Смекни!
smekni.com

Литературные кружки с названием "Зеленая лампа" (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. О «ЗЕЛЕНОЙ ЛАМПЕ». 3

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ С НАЗВАНИЕМ «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА» В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА.. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 11


ВВЕДЕНИЕ

Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий. Первые кружки возникли еще в середине XVIIIв. К этому времени относится и возникновение первых литературных салонов, прежде всего салона И.И.Шувалова.

В XVIIIв. кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов.

1770-1780-е — время активной общественной жизни, связанной с реформами, проводившимися Екатериной II, в результате которых дворяне и городские жители получили право на самоуправление и разнообразные льготы. Все это способствовало, в частности, подъему культуры, проявившемуся, в частности, в возникновении нескольких литературных обществ.

В начале XIXв. роль литературных кружков и салонов становится все более значительной. Начало XIXв. — время острых и бурных споров о путях развития русской литературы и русского языка. В это время сталкиваются защитники старинного "архаического" языка: А.С.Шишков, А.А.Шаховской, и сторонники обновления языка, которое связывалось прежде всего с именем Н.М.Карамзина. Бурно развиваются различные литературные направления. В русской словесности начала XIXв. соседствуют классицизм, сентиментализм и зарождающийся романтизм. Усиливается интерес просвещенной молодежи к политическим вопросам, возникает осознание необходимости политических и социально-экономических реформ, прежде всего отмены крепостного права. Все эти проблемы, как эстетические, так и политические, отразились на деятельности кружков начала XIXстолетия.[1]


ГЛАВА 1. О «ЗЕЛЕНОЙ ЛАМПЕ»

«ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА» — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодежи начала 20-х годов XIX века, в числе членов которого был А. С. Пушкин. Собрания «Зеленой лампы» происходили в доме камер-юнкера Н. В. Всеволодского; общество получило свое название от зеленой лампы, освещавшей комнату собраний. В пушкинской литературе (Анненков, Бартенев) долгое время держалась легенда об оргиастическом характере «Зеленой лампы». Позднейшими исследованиями (Щеголев, Модзалевский) установлено, что объединяющим началом для «лампистов» были как интересы литературно-театральные, так и политические. «Зеленая лампа» имела связь с объединением будущих декабристов — «Союзом благоденствия».

Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х — начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок "Зеленая лампа" (1819-1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами "Зеленой лампы" были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях "Зеленой лампы" перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Тесными узами Пушкин был связан с литературно-театральным кружком “Зеленая лампа”. “Зеленая лампа”, долгое время рассматривавшаяся как кружок разгульной петербургской молодежи, была внимательно изучена П.Е. Щеголевым (Из жизни и творчества Пушкина. М.; Л., 1931; впервые опубл. в 1908 г.), Б.Л. Модзалевским, опубликовавшим важнейшие материалы из бумаг кружка (К истории “Зеленой лампы” // Декабристы и их время. М., 1928. Т. 1), Б.В. Томашевским (Томашевский, 1956); после этих работ общество предстало как объединение с весьма значительной общественной и эстетической программой, близкой к программе “Союза благоденствия”; в него входили записные театралы (Н. Всеволожский, Д. Барков), близкие Пушкину поэты (Ф. Глинка, Н. Гнедич, А. Дельвиг), будущий историк музыки А.Д. Улыбышев и др. С “Зеленой лампой” связан целый ряд посланий Пушкина, где религиозное и политическое вольнодумство соединено с мотивами эротической и вакхической лирики, образуя стилистический сплав.[2]

Общество „Зеленой Лампы“ совершенно не привлекало внимания историков нашей общественности; им интересовались только биографы Пушкина, столкнувшиеся с фактом значительного влияния этого кружка на творчество и склад мировоззрения поэта. Об этом влиянии свидетельствуют неоднократные упоминания поэта о „Зеленой Лампе“, а главное — ряд поэтических произведений, связанных между собой с внешней стороны тем обстоятельством, что они имеют в виду членов этого кружка, а с внутренней единством тем и настроений.

Обычно встречи проходили в доме Никиты Всеволожского на Екатерингофской набережной. Первый председатель собраний «Зелёной лампы» Яков Николаевич Толстой вспоминал, что своё название общество получило из-за зелёного абажура лампы, висевшей в зале, где собирались участники. Но оно имело и скрытый смысл. Лампа обозначала свет, в противоположность тьме и мракобесию, а зелёный цвет считался цветом надежды. Неслучайно девизом общества были слова: «Свет и Надежда». Каждый из членов кружка имел кольцо, на котором была вырезана лампа-светильник наподобие древнегреческих. Собрания имели конспиративный характер, каждый из участников обязан был хранить в тайне всё, что происходило на встречах. Обыкновенно собрания проходили по субботам за ужином с бокалом шампанского и сопровождались весёлыми обрядами. Так, например, слуга-калмык Никиты Всеволожского обязан был следить за разговорами и если кто-либо из гостей произносил непечатное слово, тотчас же преподносил ему «штрафной» бокал с восклицанием: «Здравия желаю».[3]

В рамках деятельности литературно-политического клуба «Зеленая лампа» состоялось 22 заседания. Стиль их проведения был достаточно свободным, и лишь слегка ограничивался некоторыми шутливыми правилами. За речью участников клуба следил слуга Всеволожского, и, заслышав непристойное слово, сразу же подносил провинившемуся рюмку.

На заседаниях кружка поэты и писатели читали вольнолюбивые произведения, обсуждали современную литературу, новые театральные постановки и происходящие в светском кругу события. Пили кофе и шампанское, обедали и ужинали, в знак секретной принадлежности к обществу носили печатку с изображением зеленой лампы.

Все обсуждавшееся в стенах дома Всеволожского на заседаниях «Зеленой лампы» участники кружка хранили в тайне. Для заверения в том, что ее неприкосновенность будет соблюдена, члены общества приносили торжественную клятву. Клятву о сохранении тайны произносили все участники, включая А.С.Пушкина. Немного позже он посвятил кружку такие строки:

Вот он, приют гостеприимный, Приют любви и вольных муз, Где с ними клятвою взаимной Скрепили вечный мы союз…

Существование клуба продлилось недолго. Пушкин с сожалением говорил о том, что деятельность «Зеленой лампы» угасает и постепенно сходит на нет. В своем письме Павлу Борисовичу Мансурову (от 27 октября 1819 г, из Петербурга в Новгород) он писал об этом: «Зеленая лампа нагорела, кажется, гаснет, а жаль: масло есть...».[4]

Участники клуба, покидая его стены, хранили память о дружеских беседах, оживленных дискуссиях и непринужденной атмосфере, царившей на заседаниях. Александр Пушкин, вспоминая о заседаниях клуба, в письме Я.Н.Толстому, с чувством ностальгии вопрошал: «Горишь ли ты, лампада наша, подруга бдений и пиров?..»

В 1820 году общество «Зеленая лампа» распалось. Многими годами позже в России создавались различные литературные общества, в честь петербургского кружка также носившие название «Зеленая лампа». Один из наиболее известных был основан Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, порядка ста лет спустя, в 1920 году в Париже.


ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ С НАЗВАНИЕМ «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА» В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА

Новое литературное объединение возникло в 1975 г. при отделе абонемента областной библиотеки им. А.И. Герцена. Для начала решено было обозначить "Зеленую лампу" литературным кружком. Предполагалось обсуждать на заседаниях новые литературные произведения, публикуемые на страницах "толстых" литературных журналов. Но первоначально надо было организовать прочтение. Журналов на всех не хватало, часть из них бралась из читального зала, отдела абонемента. Кто-то сам умудрялся доставать журнал через знакомых, в других библиотеках города. Руководила чтением Светлана Васильевна, она и определяла очередность прочтения журнала членами клуба.

Периодичность заседаний было решено определить 1 раз в месяц. Первая встреча в кругу "Зелёной лампы" состоялась 23 апреля 1975 г. Обсуждался новый роман В. Липатова "И это всё о нём". Занятие было пробным, необходимую форму разговора ещё только предстояло найти. В начале заседания Светлана Васильевна объявляла тему занятия и приглашала к дискуссии. Как правило, всегда находился оппонент высказанному первоначально мнению, возникал спор, нередко приходилось успокаивать разгорячившихся.

С самых первых занятий Светлана Васильевна организовала угощение кофе. Лампа под зеленым абажуром, кофейные чашки на столе - всё это делало обстановку домашней, неофициальной и располагало к доверительному, открытому разговору.

После каждого занятия устраивали разбор и обсуждение прошедшего заседания. Как правило, это был очень оживлённый и эмоциональный разговор. Тогда же определялась и тема следующей встречи.

С каждым разом участников встреч становилось всё больше. Прошёл слух, что к нам стали наведываться люди из "серого дома" в штатской одежде. И это не было случайностью, ведь в 70-е годы "Зеленая лампа" была тем редким островком свободы в городе, где была возможна дискуссия по самым разным вопросам не только литературной, но и общественной жизни.