Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество Бальзака (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. Начало писательской карьеры

2. Главные персонажи О. Бальзака

2.1 Папаша Гобсек

2.2 Рафаэль и «шагреневая кожа»

2.3 Евгения Гранде

3. «Человеческая комедия»

4. «Обедня безбожника» как продолжение сборника

Заключение

Список литературы

Введение

Творения большого писателя — это всегда особый мир, неповторимо своеобразный, со своими законами, своими излюбленными темами и характерными конфликтами, обликом героев, своим колоритом. Необозримо широкая и сложная действительность преломляется в восприятии такого художника и воссоздается им правдиво и вместе с тем в ему одному присущих формах и красках. В этом необходимый признак таланта!

Сказанное относится полностью к Оноре Бальзаку — крупнейшему французскому писателю прошлого века. Главное в его наследии — «Человеческая комедия», объединившая десятки больших и малых романов, повестей, новелл в художественное целое. Этот труд писатель любил сравнивать с монументальным архитектурным ансамблем. В предисловии к своей эпопее Бальзак писал: «Огромный размах плана, охватывающего одновременно историю и критику Общества, анализ его язв и обсуждение его основ позволяют, мне думается, дать ему то заглавие, под которым оно появляется теперь: «Человеческая комедия».[1]

Бальзак, ровесник Пушкина, родился 20 мая 1799 года в городе Туре па реке Луаре (к юго-западу от Парижа), в области Турени, благодатную природу которой он в течение всей жизни нежно любил и описал во многих своих произведениях. Отец Бальзака, чиновник, больших доходов не имел, молодой Оно-ре должен был рано думать о заработке. Окончив коллеж, он стал по желанию отца изучать в Школе права юридические науки и работать для практики в нотариальной конторе у адвоката. В это же время Бальзак слушает лекции по литературе в Сорбонне, учащийся Школы права и судейский клерк чувствовал неодолимое призвание к литературному творчеству. В девятнадцать лет он, отнюдь не поощряемый родителями, сурово урезавшими его содержание, оставил школу, а вскоре затем и контору, чтобы отдаться любимой работе.


1. Начало писательской карьеры

Период литературного ученичества был долгим и - трудным, длился почти десять лет. Молодой Бальзак попытался обрести необходимую для его занятий материальную независимость, купив на взятые взаймы средства типографию, но не сладил с конкурентами и вынужден был продать свое дело. Всю жизнь потом он нес тяжкое бремя долговых обязательств и на собственном опыте узнал чудовищную практику ростовщиков, выплачивая бесконечные проценты, так и не освободившись от них до конца своей жизни. Долги отравили его существование, пришпоривая и без того немыслимо напряженную работу, лишая возможности свободно отдаваться своим интересам и привязанностям. Ему принадлежат выстраданные слова: «В наши дни наиболее реальным воплощением античных фурий являются кредиторы». Не случайно героем одного из первых его зрелых произведений стал ростовщик — живое воплощение власти денег над людьми.[2]

Жизнь во всех ее областях была полна бурных перемен — следствий Великой французской революции конца XVIII века. Старый феодальный строй был бесповоротно сломлен, буржуазия набирала сил, и после неоднократных смен политических режимов в стране революция 1830 года довершила победу буржуазии. Росли города, расширялась промышленность, появлялось все больше технических усовершенствований и изобретений, возникали новые отрасли науки, авторитет которой возрастал. Вместе с жизнью страны менялись моральные нормы: почтение к денежному мешку пересилило моральные заветы прошлого, упали в цене стародворянские представления о долге и чести. Бальзак был страстным наблюдателем столь наглядно изменявшейся жизни.

Перевороты в обществе и сознании людей отразились в литературе. Бурное романтическое движение уничтожило множество классических запретов, канонов и правил, считавшихся обязательными и во имя «хорошего вкуса» регламентировавших допустимые в искусстве темы и характеры, границы между жанрами, нормы литературного языка.

Да, голым местом стал стиль старого режима! ... Нет слов-патрициев и нет плебеев-слов! - напишет позже вождь романтиков Виктор Гюго.

Художники обратились к внутреннему миру современника, отражая его сложный, потрясенный дух. Зачитывались мятежным Байроном, причудливым и гениальным Виктором Гюго. В литературе засилье обезличенных сюжетов из античной мифологии сменилось интересом к историческому роману и драме, воспроизводившим неповторимый облик прошлых веков (романы Вальтера Скотта). Около 1830 года на первое место выходит современная тема, вызванная стремлением художников осмыслить свою эпоху и воплощенная в жанрах рассказа и романа. При этом все сколько-нибудь талантливые художники, как ни различны были их политические убеждения, отказывались измерять доходами ценность человеческой личности, отвергали утвердившуюся буржуазную бездуховность и пошлость.

Бальзак поставил перед собой огромную задачу: художественно выразить свое время в больших масштабах, выявляя развитие общества в судьбах частных лиц. Он задумал сделаться летописцем своей эпохи. «Самим историком должно было оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем.. Составляя опись пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи проявления страстей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, мне удалось бы написать историю, забытую столькими историками,— историю нравов».

2. Главные персонажи О. Бальзака

2.1 Папаша Гобсек

Мемуаристы оставили нам описание внешности этого невысокого человека с львиной гривой волос, легко носившего свою полноту, брызжущего энергией. Хорошо запоминались его золотисто-карие глаза, «выражавшие все так же ясно, как слово», «глаза, которые могли видеть сквозь стены и сердце», «перед которыми орлы должны были опускать свои зеницы...»

Пока Бальзак добивался признания, современники еще не подозревали, что его произведения через десятилетия и века будут считаться самым надежным и самым увлекательным свидетельством об его эпохе. Первыми поймут это его друзья Жорж Санд, Виктор Гюго.

Гобсек — означает «глотающий всухомятку», в примерном переводе — «живоглот». Так Бальзак переименует в процессе работы свою повесть, которая в 1830 г. носила еще нравоучительное название «Опасности беспутства». Ее герой, старый ростовщик, живущий одиноко и бедно, без семьи и привязанностей, неожиданно раскрывается как властитель сотен человеческих судеб, один из немногих некоронованных королей Парижа. Он владеет золотом, а деньги — ключ ко всем человеческим драмам. Сколько несчастных приходят умолять его о деньгах: «...влюбленная молодая девица, купец на пороге банкротства, мать, пытающаяся скрыть проступок сына, художник без куска хлеба, вельможа, который впал в немилость... потрясали... силой своего слова... ». Гобсек берет чудовищные проценты. Иногда его жертвы выходили из себя, кричали, потом наступала тишина, «как в кухне, когда зарежут в ней утку».[3]

В образе ростовщика полно выразилось характерное для Бальзака художественное видение человека. Он рисовал не посредственных, средних людей того или иного общественного класса, профессии, а обязательно наделял их выдающимися личными качествами, яркой индивидуальностью. Гобсек проницателен и предусмотрителен, как дипломат, у него философский ум, железная воля, редкая энергия. Он не просто копит богатства, главное — он хорошо знает цену своим клиентам, разоряющимся, опустившимся аристократам, которые ради роскошной жизни «крадут миллионы, продают родину». По отношению к ним он прав и чувствует себя справедливым мстителем.

В прошлом у Гобсека годы скитаний в колониальной Индии, полные романтических превратностей. Он знает людей и жизнь, видит самые тайные пружины общественного механизма. Но густые, сверкающие краски Бальзака способствуют его разоблачению. Извращающая сила денег проявилась в самой личности Гобсека: вообразив, что золото правит миром, он все человеческие радости променял на стяжательство, к концу жизни превратившись в жалкого маньяка. Повесть завершается потрясающей картиной гниения разнообразных ценностей, скрытых скупцом в его жилище. Эта груда, где перемешаны разлагающиеся изысканные кушанья и драгоценные предметы искусства,— грандиозный символ разрушительной силы стяжательства, бесчеловечности буржуазного строя жизни и мысли.

2.2 Рафаэль и «шагреневая кожа»

В 1831 году Бальзак завоевывает еще большую известность небольшим романом «Шагреневая кожа». Можно ли назвать его фантастическим? В этом произведении действует волшебный символ — кожа, которая исполняет все желания своего владельца, но при этом сокращает его жизнь соответственно силе желания... История Рафаэля, одинокого и бедного молодого ученого, затерянного в «мощеной пустыне» Парижа и остановленного па грани самоубийства волшебным подарком таинственного антиквара, обладала занимательностью арабских сказок, очень популярных в те годы. А вместе с тем эта блестяще написанная история, полная мысли и сердечного жара, открывала подлинную правду о Франции тридцатых годов, разоблачала лицемерие общества, которое наделяло властью убийц, бесконечно множило эгоизм, обедняло и сушило человеческую душу.[4]

2.3 Евгения Гранде

Изображение жизни в творчестве Бальзака расширялось, разнообразилось. В 1833 году в «Евгении Гранде» Бальзак открыл драматизм тусклого на первый взгляд провинциального существования. Это было очень важное открытие, целый переворот в истории западноевропейского романа: поэзия прозы. На фоне жизни провинциального города Сомюра Бальзак обрисовал скупца Гранде — тип той же породы, что и Гобсек, а вместе с тем и-глубоко от него отличный, и его кроткую, стойкую духом дочь любовь и жизнь которой отец принес в жертву своей страсти к золоту.