочарованиев поставленныхцелях и душевнаяпустота. Человеквсегда ищетвысший смыслжизни, стремит­сяк чему-то вечному,гармоничному,прекрасному.Поэтому главноев проповедиХриста то, чтоон пришел, чтобыв корне изменитьприродныйпорядок существования,возвес­тилЦарствие Небесное,новый типбессмертногобытия. Его необходимоактивно приближать.Таким образом,читая НагорнуюпроповедьХриста, можноприйти к следующимвыводам.

Во-первых,необходимопостоянноенравственноесамосовершенствование, отказ от соблазнови мелочей земнойжизни. Это—сверхчеловеческиетребования,они противоречатприроде человекаи в то же времяпризывают егостремитьсяк идеалу.

Во-вторых,нравственногосамосовершенствованияса­мого по себе,без активногопреобразованияматериально­гомира недостаточно.Необходимыактивные поискиновой духовнойприроды. Этонаправлениечеловеческой,деятель­ностибыло глубокоосознано иразвито русскимрелигиозныммыслителем-утопистомН. Ф. Федоровым(1828--1903) в его «Философииобщего дела».Разработанныйим про­ект«регуляцииприроды»,сознательногоуправленияэво­люциейпредусматриваловладениесилами природы,переустройствочеловеческогоорганизма, ав итоге—дости­жениебессмертияи воскрешенияпредков. Своеучение Федоровназвал активнымхристианством,обнаружив вучении Христа«космическийсмысл»—призыв к активномупреобразованиюприродногосмертного мирав бессмертный,божественныйтип бытия. Онпытался спроектироватьреальный мостот земли к небу,от естественного,к сверхъестественному,т.е. восхождениек высшей природе.А пока нам, людямXXв., принявшимза Абсолютсамого человекаи пришедшимк нравственной,деградации,стоило бы подуматьо необходимостистремлениячеловека квысшему идеалу.Этому учитНагорная проповедь—важный сводзаконов духовнойжизни общества.Заповеди, изло­женныев ней, оказалиогромное влияниена всю последу­ющуюисторию человечества,без них невозможнаи наша цивилизация.

ВIVв. христианствостановитсягосударственнойрелигией и темсамым приобретаетстатус «охранительной»идеологииРимской империи.В этом качестверелигия подчиняласебе и философию,и искусство,и мораль, и науку.Религиознаявера, обеспечившаяопределенную,цельностьсредневековойкультуры,представляласобой вы­сшуюистину, с которойсоотносилиськультурные,ценнос­ти. Помере развитиякультуры моральпостепенноначина­лаоспариватьмонополиюрелигии нарешение «вечных»проблем человеческогобытия. Ведь Богмыслилсяоднов­ременноне только каксоздатель всего«сущего», налично­гомира, но и кактворец «должного»,источник моральныхценностей инорм. А это поставилоперед теологамипроблему теодицеи,«оправданияБога». Иначекак было объяснитьналичие зла,раз Бог вершиттолько добро?

Ноесли отношениярелигии и политики,морали,искусствабыли обусловленырешением задачидеологическогорегулятивногопорядка, тоотношениярелигии и наукинеобходиморассматриватьв иной плоскости.

4.Религия и наука

Анализвзаимоотношениярелигии и наукидолжен осу­ществляться,очевидно, нев плане сопоставлениявысказы­ваний(истинных илиложных) о миреи человеческомбытии, а какэлементовдуховной культуры,которые обслу­живаютразличныеобъективно-историческиепотребностиобщества. Наукав системе духовнойкультуры выполняетпознавательнуюфункцию. Поэтомуее следуетрассматри­ватьв несколькихаспектах.

Во-первых,наука предстаетв качествеодной из формобщественногосознания, возникшейна определенномэта­пе человеческойистории. Назначениенауки заключаетсяв выработкеобобщающеготеоретическогознания. В товремя как религияоснована навере в сверхъестественное,наука создаетсистему достоверногознания, котороев силу своеговнеличностногохарактера можетбыть исполь­зованокак во благо,так и во зло.Это и характеризуетсовременнуюситуацию, когдагруз глобальныхпроблем человечествасоздает негативноеотношение кнауке на уровнеобщественногосознания. Создаетсяобстановка,когда религияне только реализуетсвою идеологическуюфункцию в обществе,но и претендуетна выполнениепознавательнойфункции, выработкусвоей системызнаний. Иначекак можно расценитьтот факт, чтоВатикан, спустя360лет, реабилитировалподвергнутогосуду инквизицииГ. Галилея?

Во-вторых,наукапредстаеткак определенныйвид человеческойдеятельности,разновидностьумственноготруда, нацеленногона выработкутеоретическогознания. В данномслучае сопоставлениерелигии и наукивозможно последующимоснованиям.Человек естьтворец культуры,ученый илирелигиозныйдеятель, мученикнауки илиинкви­зитор.Перед глазамивстают образыДж. Бруно, Н.Копер­ника,Г. Галилея, Ч.Дарвина и другихученых, чьиоткрытия вызывалирезкий протестцеркви. Причемэтот протест,скажем, противучения Н. Коперникабыл вызванотнюдь не тем,что оно опровергалогеоцентризмК. Птолемея всобственнотеоретическомплане, а потому,что учение К.Птолемея представлялособой важныйэлемент христи­анскойкартины, мира.Но обратно, изистории культурыможно привестимногочисленныеприме­ры того,как служителицеркви оказывалисьтворцами научныхоткрытий (например,Н. Кузанский,Г. Мендель, Т.де Шарден, П.Флоренскийи др.).

Вместес тем, человеквыступает вкачестве потребителякультуры. Онусваиваетнаучное знаниелибо религиозныедогматы. Происходитопредмечиваниетого, что ужепред­ставляетсобой достояниекультуры. Издесь наблюдаетсяпарадоксальнаяситуация. Растетчисло последователейхаризматическогодвижения какв мире в целом,так и в нашейстране, что всовременныхпрогнозахрассматрива­етсякак предтечарелигиозноговозрождениятретьего тысячелетия(НэсбитД., Эбурдин П.«Чтонас ждет в 90-егоды. Мегатенденции:Год2000.Десять новыхнаправ­ленийна 90-е годы.»М.,1992.С.311).

Внашей стране,по даннымсоциологическихисследова­ний,число людей,которых безоговорочноможно отнестик убежденнымверующим, составляетне более20%.При­водя этиданные, Л. Н.Митрохин пишето том, что еслираньше печатьпестрелавысказываниями,оскорблявшимичувства верующих,то «теперьвпору, кажется,говорить озащите достоинстваневерующих,посколькуединственнымоснованиемподлиннойнравственностивсе чаще объявля­етсявера в Бога».Трансформациив отношенияхмежду научнымзнанием и религиознойверой, которыевпитываютсяумом и чувствомновых поколенийлюдей, отличаетизвестныйамериканскийрелигиоведД. Хант: «Вопрекивсеобщим ожиданиям,что прогресснауки приведетк отмираниюрелигии, наукасама поворачиваетсяк религии идопускаетсверхъестественноев форме психическихявлений. Многиемистическиесилы, которыекогда-то былиторговым зна­комколдовстваи волшебства,ныне демонстрируютсяфизиками подстрогим лабораторнымконтролем иприни­маютсяот имени науки».

Вдеятельностьсовременногочеловека объективновключаются,в большей илименьшей степени,научные знания,вытесняющиетрадиционные,донаучныепредстав­ленияоб окружающейсреде действительности.К тому же напротяжениивсей жизнедеятельностисовременныйчеловек вынужден,несколько разменять сферуприложениятворческихдарований. Втакой ситуациирелигия выполняетсвоего родакомпенсаторнуюфункцию, закоторой закреп­ляетсясохранениетрадиционных,вековечныхначал в чело­веческойдеятельностии отношениях.И если ускоренноеразвитие наукизахватываетдеятельноеначало в освоениичеловекомзаконов бытия,то религияобращена впрошлое, сохраняетэто прошлоев настоящем.

В-третьих,науку следуетрассматриватьв качествесоциальногоинститута.Научные знанияи научнаядеятель­ностьв обществеинституализируются,т. е. закрепляютсяв систему полученныхзнаний (академии,научно-исследова­тельскиеинституты), ихвоспроизводства,хранения итран­сляции(университеты,научные библиотеки,центры научно-техническойинформации)и т. д. Государствоформируетнаучную политику(подготовкакадров, развитиесети науч­ныхучреждений,связь наукис производствоми другими сферамиобщественнойжизни). Важноезначение вданном случаеимеет вопросо том, как в рамкахтой или инойдуховной культуры,а более широко—в недрах цивилиза­ции—-происходилои происходитпродуцированиенового знания.Так, научныйэкспериментзародился впроцессе отрицаниясредневековоготипа мышленияи схоластичес­койнауки, а позитивноезнание касалосьглавным образомвнешнего поотношению кчеловеку мира.Уже эта установ­каисключалакакое-либовзаимодействиенауки новоговремени и религии.Вместе с тем,обращение кизучению индийскойкультуры показало,что в ней имеютсязнания, касающиесянепосредственночеловека, которыееще не сталиили толькостановятсяпредметомосвоения длясо­временнойнауки (иглоукалываниеили методыовладениясилами человеческогоорганизма—йога, медитацияи т. д.). В какой-томере эти формызнания, связанныево многом срелигиознымиверованиями,мистическимипредставлениямии образами,ушли даже дальшесовременнойнауки. Впрочем,из этого неследует, чтокаждая культурапорождает своюнауку—западную иливосточную,правос­лавнуюили мусульманскую.Такое суждениесправедливопо отношениюк религии, ноне к науке.

Первыйпроект государственнойорганизациинауки со­ставилФ, Бэкон в «НовойАтлантиде»(1627г.). Ставшийвпоследствиипрообразомнаучных обществи академий «ДомСоломона» былпредложенБэконом какцентр орга­низациии планированиянаучных исследованийи техничес­кихизобретений,а также распоряженияпроизводствомитехническимиресурсами.Вместе с тем,Бэкон разграничи­валобласти научногознания и религиознойверы, полагая,что религияне должна вмешиватьсяв вопросы науки.«Храм науки»—это, скорее,образное понятие,выража­ющеетрепетноеотношение кнауке, нежелиуподоблениеее церковномухраму.

В-четвертых,наука на определенномэтапе историчес­когоразвития становитсяпроизводительнойсилой, ове­ществленнойв орудиях ипродуктахтруда. В этомкачестве наукавыступаетэлементомзнания, навыкови организациичеловеческоготруда и производственногоколлектива.Понимаемаятак наукааккумулируетв себе рассмотренныевыше ее определения.Наука пронизывает,таким образом,все сферычеловеческойдеятельности,общественнойжиз­ни на основепродуцированиядостоверноготеоретическо­гознания. Религиятакже претендуетна подчинениесебе этих сфер,но в более узкомплане — идеологическом.Поэтому постояннаяконфронтациянауки и религииявля­етсяследствиемих намеренийна подчинениесебе различ­ныхформ культуры,в том числе и«жизненногомира» человека.

А.Мень, например,пишет, что такназываемыевечные вопросы,не поддающиесяэкспериментальнойпроверке, спомощью методовнауки, т. е. вопросы,о смысле жизни,конечных причинах,духовном бытиивысшей Реальности,являются прерогативойрелигиознойверы. Эти вопросы«опираютсяна иной опыт,отличный отнаучного. Здесьспорят не осязаемыефакты, а различныеубеждения иформы веры.Эволюция культурынемыслима безэтого диалога,дискуссиимировоззрения»(МеньА Трудный путьк диалогу. М.,1992.С.27).Религия претендуетна решениепознавательныхзадач, тогдакак наука, опираясьна раци­оналистическийметод, претендуетна «практически-духов­ное»освоение природыи человеческогобытия, что.изна­чальнобыло подвластноискусству,морали, религии.


Такимобразом, признаваяправо на существованиекаж­дого извидов духовнойкультуры, необходимоучитывать ихпознавательноеи идеологическоеназначение,сферы взаимодействияв современноммире.


5.Литература

  1. МитрохинЛ. Н. «Философиярелигии.»М.,1993.

  2. МироноваМ. Н. «Религияв системе культуры»М. «Наука»1992

  3. Ж-л«Вопросыфилософии»:«Религияи культура»1993 №3,стр 71-81

  4. «Историярелигии»М. центр «Руник»,1991

  5. К.Каутский.Происхождениехристианства.М.: изд. полит.лит. 1990

  6. Наукаи жизнь №3, 6 М.Пресса, 1993

МарченковВ.Г. НачалахристианстваМ. Петит, 1991.