Смекни!
smekni.com

Мотив метели в поэзии Б.Л. Пастернака (стр. 1 из 7)

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шуйский Государственный Педагогический Университет»

Кафедра литературы и методики обучения

Дипломная работа

МОТИВ МЕТЕЛИ В ПОЭЗИИ Б.Л. ПАСТЕРНАКА

Работу выполнила студентка

5 курса 2 группы историко-филологического факультета

Воробьёва Светлана Юрьевна

Специальность – 032900.00

филология с дополнительной специальностью 032600 история.

Работа защищена

С отметкой « »

Председатель государственной экзаменационной комиссии

___________________(Л.Н. Таганов)

«______» __________________ 2004

Научный руководитель

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой литературы и методики обучения

________________(В.П. Мешеряков)

«______» __________________ 2004

ШУЯ - 2004


Содержание

Введение

Глава 1. Эволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака

Глава 2. Поэтический образ бытия

2.1 Символический план мотива

2.2 Противоборство стихий (метель-огонь)

Заключение

Литература


Введение

Актуальность темы.

В феврале 1990 года отмечалось 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта XX столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Пастернака. В публикациях о творчестве и судьбе Б. Пастернака воссоздан образ удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова. На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. «Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияние на его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности».[1] В письме к Жаклин де Труайяр от 1959 г., обращаясь к годам своей юности. Б. Пастернак говорит о стремлении постигать если не Вселенную, то какое-то измерение вещей, несравненно более широкое, чем личные впечатления.

Сейчас, хоть и реже, чем в 1988-1991 годы, в газетах и журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б. Пастернака, о его произведениях. Многое написано, сказано, но во многом ещё следует разобраться. Освещены многие темы и основные мотивы произведений этого автора, но и многое ещё не изучено.

В качестве основных источников нами будет использовано множество журнальных, газетных публикаций, монографии. Второй номер «Литературного обозрения» за 1990 год полностью был посвящен Б. Пастернаку. Такие статьи, как: Бухштоб Б.Я. Лирика Пастернака. // Литературное обозрение. 1987. №9; Померанц Г. Неслыханная простота: [о поэзии Б. Пастернака]. // Литературное обозрение. – 1990. №2; Франк В.С. Водяной знак: [Поэтическое мировоззрение Пастернака] // Литературное обозрение. – 1990. №2 и другие наиболее ярко выражают характер поэзии Б. Пастернака.

Большое значение имело издание первой советской монографии. Посвященной жизни и творчеству Б. Пастернака, написанной Е.Б. Пастернаком «Борис Пастернак: материалы для биографии» (М, 1989 г.) В книге используется огромное число писем, мемуарных свидетельств. Содержательная рецензия М. Флейшмана на эту книгу была опубликована в журнале «Новый мир» за 1991 г. №5.

Издательство «Советский писатель» выпустило монографию В. Альфонсова «Поэзия Б. Пастернака» (Л., 1990 г.). Это литературно-критический разбор творчества Б. Пастернака от первых сборников до стихотворений последних лет.

Так же к юбилею почти во всех философских и литературно-художественных журналах было опубликовано много материалов, касающихся писателя. А журнал «Литературное обозрение» (1990, №2), выпуск «Досье литературной газеты», журнал «Наше наследие» (1990, №2) и др. вообще были полностью посвящены Пастернаку. В них собраны различные публикации: письма, записи Б. Пастернака, воспоминания современников, фрагменты дневников, статьи, исследования, фотографии.

В статье «Пастернак и символизм» (вопросы литературы, 2002. №2) Клинг наиболее ярко осветил проблему поэзии Пастернака и поэзию символизма. Статья «Б. Пастернак. Метель.» (журнал «Поэтический строй русской лирики». – Л., 1973 г.) посвящена стихотворению «Метель», автор статьи – Смирнов И.П. рассмотрел стихотворение с точки зрения поэтического строя русской лирики, отметил наиболее яркие особенности ранней лирики Б. Пастернака.

В 1990 году в Москве были проведены пастернаковские конференции. Материалы Межвузовской конференции, прошедшей в Персии, были опубликованы.

Таким образом, можно сделать вывод, что поэзия Пастернака изучается и исследуется. Но недостаточно изучен мотив метели в поэзии Пастернака, эту тему незаслуженно забыли, а она играет далеко не последнюю роль.

Цель и задачи исследования.

В данном исследовании мы постараемся детально разобрать, как отражается мотив метели в поэзии Пастернака, какое место занимает мотив в его творчестве, каким символическим планом обладает, как взаимосвязан мотив с другими мотивами лирики. Попытаемся рассмотреть мотив метели как проявление стихии, ведь в метели, как в природном явлении, безусловно присутствует стихийное начало.

Понятие «стихия» имеет множество значений. Стихия (от греч. Stoicheion – первоначально элемент). В древней натурфилософии – одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, металл, земля – в древнекитайской философии: земля, вода, воздух, огонь]. Другое значение – явление природы, проявляющееся как могущественная, разрушительная сила.

В словаре иностранных слов даётся дополнительное толкование этого слова:

У древнегреческих философов-материалистов – основные элементы природы: огонь, воздух, земля и вода;

Явления природы, отличающиеся часто разрушительной силой (например, ураган, шторм, вулканические извержения);

Отсутствие организации, полная неорганизованность, бесплановость (пер.);

Окружающая привычная среда, обстановка (пер.).

Нас интересует значение стихии как разрушительного природного явления и некой неуправляемой, неконтролируемой человеком силы. Метель есть выражение этой стихии на художественном уровне.

Итак, в данном исследовании при рассмотрении произведений Пастернака, речь будет идти о стихиях природы (вьюге, метели, буране, снегопаде, ливне, дожде).

Метель, вьюга, ливень, дождь, огонь – это природные стихии. Так. Нередко, одна стихия, чаще более сильная, выражается другой. Например, у многих авторов, в том числе у А. Блока, революционная эпоха выражена снежной метелью, буря чувств в душе героя – бурей в природе. Стихии являются предвестниками несчастий, а у некоторых авторов иногда выступает на стороне героев.

Мотив метели (вьюги) является сквозным в поэзии Пастернака. Сама ритмика его стихов, стремительных и бурных в движении, воплощает стихию метели.

В русской литературной традиции XIX-XX в.в. любое упоминание о метели отсылается к пушкинским произведениям: «Метель», «Бесы», «Капитанская дочка», «Пир во время чумы». Метель входит в лирику и прозу Пушкина в 1830 г. не пейзажной окантовкой. А художественным явлением: как тема, как символ, как событие. Метель – символ рокового стечения обстоятельств, она примиряет и разрешает противоречия; метель – знак беды и враждебной стихии. Эти сложные ассоциации обусловлены культурной памятью.

«Образ метели на пушкинских страницах настолько художественно самостоятелен, что овладевает вниманием читателя и запоминается как действующее лицо, и настолько эмоционально и идейно значителен, что понимается как осмысленный автором мистический знак…»[2]

Пушкинская метель именно поэтому приобретает значение почти самостоятельного образа и завораживает душу мистической тайной, что выступает тем «случаем», с помощью которого Провидение направляет и корректирует действия героев.

Б. Пастернак воспринял традиции А.С. Пушкина. Как и у Пушкина, метель выступает в качестве действующего, значимого образа. В «Бесах» у Пушкина метель – фантастический, жуткий образ, символизирующий тёмные силы, ополчившиеся против человека. В поэзии Пастернака метель олицетворяет нечистую силу, таинственную, неподдающуюся контролю.

Через внешние проявления стихии многие писатели раскрывают внутренний мир своих героев, их переживание. Стихия метели в произведениях русской литературы XIX-XX в.в. нередко выступает как против, так и заодно с человеком.

Мотив метели характерен для русской поэзии, русской традиции. Он заявляется у многих писателей (Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Блок, Булгаков и др.). Пастернак подхватывает мотив и развивает его в своем творчестве, привносит новое в эволюции мотива метели.


Глава 1. Эволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака

Лирика Б. Пастернака обладает подтекстом и проникновением в мир природы. «В романтически взволнованном стихе самая обыкновенная картина рисовалась под совершенно неожиданным зрительным углом.»[3]

В юности Пастернак увлекался живописью, серьёзно занимался музыкой, философией. Черты лично-духовной биографии нашли отражение в его творчестве, отличающемся любовью и живописью природы, к поэтическому пейзажу, стремлением включить зёрна философской мысли в изобразительно-повествовательную стихотворную ткань. Не случайно его поэзия посвящена природе, её земным просторам (весне, земле, солнцу, снегу, дождю, метели, вьюге). Главная тема стихотворений – благоговение перед природой («чудом жизни»). Не случайно исследователи отмечают, что «природа всю жизнь была его единственной Музой, его тайной собеседницей, его невестой и Возлюбленной, его женой и Вдовой – она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он оставался ей верен до конца, и она по-царски наградила его.»[4]