Смекни!
smekni.com

Конспект учебника Мамонтова Основы культурологии(М., Изд. РОУ, 1996) (стр. 1 из 4)

Выписки из «Основ культурологии» Мамонтова (М., Изд. РОУ, 1996)

к зачету по основам культурологии на экономфаке Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института (2001)

Содержание

Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

Структура культуры

Социальные функции культуры

Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)

Культура и природа

«Культура» и «цивилизация»

«Массовая культура»

«Контр-культура»

Элитарная культура, культура и личность

Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности народа, формации, группы людей; «способ существования человека», его отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного преодоления инстинктов.

Сущность культуры – в материи и духе, причем индивидуальный дух личности – основное отличие человека: «некультурный – значит несвоеобразный» (Леонтьев).

История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры (слишком много разнотипного – в одной формации, слишком многое – «перетекает» из одной формации в другую). Существует идея периодизации истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение), Новая история (от Фр.Рев.).

История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых условий прогресса).

Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат, 2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.

Т.е., наряду с прочим, изучаются:

1) причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин (а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры),

2) приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития общества,

3) что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться «хорошо», в какую сторону (к чему именно) реально развивается культура,

4) составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит их развитие,

5) взаимоотношение культуры и религии,

6) взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из них – основная цель и что имеет смысл изменять в первую очередь, что разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи, развитие поколениями)

Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).

Структура культуры

Формы культуры:

1) материальная: материально-производственная деятельность человека и ее результаты (предметы обихода, искусственно созданная «обстановка»),

2) духовная: духовная деятельность и ее результаты (наука, нравственность, искусство, философия, право, воспитание, взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему миру…).

Духовные имеют более долгий срок жизни ввиду сложности уничтожения, а также менее ограниченны в смысле более высокого, если достижимого, порога «насыщения».

Классификация духовной деятельности:

1) научные достижения (цель: «понять окружающее», «Истина») – наиболее проверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивы во времени, лишены национальной или классовой специфики («что национально – то не наука»), возможно их использование как на пользу, так и во вред отдельным людям и человечеству в целом,

2) нравственные понятия и рассуждения (цель: «изменить в лучшую сторону отношение человека к людям и внешнему миру», «Добро») – исторически переменчивы (людоедство племен, уничтожение слабых в Древнем Риме), полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным устройством общества,

3) ценности искусства (цель: «выражение внутреннего мира и своего восприятия внешнего мира», «Красота») – огромная зависимость от национальных и исторически-культурных факторов, явное отражение в них личности автора, иррациональность (иногда – почти полное отсутствие логики).

Естественно, имеет место пересечение этих форм (шедевры архитектуры, культура труда и т.п.)

Чем дальше, тем меньше стычек между наукой и религией, меньше выделена «элитарность» «духовной элиты» в смысле отделенности от «прочей массы», однако есть проблема по вытеснению материальной культурой духовной культуры.

Виды культурообразующей деятельности:1) творческая, 2) репродуктивная (сохраняющая и тиражирующая) – отсюда не «единомоментность» культуры, а сильное влияние прежних творческих взрывов на нынешний уровень культуры (Древне-Римские идеи права – в основе многих систем права на сегодняшний день).

Понятие духовной ценности – результаты духовной деятельности (наука, нравственность, искусство), получившие высокое общественное признание и существенно повлиявшие на дальнейшее развитие культуры.

Классификация духовных ценностей:

1) общечеловеческие (признание наибольшим количеством людей во времени и в пространстве: нравственные заповеди (уважение, любовь, дружба, честность и т.п.) шедевры мирового искусства, стремление к красоте – с такой позиции выступают ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям),

2) национальные (более конкретные и материализованные, признание в основном одним народом в силу особенностей его истории: национальные памятники культуры и истории (былины, рукописи и т.п.), национальные авторы (литература, музыка, искусство) и государственные деятели),

3) сословно-классовые (интересы и мироощущение классов и слоев: пролеткульт),

4) локально-групповые (по возрастному или локально-территориальному мироощущению: рокеры, панки, стиль одежды, город-деревня, местные памятники, семейная религия, фамильные традиции)

5) индивидуально-личностные (индивидуальное творчество, связанное с личной историей, личное отношение ко всем вышеперечисленным ценностям).

Черты духовных ценностей: относительность (ограниченность во времени и пространстве) и подвижность (перетекание из одного уровня в другой). Эти черты проявляются все более тускло от 5 уровня к 1.

Анти-культура: стремление к подражательству и количеству за счет потери оригинальности и качества с фактическим лишением культуры неповторимости, отрицание ценности иных мировоззрений и противопоставление им своего единственно-верного взгляда на жизнь.

Социальные функции культуры

Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и пространстве.

Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):

1) функция приспособления к среде (способность совместной организации быта в древности – как защита от природы, создания государств и законов, оружия в наши дни – как защита от других групп, в т.ч. «антикультурных»),

2) познавательная функция (способность к систематизации фактических знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии, о неизвестных источниках влияния на человека, - здесь возникает вопрос о естественной ограниченности фактического познания внешнего мира и о роли подсознания в «познании человека» через искусство),

3) информативная функция (способность передачи следующим поколениям или другим группам и развития каждым следующим поколением или другой группой социального, научного и духовного опыта при отсутствии механизма биологического наследования культурных ценностей – фактически функция «накопления идей» как через духовную так и через материальную культуру),

4) коммуникативная функция (способность быстрого распространения культурной информации между людьми, группами, поколениями через язык, технические достижения в области хранения информации),

5) регулятивная функция (способность поддержания равновесия между группами людей, т.е. социального равновесия через устоявшиеся нормы морали, обычаи-обряды, общие идеи разных церквей, нормы права, нормы поведения в конкретной обстановке),

6) оценочная функция (способность всегда анализировать «что хорошо, а что плохо», происходит естественный отбор ценностей исходя из данного вопроса и движение вперед, пусть лишь к тому, что в данный момент считается «благом»),

7) функция разграничения и объединения групп (способность создания различными группами людей различных подходов независимо от их фактической объединенности в более общую группу, способность объединения в группы исходя из культурной близости, взаимный обмен информацией между группами),

8) функция «социализации» (самая общая функция, объединяющая все вышеуказанные: способность человека поддерживать свое принципиальное отличие от иных природных объектов: способность человека усваивать системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться неповторимым).

Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)

Отличие школ – по выделению главного определяющего момента в развитии и отличиях разных типов культуры.

1) общественно-историческая (Шпенглер, Тойнби, Данилевский: разные культуры у разных обществ на разных этапах их организации)

2) натуралистическая (Фрейд, Юнг, Лоренц, Малиновский: биологическая обусловленность культуры)

3) социологическая (Элиот, Парето, Сорокин, Вебер, Парсонс: причины разниц культур – в разной общественной организации, все ценное в человеке вымуштровано в нем обществом)

4) символическая (Кассирер, Леви-Строс: основы культуры – в способности отражать символами окружающую реальность и таким образом создавать свою собственную реальность)