Смекни!
smekni.com

Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича "Город в степи" (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Агентство образования администрации Красноярского края

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Красноярский государственный университет

Факультет филологии и журналистики

Кафедра истории литературы и поэтики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича “Город в степи”

Выполнила: студентка 3-го курса

ФФиЖ заочного отделения Е.П. Головань

Преподаватель: Г.М. Шленская

Красноярск 2006


Содержание

Введение

1. Серафимович и его бессмертный роман

2. Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи»

2.1. Николай Николаевич Полынов

2.2. Петя

2.3. Елена Ивановна Полынова

2.4. Катя Полынова

Заключение

Литература


Введение

Тема нашей контрольной работы «Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи».

Объект – роман А.С. Серафимовича «Город в степи».

Предмет – образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи».

Выбор темы не случаен. К сожалению, в настоящее время творчество Серафимовича почти забыто. Нам не удалось найти ни одного современного исследования, касающегося, в частности, романа «Город в степи». Однако темы, затронутые в его произведениях, актуальны и по сей день.

Мы поставили перед собой следующую цель – проанализировать образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи».

Для ее реализации нам необходимо было:

1. изучить имеющуюся критическую литературу;

2. проанализировать образы интеллигентов в романе.

Нами было изучено три источника. Наибольший интерес вызвала работа А. Волкова «Серафимович», где дан полный анализ творчества писателя. К сожалению, исследование А. Волкова было издано в 1969 году, поэтому в нем сильна идеологическая составляющая.


1. Серафимович и его бессмертный роман

Писательская судьба Серафимовича, прожившего большую творческую жизнь, тесно связана с судьбой народа на длительном отрезке его истории – начиная с той поры, когда рабочий класс только пробуждался к борьбе, и кончая строительством социализма. На примере творчества Серафимовича мы особенно отчетливо видим преемственность нескольких литературных поколений. На произведения Серафимовича сочувственно откликнулись Г. Успенский, В. Короленко и Л.Толстой. О Серафимовиче как об учителе с благоговением вспоминали многие писатели. Среди них – М. Шолохов.

Серафимович был певцом рабочего класса. Со страниц его произведений, начиная с самых ранних, встают ярко, выразительно очерченные живые образы тружеников – изнемогающих от тяжелой работы, создающих свободное общество.

В дни празднования столетнего юбилея Серафимовича М.А. Шолохов говорил: «Его творчество, наряду с творчеством Горького, Маяковского, Алексея Толстого, Есенина… и других писателей, не будет забыто в нашей стране и за ее рубежами и станет культурным достоянием грядущих поколений…» К сожалению, Шолохов ошибся: в настоящее время очень трудно найти современные исследования по творчеству Серафимовича, а нынешний школьник и совсем не знает этого писателя.

Многие темы и мотивы, которые писатель использовал в очерках, рассказах, пьесах, послужили ему материалом для развертывания монументального полотна – романа «Город в степи». Обличая капиталистический строй, его устои и мораль, Серафимович все яснее сознавал, что в самом развитии капитализма заложены причины его гибели.

Над романом писатель работал несколько лет: с 1906 по 1910 год. «Писал с большими перерывами, - говорил он, - иногда по полгода не брался за рукопись. Параллельно работал над маленькими рассказами. Кое-как первую половину романа сколотил в Москве. Потом, в начале июня 1910 года, уехал с матерью из Москвы на Дон, в станицу Раздорскую, которая лежит на крутой горе, спадающей в Дон. Я нанял на этой горе двухэтажный казачий «курень» (деревянный дом). Крыльцо выходило на Дон. За Доном – без границ луг. Обстановка очень располагала к работе. Не было московской суетни. Можно было уединиться. После работы здесь хорошо было отдыхать…»

Впервые роман «Город в степи» напечатан в журнале «Современный мир», 1912, кн. 1, 2, 3, 4, 5; в 1913 году вышел отдельным изданием в книгоиздательстве «Шиповник», с некоторыми незначительными изменениями, главным образом стилистического характера.

Как художественное целое «Город в степи» - роман эпического звучания. Писатель хотел запечатлеть в нем те классовые столкновения, которые предвещали революционный взрыв. Роман тематически относится к определенному историческому периоду – к концу XIX в. Та задача, которую Серафимович поставил перед собой, - послужила лишь трамплином для более широкого осмысления и изображения жизни. Социальные события образы романа насыщены содержанием того времени, с которым хронологически связано содержание. Содержание же некоторых образов выходит за хронологические рамки, отражает социальные и политические сдвиги, происшедшие позднее.

2. Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи»

2.1 Николай Николаевич Полынов

Центральные образы романа – кабатчик, а затем капиталист Захар Короедов и инженер Полынов. Художественное развитие их взаимоотношений и создает атмосферу расслоения города на классы и социальные прослойки.

Полынов, его жена, студент Петя, Катя Полынова – все это представители интеллигенции. Они занимают колеблющуюся позицию между вырастающим в капиталиста Короедовым и рабочими поселка.

В начале романа Полынов конфликтует с рабочими как представитель железнодорожной компании, лишь впоследствии начинается его сложное и мучительное сближение с Захаром Короедовым. Сам Серафимович отмечал: «В лице другого основного героя романа, инженера Полынова, я хотел показать тоже чистый, но, по возможности, не утрированный тип буржуазного специалиста, не смазывая ни положительных, ни отрицательных черт. Я считал необходимым показать, что на деле он является последовательным служителем буржуазного строя. Вопреки своим намерениям. Он делает то, что в конечном счете нужно буржуазии. Отношение его к окружающей действительности – отношение классовое, а не личное…»

Развитие Полынова идет именно от этой борьбы его самим собой, от желания искренне и хорошо относиться к рабочим, защищая, однако, интересы своих хозяев, к полному разрыву с первыми и окончательному подчинению капиталу. Весьма характерна сцена конфликта Полынова с рабочими. В ней дается начало сползания Полынова с позиций отвлеченного гуманизма на позицию защиты собственных интересов.

В начале столкновения с железнодорожными рабочими Полынов искренне, не понимая существа вопроса, не вступая еще в разлад с самим собой, пытается их вразумить. И, как бы отмежевываясь от свои хозяев, он, подавив раздражение, говорит: «Вы не понимаете… Вы должны понять, что это зависит не от меня». [1; с. 116] Тут же к нему приходит осознание своего положения слуги: «Я простой исполнитель». Полынов не может понять, что рабочих интересует не его положение, а их собственная трагическая судьба. Продолжая и далее не понимать, что надо говорить не о себе, а о сути дела, Полынов все более сползает к защите собственного «я», все более отдаляется от рабочих.

Это происходит не просто. Внутренние колебания и переживания Полынова воссоздаются Серафимовичем глубоко аналитически. «Кто виноват?» - задает себе вопрос Полынов. И сам отвечает на него: «Никто!» Хоть он вначале и предполагает искренне. Что можно и нужно найти компромиссное решение, верх над отвлеченным человеколюбием берут социальные мотивы поведения. Сначала это чувство собственного интеллектуального и культурного превосходства над рабочими, затем это мысль. Что другой на его месте уже вызвал бы роту солдат. И, наконец, мелькает мысль: «Нет, с ними только плетью разговаривать». [1; с. 117]

В последующей сцене приезда высшего железнодорожного начальства Полынов изображен писателем уже в другом ракурсе: в отношениях с хозяевами, в стремлении сохранить независимость, сберечь собственное достоинство. При встрече начальства и в беседе с ним Полынов все время пытается подчеркнуть, что понимает, какая дистанция отделяет его от хозяев, и тем не менее он не позволит унизить себя, оскорбить его достоинство: «Один Полынов спокоен, одет, как всегда, - он всегда одет безукоризненно, - отдает приказания обычного порядка или работает в канцелярии. И только когда прибежали в впопыхах и объявили, что поезд подходит, Полынов неторопливо вышел на платформу, как бы говоря: «Хорошо, я выхожу, но это – простой акт вежливости».

« - Здравствуйте, Николай Николаевич! Эта часть пути у вас в прекрасном состоянии.

Полынов слегка наклонил голову, точно говоря:

«Разумеется, иначе и быть не могло…»

И так же сдержанно, точно подчеркивая разделяющую их черту, проговорил:

- Быть может, угодно отдохнуть с дороги?»

Это, считает А. Волков, уже, по сути дела, мысли лакея, готового к обиде, заранее обижающегося.

Рассказывая, как был задуман образ Полынова, Серафимович подчеркивал, что «отношение его к окружающей действительности – отношение классовое, а не личное». Серафимович развивал эти социальные мотивы поведения своего героя в двух планах: в личном – в отношениях Полынова с женой; в общественном – в связях Полынова с Захаром Короедовым, связях очень сложных, ибо и сам Короедов совершает определенную эволюцию как социальный тип.

Встреча Полынова с собственником железной дороги и высшим ее высшим персоналом предваряет его последующее падение – положение слуги Короедова, создающего свой капитал грязными махинациями. Взаимоотношения Захара Короедова и Полынова образуют одну из главных линий в романе, развивающих его сюжет.