Смекни!
smekni.com

С Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. «Божественная комедия» Данте – как предвестник новой

европейской литературы …………………………………………………………5

1.1. Жизнь и творчество Данте А. – его шествие «по кругам ада»…………. 5

1.2. Эпическая поэма Данте – поэтическая энциклопедия средних веков…..7

2. Художественное своеобразие «божественной комедии» Данте,

как отражение жизни и смерти в средние века………………………………...13

2.1. Политический и психологический смысл поэмы Данте А …………….13

2.2. Мысли Данте – как тема для поколений поэтов………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………………………………………...24

Приложение………………………………………………………………………25

Введение

Средние века – период в цивилизации, который был насыщен событиями, вносившими в жизнь людей трагедий, войн, переживаний и страданий. Возникали они по причине борьбы за власть и передел власти. Для средневекового общества характерна устойчивая и малоподвиж­ная система ценностей и представлений, основанная на религиоз­ных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».

Важными характерологическими особенностями данного обще­ства являются также стремление к внутреннему единству и внеш­нему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на консерватив­ный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период средневековья происходит зарож­дение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т.д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следу­ет особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Данте жил в эпоху классического средневековья. Его творчество является отражением того, что было заложено в его сознании, которое требовало участия в событиях и жизни того бурного времени.

Его творчество явилось началом появления не только новой итальянской литературы, но и явление в новой европейской литературе.

Многочисленные произведения великого поэта Возрождения дали начало новому направлению в поэзии – эпическому изложению происходящего, внося в религиозные сцены земное начало.

Тема данной курсовой работы «С Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века (на примере художественного произведения).

Рассмотрение темы жизни и смерти в средние века на примере поэмы Данте А. «Божественная комедия» является актуальной. В настоящее время существует проблема недостаточного освещения творчества Данте А. в научной и познавательной литературе, при написании работы был собран исследовательский материал, рассматривающий жизнь и творчество Данте А., вышедший в свет в 70-80 годах ХХ века.

Проблемы единства, любви, жизни и смерти волновали и волнуют людей в любое время, поэтому данная тема актуальна и для меня, это и определило выбор темы.

Объект исследования: творчество Данте А.

Предмет исследования: жизнь и смерть в средние века на примере «Божественной комедии» Данте.

Цель работы: рассмотреть особенности мировоззрения А. Данте, его отношение к жизни и смерти в средние века на примере «Божественной комедии».

В соответствии с темой и целью курсовой работы определены задачи, которые заключаются в следующем:

- используя теоретический материал изученных источников рассмотреть «Божественную комедию» как поэтическую энциклопедию средних веков;

- выявить предпосылки жизни и творчества Данте для создания эпической поэмы;

- определить художественное своеобразие поэмы в отражении жизни и смерти средние века;

- определить политический и психологический смысл поэмы «Божественная комедия».

Теоретическим материалом для работы явились работы следующих авторов: статья Борисова А.С. «Политика и мораль Данте». Автор рассматривает основные направления мысли Данте при написании поэмы – ее политический и психологический смысл.

Рассматривает поэму как источник для рассуждений о жизни и смерти в любую эпоху.

Власинец А.А. в монографии «Средние века в поэзии Данте» исследует исторические особенности цивилизации средних веков, как последствия инквизиции, варварства и противостояния религии с властью, как следствие борьбы противоположностей, в которой принимает участие простые смертные.

Автор анализирует «Божественную комедию» как образец взаимосвязи трех ипостасей поэмы, как состояний души в каждом человеке.

При написании работы использована специальная литература по дисциплине «история мировых цивилизаций». «Мировая художественная культура», «Зарубежная литература».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

1. «Божественная комедия» Данте – как предвестник новой европейской литературы

1.1. Жизнь и творчество Данте А. – его шествие «по кругам ада»

Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 г. Мать его рано умерла, а отец, человек среднего достатка, был занят при­умножением своего состояния и заботами о новой семье, в ко­торой у него родились сын и две дочери.

Школа дала Данте не слишком широкое образование, но все же познакомила с геометрией и астрономией, историей и антич­ностью. Вергилий, Овидий, Эзоп* были первыми учителями Данте в литературе. Но главным его наставником стал родной город, с богатыми домами, узкими улочками ремесленников, с праздниками, освещенными факелами, и непокорной рекой Арно, которая время от времени выходила из берегов и сноси­ла мосты. Жители Флоренции были разделены на две партии: гвельфы были сторонниками папской власти, гибеллины поддержи­вали германских императоров. Вой­на горожан и феодалов взрывала покой Флоренции, города, населен­ного искусством и знаменитого сво­ими художественными промыслами. Юного Данте равно привлека­ли поэзия и политическая борьба.

В юности Данте встретил пре­красную девушку по имени Беатри­че Портинари, которую он назвал Благороднейшей. «Любовь воцари­лась над душой моей, — писал Дан­те в книге «Новая жизнь», где рас­сказывал об истории своих отноше­ний с Беатриче, — и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным анге­лом ». Вот как описывает Данте одну из этих встреч: «Эта див­ная Донна явилась мне облаченной в белоснежный цвет... и, проходя по улице, обратила очи в ту сторону, где я стоял, весьма оробев... Она поклонилась мне столь благостно, что мне показа­лось тогда, будто вижу я предел блаженства... И так как в пер­вый раз тогда ее излетали слова, дабы достичь моего слуха, то я испытывал такую сладость, что словно опьяненный покинул людей и уединился в своей комнате и стал размышлять об Учти­вейшей».[1, c. 34]

Беатриче вышла замуж, родила детей и умерла в 25 лет. А Данте и после ее смерти продолжал писать ей сонеты и покло­нялся ей всю жизнь. Вот один из сонетов «Новой жизни», ис­полненный рыцарского поклонения даме сердца.

Чей дух пленен, чье сердце полно светом, Всем тем, пред кем сонет предстанет мой, Кто мне раскроет смысл его глухой, Во имя Госпожи Любви — привет им!

Смятение сердца Данте пытается заглушить политически­ми бурями, которыми изобиловала накаленная распрями жизнь Флоренции. Он участвует в битве при Ареццо и избирается в Совет Ста, управлявший Флорентийской республикой, он бо­рется с правителями, пытавшимися лишить Флоренцию неза­висимости, и отстаивает интересы родного города перед лицом папы римского. В 1302 г., обвинив в подстрекательстве к мяте­жу, Данте изгоняют из Флоренции. Жена и дети не последова­ли за ним. Скитаясь по Италии, находя лишь временный при­ют у разных властителей, Данте не переставал работать как поэт и мыслитель. Он пишет трактаты «Пир», «О народной речи», «О монархии», где отстаивает идеи единства итальян­ского народа.

В 1316 г. Флоренция объявила амнистию изгнанникам. Но условия возвращения были унизительны: уплата штрафа и пуб­личное покаяние. Данте, измученный скитаниями, все же от­вергает эти условия и пишет другу: «Это не путь возвращения на родину, но если вы и другие мои друзья найдете иной путь, который не будет унизителен для славы и чести Данте, я не буду медлить. А если нет такого пути, чтобы вернуться во Фло­ренцию, то я никогда туда не вернусь». Гордость, достоинство поэта не позволили Данте увидеть родной город, который он бесконечно любил и яростно проклинал за несправедливость, продажность, пороки.[2, c. 13]

Последние семь лет своей жизни Данте провел в Вероне и тихой Равенне, где мог спокойно заниматься наукой и главным делом своей жизни — «Божественной комедией».

1.2. Эпическая поэма Данте – поэтическая энциклопедия средних веков

Возрождение новой культуры в средние века начинается в XIV столетии на этапе Треченто и характеризуется культур­ными инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архи­тектуры (собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города — Фло­ренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке свое ars nova (новое искусство).

Из многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значи­тельным считается «Божественная комедия» — эпичес­кая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобно тому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте при­писывают роль создателя итальянского литературного языка.