Смекни!
smekni.com

Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон" (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Кафедра зарубежной и русской литературы


Курсовая работа
Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского

«Дядюшкин сон»


Выполнила:

студентка 3 курса группы «»
филологического факультета

Научный руководитель:
ассистент

Стерлитамак 2005


СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»........................................................ 5

§1. Творческая история повести «Дядюшкин сон»................................... 5

§2. Повесть «Дядюшкин сон» в оценке литературоведов....................... 10

Глава 2. Средства изображения характера главных героев в повести Достоевского «Дядюшкин сон»................................... 12

§1. Роль портрета и речевой характеристики женских образов в повести «Дядюшкин сон».......................................................................................... 12

§2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским........................ 16

§3. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон»............. 19

Заключение................................................................................................. 20

Библиография............................................................................................ 21

Введение

Нет в русской литературе такого писателя-классика, который возбуждал бы своим творчеством столь различные, неред­ко даже противоположные суждения и оценки, как Достоевский.

Объясняется это, конечно, глубочайшими противоречиями миропонимания Достоевского и вытекающей отсюда слож­ностью и разносторонностью содержания и формы его произ­ведений. Но такая сложность и противоречивость не была просто личным, прирожденным свойством его мышления и та­ланта. Она была по-своему порождена напряженной обществен­ной борьбой, которая происходила в русском обществе в 1840 – 1870-е годы, во время формирования мышления и та­ланта писателя, и в которой он постепенно занял совершенно особенное и самостоятельное место. Для того, чтобы это понять необходимо проследить хотя бы коротко путь жизненного и твор­ческого развития писателя.

Если уж говорить о тех характерных сторонах гения Достоевского, в которых дей­ствительно отражается русская душа, русский национальный характер, то это как раз то, что можно назвать беспощадностью в стремлении дойти до самого предела, до конца в развязывании всех, самых сокровенных узлов мысли и чувства, в беспощадной искренности обнажения всего того, что враждебно справедливости и правде. Герой Достоевского мучается противоречием между присущим ему стремлением к правде, справедливо­сти, добру и тем, что окружающая его действительность вынуждает тво­рить зло. Пусть Достоевский ошибался, считая стремление к добру и стрем­ление к злу одинаково сильными и вечными, неизменными в душе человека; пусть он ошибался, стремясь перенести борьбу между добром и злом в метафизическую плоскость борьбы между богом и дьяволом, где поле битвы — сердца людей, в сферу изолированной, извечно равной самой себе человеческой души; это вело к своего рода «дурной бесконечности» замкнутого психологического самоанализа. Но все же голос реальной дей­ствительности, реальных страданий человечества, стремление к предель­ной правдивости всегда звучали в его произведениях с неослабевавшей силой[1].

И в повести «Дядюшкин сон» присутствуют данные мотивы. Может показаться странным, что Достоевский, еще в раннем своем творчестве обративший внимание критики «мрачным, унылым, болезнен­ным тоном» (Н. А. Добролюбов) своих повестей, пережив дантов ад «Мертвого дома» и свое «освобождение» из него солдатом в затерянный где-то на задворках империи полк, заявляет вдруг читателям о своем возвращении в литературу после десятилетнего перерыва как писатель комический. Правда, способность автора «Бедных людей» к юмору как «преобладающая черта его таланта» была отмечена еще первым его цени­телем — В. Г. Белинским. Но даже если целиком согласиться с этой оценкой великого критика, нельзя не заметить все же явного вроде бы несоответствия между веселым смехом «Дядюшкиного сна», увлекающего читателя целым каскадом lazzis (шуток — импровизаций в духе итальян­ской комедии масок), и безрадостным, полунищенским существованием их создателя, сосланного на поселение после каторги в Семипалатинск.

Таким образом, определяется цель исследования – выявление причин написания сатирического произведения, раскрытие исторических условий, мировоззрения Достоевского, литературных источников; описание своеобразия конфликта, системы героев.

Актуальность же данной работы в том, что повесть «Дядюшкин сон» в основном в литературоведении обходят стороной, как произведение несвойственное писателю и малозначимое. В связи с этим важным представляется изучение места данного произведения в творчестве Достоевского и его роль.

В исследованиях Г. М.Фридлендера, М. С. Альтмана, Л. П. Гроссмана, Н. П. Утехина, Н. Ф. Бельчикова, В. Н. Захарова и др. есть указания на «Дядюшкин сон», его творческую историю и значение, проблему жанра.

Материал, представленный в курсовой работе, обладает ценной практической значимостью. Во-первых, на лекциях и семинарах, посвященных изучению творчества Достоевского и особенно такого переломного в его жизни момента, как связь с кружком петрашевцев, каторга и поселение в Сибири; во-вторых, на спецсеминарах и уроках. Необходимо подчеркнуть, что дальнейшее развитие и углубление темы может послужить для написания дипломной работы и других научных исследований.

Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»

§1. Творческая история повести «Дядюшкин сон»

Сороковые годы XIX века, когда начали складываться идей­ные интересы и идеалы Достоевского, были началом очень большого и глубокого перелома во всей русской общественной жизни — постепенного превращения России крепостнической в Россию буржуазную. Назревал общий кризис самодержавно-крепостнической системы. Это уже смутно сознавали лучшие люди из русской интеллигенции, особенно разночинской, демо­кратически мыслящей, такие, как Белинский, Петрашевский, их соратники и ученики[2].

Во второй половине 40-х годов Достоевский сближается с критиком «Отечественных записок» Валерианом Майковым, его братом – поэтом А. Н. Майковым и А. Н. Плещеевым. Через них он связывается с кружком М. В. Петрашевского. С начала 1847 года Достоевский становится посетителем «пятниц» Петрашевского, на которых обсуждались острые вопросы современной политической жизни и теории утопического социализма. Участники кружка Петрашевского были людьми разных взглядов, но их объединяло отрицание самодержавно-крепостнического режима и увлечение утопическим социализмом. В кружке «петрашевцев» осо­бенно популярны были теории утопических социалистов — Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Однако «мирные» идеи Фурье и Сен-Симона, их мечтания об устройстве справедливого общества, основанного на равенстве его членов, которые будут добровольно нести трудо­вые обязанности, в условиях русской действительности приобретали антикрепостнический характер, и «петрашевцы» в своих полити­ческих чаяниях стали на путь революционной подпольной организации. Петрашевцы выдвигали широкую программу демократических преобразований, и прежде всего уничтожение крепостного права. Достоевский вместе со Спешневым и некоторыми другими петрашевцами пытались организовать нелегальную типографию для печатания пропагандистской литературы. 23 апреля 1849 года он, как и прочие посетители «пятниц», был арестован и почти восемь месяцев провел под следствием в каземате Петропавловской кре­пости. В особую вину ему ставилось чтение и распространение знаменитого письма Белинского к Гоголю. Суд признал Достоев­ского виновным «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов», в «распространении преступного о рели­гии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышлен­ного сочинения поручика Григорьева» и приговорил его к лише­нию «всех прав состояния» и к «смертной казни расстрелянием». Этот приговор был заменен Николаем I ссылкой на каторжные работы на 4 года с лишением дворянства и определением после каторги на военную службу рядовым. Эта царская «милость» была объявлена Достоевскому и другим осужденным, когда они уже приготовлены были к расстрелу. 24 декабря 1849 года До­стоевский вместе с партией арестантов, закованных в кандалы, был отправлен по этапу в Сибирь[3].

Так поплатился будущий великий писатель за свое участие в нелегальном политическом движении 40-х годов. Но это уча­стие оставило неизгладимый след на всем складе его умствен­ной жизни. Достоевский навсегда сохранил демократичность своих стремлений и идеалов, постоянное сочувствие к людям унижаемым и оскорбляемым. Он вынес вместе с тем из испыта­ний своей молодости не только неизменный, но все возрастаю­щий (по обстоятельствам дальнейшего развития России) жгучий интерес к важнейшим, кардинальнейшим проблемам устройства человеческой жизни, исключительную склонность к нравственным исканиям и, наконец, глубокую страстность своего художественного мышления. Однако все это сказалось в полную силу в мировоззрении и творчестве писателя лишь позднее — в пореформенные десятилетия[4].

С 1850 по 1859 год Достоевский провел мучитель­ное десятилетие каторги и ссылки в Сибири. Около четырех лет он находился в Омской крепостной тюрьме, пребывание в которой описано им в «Записках из Мерт­вого дома». По словам писателя, он в эти годы «был похоронен живой и закрыт в гробу». Положение арестанта в Омском остроге, закованного в «ножные железа», подвергающегося оскорблениям и унижениям тюремного начальства и опасности расправы со сто­роны уголовных преступников, тягостно действовало на писателя. У него появилась тяжелая нервная болезнь — эпилепсия, припадки которой мучили его в дальнейшем всю жизнь. Однако эти суровые четыре года, проведенные в Омском остроге, не прошли для писателя бесследно. Здесь он встретился с людьми из народа, с солдатами, крепостными крестьянами, с которыми близко позна­комился в условиях каторжного быта.