Смекни!
smekni.com

Поиски И.С. Тургеневым "новой" манеры в повестях 50-х годов. Повесть "Муму": её идейный смысл, образы, язык, композиция (стр. 1 из 2)

Контрольная работа

"Поиски И.С. Тургеневым «новой» манеры в повестях 50-х годов. Повесть «Муму»: её идейный смысл, образы, язык, композиция"


Введение

Творчество любого писателя – это отражение его внутреннего мира, его взгляды на те или иные события жизни, общества, его чувства, эмоции, переживания, но, прежде всего, это отклик на его собственную жизнь. Подтверждается это тем, что любое произведение написано в какой-то определенный период жизни писателя, а, значит в той или иной мере связано с этим самым этапом. Ведь именно то, что волнует ум творца, волнует его душу, непременно рассматривается им в творчестве. Иван Сергеевич Тургенев не исключение.

Каждый этап жизни Тургенева связан с определенными событиями, а, значит, знаменуется написанными им произведениями. Его, как истинного патриота своей Родины, волновала судьба России, поэтому его произведения не просто повествуют о тех или иных событиях, но и заставляют чувствовать, размышлять. Сильный и страстный призыв об отмене крепостного права звучит, например, в его повести «Муму».

Понять, каким образом автор добился столь высокого мастерства в описании событий и людей, нам поможет изучение жизни Ивана Сергеевича, а также детальный анализ повести «Муму». Поэтому тема нашей контрольной работы звучит как: «Поиски Тургеневым «новой» манеры в повестях 50-х годов. Повесть «Муму» – ее идейный смысл, образы, язык, композиция». Цель исследования – рассмотреть становление и развитие творчества Тургенева в 50-е годы, проанализировать повесть «Муму». В связи с целью выделим следующие задачи исследования:

1. ознакомиться с фактами биографии писателя;

2. ознакомиться с жанрами и содержанием произведений, написанных именно в период 50-х годов.

3. проследить поиски «новой» манеры в творчестве Тургенева;

4. проанализировать историю создания повести «Муму»;

5. проанализировать композиционную сторону, язык, образы произведения и его идейный смысл.

Объектом исследования являются сведения о жизни писателя и анализируемое произведение. Предметом – идейный смысл и художественное содержание повести.


1. Поиски «новой» манеры

1.1 Биографические данные писателя в период 50-х годов

Следуя теме нашей контрольной работы, рассмотрим конкретный этап жизни и творчества писателя, а именно 50-е годы.

С начала 1847 г. по июнь 1850 г. он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев – свидетель французской революции 1848 г.): опекает больного Белинского во время его путешествия. Также тесно общается с П.В. Анненковым, А.И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно. 1849 год – живет во Франции и покупает дом в местечке Куртавиль, чтобы быть ближе к Виардо. На этом этапе своей жизни Тургенев создает повести «Петушков» (1848 г.), «Дневник лишнего человека» (1850 г.), комедии «Холостяк» (1849 г.), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851 г.), психологическая драма «Месяц в деревне» (1855 г.). Главное дело этого периода – «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч». Отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852. В этот сборник вошло двадцать два очерка. Публикуются повести «Затишье» (1854 г.), «Яков Пасынков» (1855 г.), «Переписка», «Фауст» (обе 1856 г.). Эти повести создают единую по мысли группу произведений, одних из наиболее поэтичных и глубоких по настроению во всем творчестве.[1]

В мае 1853 г. за отклик на смерть Н.В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую. Там и была написана повесть «Муму» – рассказ о несправедливости и ужасах крепостничества. Тут же описывается судьба того самого «маленького» человека, простого крестьянина Герасима. Именно это произведение мы и рассмотрим подробно в данной работе.[2]

1.2 Совершенствование Тургеневым писательской манеры

Повестям 50-х годов посвящены статьи и отзывы видных русских писателей и критиков. В них 50-е годы характеризуются как имевшие особенное значение в жизни и деятельности Тургенева. В основном речь идет о том, что произведения указанного периода явились итогом философских, общественных исканий, в них проявились стремление художника к глубокому психологическому изображению героев, к значительному усилению голоса автора, который, по мнению современников, чутко улавливал основные тенденции эпохи, ощущал биение пульса современности. Поэтому наиболее подробно рассматривается в них тема «лишнего человека», с которой тесно связана общая тематика этих произведений. Менее освещенной является тема любви в этих повестях, реже отмечается особенность преимущественного изображения интимно-психологической стороны сюжетной линии. Это связано с тем фактом, что на первый план у Тургенева выдвигается мотив невозможности личного счастья для глубоко и тонко чувствующего человека в условиях русской действительности. Во всех своих начинаниях – общественных и личных – эти герои неизменно терпят неудачи, им не оказывается места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Но важно отметить, что повести трактуют нравственные, эстетические проблемы любовных отношений, хотя и овеяны мягким и грустным лиризмом.

Однако в обществе нарастала потребность в новой концепции романа, отличной от гоголевской. Необходимость этого становилась все более очевидной во второй половине 50-х годов и многообразно выразилась в творческой практике романистов.

Именно под этим знаком идут поиски «своей тропы» у Тургенева. Уже в 1852 году в письме к Анненкову он говорит о бесплодности своей старой манеры: «Довольно я старался извлекать из людских характеров разводные эссенции – triples extraits – чтобы влить их потом в маленькие скляночки, – нюхайте, мол, почтенные читатели, – откупорьте и нюхайте – не правда ли – пахнет русским типом?» [3]

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни – общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей «натуральной школы» (ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.) был «маленький человек» с его нелегкой житейской судьбой

Таким образом, ознакомившись с литературными веяниями и потребностями того времени, когда творил Тургенев, приходим к следующему выводу: поиск «новой» манеры был необходим не только по требованиям общества, литературы, но сам собой возникал в связи с совершенствованием писательского опыта Тургенева. Если раньше он писал повести описательного характера, много внимания при этом уделяя любовной теме, то в 50-е годы происходит некий перелом в его сознании и произведения его принимают более психологическую, социальную окраску. Скорее всего, процесс такого становления вполне естественен для любого писателя – от малого к большему.

2. Повесть «Муму»: её идейный смысл, образы, язык, композиция

2.1 История написания произведения и прототипы образов повести

Повесть «Муму», написанная в 1852 г., когда Тургенев находился под арестом за публикацию некролога о Гоголе, еще до печатания стала известна современникам. Чтение повести автором производило на слушателей очень сильное впечатление и возбуждало вопросы о прообразах, реальной основе произведения, о причинах лирического сочувствия, которым Тургенев окружает своего героя. Когда в 1854 г., после долгих споров цензоров, повесть появилась в «Современнике», критики по-разному истолковали ее смысл. Рецензент «Пантеона» заметил в «Муму» «лишь простую историю любви бедного глухонемого дворника к собачонке, погубленной злою и капризною старухою». Этому отвлеченно-моралистическому восприятию повести противостояли впечатления и оценки других критиков. И.С. Аксаков видел в Герасиме «олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости». Герцен рассматривал повесть прежде всего не с общенациональной, а с социально-исторической точки зрения. «Тургенев, – писал он в статье «О романе из народной жизни в России», – не побоялся заглянуть в душную каморку дворового, где есть лишь одно утешение – водка. Он описал нам существование этого русского «дяди Тома» с таким художественным мастерством, которое, устояв перед двойною цензурой, заставляет нас содрогаться от ярости при виде этого тяжкого, нечеловеческого страдания».[4]

Но это не вся история произведения. Началась эта самая история намного раньше повести и берет свое начало в детстве Ивана Сергеевича. А герои – совсем не вымышленные лица, а реально существовавшие люди.

Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическая констатация для нас привычна: из этой среды вышло большинство крупнейших русских писателей XIX столетия. И, может быть, привычка-то как раз и мешает нам видеть парадоксальность самого этого факта.

Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уродует характеры самих господ. Его мать. Варвара Петровна, – говорить нужно сначала и преимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома, – происходила из богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых. Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобретены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.

Отношения в этой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич, отец писателя, должно быть, даже и не пытался посягать на прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения.