Смекни!
smekni.com

Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях Гомера и Гесиода (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра политологии

Курсовая работа

На тему «Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях Гомера и Гесиода»

Выполнил:

Студент группы И-112 Хуснуллин А.В.

Челябинск 2010


Введение

Мир древнегреческой мифологической и философской литературы чрезвычайно разнообразен и интересен. Достаточно лишь взглянуть на бессмертные произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», прошедшие через века и сохранившие до сих пор свою актуальность. Ведь каким бы ни было время, в котором мы живем, все равно люди остаются такими же какими были в древности. Всё так же как и раньше стремятся к славе, богатству и власти. Заслуга Гомера в том, что уже тогда он сумел показать всем, что же на самом деле такое человек. Но не только с нравственной стороны можно охарактеризовать его труды, но и как наглядное пособие по тому, как все-таки жили древние греки, какие у них были обычаи и правила этикета, как строились их законы и управление обществом. Таким образом можно сказать что Гомер прописал всю социальную жизнь общества Древней Греции.

Политическую и экономическую мысли древних греков описал другой не менее известный мудрец – Гесиод. Он является первым исторически достоверным поэтом не только Древней Греции, но и всей Европы. Он стал основателем жанра назидательных поэм, которые послужили образцом для последующей дидактической поэзию. В поэме «Теогония» (то есть «Родословная богов») Гесиод собрал и систематизировал древнегреческие мифы, попытался изложить родословную богов-олимпийцев как единое целое. Поэма «Труды и дни» посвящена тяжбе Гесиода с братом Персом. Гесиод развертывает картину современного ему общества, где царит насилие и несправедливость. В поэме нашли отражение взгляды сельских тружеников на устройство общества, в котором лишь упорный, каждодневный труд должен приносить жизненное благополучие. Гарантом и стражем разумного общественного порядка должен выступить мудрый правитель, который у Гесиода выступает в образе Зевса.


ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос), древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э.

Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы — поэм «Илиада » и «Одиссея ». В античные времена Гомер признавался автором и других произведений: поэмы «Батрахомахия» и сборника «гомеровских гимнов». Современная наука закрепляет за Гомером только «Илиаду» и «Одиссею», причем существует мнение, что эти поэмы созданы разными поэтами и в различное историческое время. Еще в античные времена встал «гомеровский вопрос», который ныне понимается как совокупность проблем, связанных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.

«Илиада» (поэма об Илионе, т. е. Трое), древнегреческая эпическая поэма, приписываемая Гомеру, памятник мирового значения. По-видимому, возникла в 9-8 вв. до н. э. в Ионии на основе преданий о Троянской войне (13 в.). Написана гекзаметром (ок. 15 700 стихов). Главный герой «Илиады» — Ахилл. «Гнев Ахилла», оскорбленного верховным вождем Агамемноном, — основной мотив, организующий сюжетное единство поэмы. Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишенными «снижающего» юмора. Продолжением можно считать «Одиссею», поэму о странствиях Одиссея. Создана несколько позже «Илиады », приблизительно датируемой 8-7 вв. до н. э.; написана также как и Илиада гекзаметром (ок. 12 100 стихов). В основе «Одиссеи» — всемирно известный фольклорный сюжет: муж после долгих скитаний возвращается неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В образе Одиссея героические черты отступают на задний план перед качествами ума, хитрой изобретательностью и расчетливостью. «Одиссея» содержит больше бытовых картин и сказочного материала, чем «Илиада».В этих произведениях Гомера, можно увидеть то, как жили древние греки, изучить их быт, их заботы, нравственную сторону жизни общества и многое другое. В этой главе я изложу основные принципы социальной жизни общества того времени и приведу как можно более четкие примеры.

Древние греки – народ гостеприимный и им без разницы, какого их гость статуса и национальности, за исключением, возможно, рабов. Обычаи встречать гостей были очень интересны, так как всегда соблюдались какие-либо особые правила гостеприимства и общения с гостем. Гостя всегда встречал сам хозяин дома или же один из его старших сыновей и взяв за правую руку проводил его в дом. Стоит также отметить, что если гость был вооружен, то он должен был вручить свое оружие (меч, копье или лук) хозяину дома, а он в свою очередь убирал его в надежное место. Таким образом, гость как бы полностью доверял себя в распоряжение хозяина дома, а хозяин же мог быть уверен, что гость не имеет злых намерений в его отношении. Гостем, опять же, мог быть любой свободный человек, будь то богатый или бедный, и его всегда сажали за стол с хозяином, стелили ему на кресла со специальной скамейкой для ног и давали вкусить пищу из одного блюда и пить вино из одного кувшина с хозяином. Уставшим с дороги путникам всегда предлагали переночевать в доме. Хозяева того времени были очень радушными и гостеприимными и могли пригласить к себе совершенно незнакомого человека.

Встреча странника Телемахом, сыном Одиссея, в его доме:

«…он увидел Афину;

Тотчас он встал и ко входу поспешно пошел негодуя

В сердце, что странник был ждать принужден за порогом;

приближаясь,

Взял он за правую руку пришельца, копье его принял,

Голос потом свой возвысил и бросил крылатое слово:

«Радуйся странник; войди к нам; радушно тебя угостим мы;

Нужду ж свою нам объявишь, насытившись нашею пищей»,

Кончив, пошел впереди он, за ним Афина Паллада

С нею вступя в пировую палату, к колонне высокой

Прямо с копьем подошел он и спрятал его там в поставе

Гладкообтесанном…

…К креслам богатым, искусной работы, подведши Афину,

Сесть в них ее пригласил он, покрыв наперед их узорной

Тканью; для ног же была там скамейка…»

Не малую роль играют такой обряд, как омовение ног гостя. Хозяева таким образом предлагают путнику отдохнуть с дороги и вернуть силы. Но не одни ноги можно умыть – знатные гости направляются в ванны, где их уставшие тела рабыни натирали душистым маслом, после их одевали в просторную одежду.

«После того как глазами они [Телемах и Писистрат] нагляделись досыта,

Оба пошли и в прекрасно отесанных вымылись ваннах.

Вымыв, невольницы маслом блестящим им тело натерли,

После надели на них шерстяные плащи и хитоны.

Выйдя, уселися рядом они с Менелаем Атридом.

Тотчас прекрасный кувшин золотой с рукомойной водою

В тазе серебряном был перед ними поставлен служанкой

Для умывания. После расставила стол она гладкий».

Но гостеприимство на этом не кончается, ведь существует еще этика путешественников и охотников, которые тоже приглашают к своему очагу случайных путников. В этом случае действуют особенные правила, такие как встреча и рукопожатие путников. Роль мягких кресел в данном случае играют мягкие кожи и шкуры животных. Сажают гостей среди своих, возможно, это тоже какой-то способ защиты от внезапной агрессии и наливают им вина и дают отведать мяса и хлеба, как жест дружелюбия.

Встреча Нестором и его дружиной Телемаха и Поликаста:

«Все, иноземцев увидя, пошли к ним навстречу и, руки

Им подавая, просили их сесть дружелюбно с народом.

Первый, их встретивший, Несторов сын, Писистрат

благородный,

Ласково за руки взявши обоих, на бреге песчаном

Место на мягких разостланных кожах занять пригласил их

Между отцом престарелым и братом Фросимедом.

Сладкой утробы отведать им дав, он вином благовонным

Кубок наполнил, вина отхлебнул…»

Древние греки, как и любой народ, имели своих богов, и ни одно из празднеств или же очень важных переговоров не проходило без обряда жертвоприношения. Обычно в жертву приносились быки, пасшиеся на обильных лугах, но иногда и использовали баранов и коз. Процесс жертвоприношения описывается Гомером довольно четко:

«Руки омыв, ячменем всю телушку осыпал и, срезав

Шерсть с головы ее, бросил в огонь и молился Афине.

Все помолились потом и осыпали зернами жертву.

Несторов сын, Фрасимед горделивый, мгновенно приблизясь

К жертве, нанес ей удар, разрубив топором сухожилья

Шеи, и силу у телки расслабил. И клик испустили

Дочери все и невестки с самой Евридикой почтенной,

Нестора старца женою, Клименовой дочерью старшей.

Те же, с широкодорожной земли приподнявши, держали

Телку. Ножом Фрасимед ее в шею ударил. Когда же

Черная вытекла кровь и дух ее кости оставил,

Тотчас на части ее разделили и, вырезав бедра

Так, как обычай велит, обрезанным жиром в два слоя

Их обернули и мясо сложили на них остальное.

Нестор сжигал на огне их, багряным вином окропляя.

Юноши, около стоя, держали в руках пятизубцы.

После, как бедра сожгли и отведали потрохов жертвы,

Прочее все, на куски разделив и наткнувши на прутья,

Начали жарить, руками держа заостренные прутья.

Вымыла гостя меж тем Поликаста, прекрасная дева,

Нестора младшая дочь, Нелеева славного сына,

Вымывши, маслом блестящим она ему тело натерла,

Плечи же гостя одела прекрасным плащом и хитоном.

Видом подобный бессмертным богам, из ванны он вышел