Смекни!
smekni.com

Общественно-политическая мысль и литература: А.Н. Радищев (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и права и государственно-правовых

дисциплин

Общественно-политическая мысль и литература: А.Н. Радищев

Южно-Сахалинск

2009


План

Введение

1. Жизнеописание Радищева и основные направления его деятельности

2. «Путешествие из Петербурга в Москву» как главный труд А.Н. Радищева

3. А.Н. Радищев о революции как о единственном пути достижения свободы для народа

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Тема реферата определена как «Общественно-политическая мысль и литература: А.Н. Радищев».

Личность А.Н. Радищева всегда оценивалась в России неоднозначно. Однако, даже не принимая его, общество всё равно признаёт за ним право служить неким высоким нравственным эталоном. Эта двойственность отношений глубоко символична. Известно, что русское общество проникнуто идеями государственности и сильной власти гораздо в большей степени, чем западное, в котором идеалы свободы и демократии превалируют с уже очень давних пор. Западному миру вообще свойственно настороженно и опасливо отношение к государству. Отсюда давнее стремление общества поставить под свой контроль работу государственной машины, отсюда горячая борьба за свободу слова и ревнивая защита прав и свобод отдельной личности. Не то в России, где искони защиты от сильного искали не в общественном мнении, а во власти сильнейшего. Потому так было тяжело в Российском государстве всем проповедникам идей демократии и свободы, ведь им противостояло не только всесилие государства, но и настороженно-враждебная реакция общества. Голос Радищева был гласом вопиющего в пустыне, а семя трудов, посеянное им, падало на жесткую почву и давало чахлые всходы. Но всё же явление такого человека было событием огромной важности и имело сильное и длительное влияние на русскую жизнь, ибо порождало в умах всех честных людей чувство какой-то смутной обеспокоенности; вносившей разлад в сложившееся мироощущение. Во многом не принимая тех мыслей и идей, которые деятели, подобные Радищеву, старались привить на русской почве, наше общество всё же не могло не оценить жертвенности и личного мужества самих проповедников. Наблюдая за их, на первый взгляд, нелепой и, очевидно, бесперспективной борьбой против всесилия государственной машины, отдавая их без малейшего колебания в её власть, русское общество одновременно и поневоле начинало задумываться над смыслом их идеалов и тем самым открывалось для них. Историческая роль Радищева была трудной и неблагодарной – он проповедовал среди холодных сердец и равнодушных взглядов – не ему суждено было воодушевить русское общество стремлением к свободе; горький удел его состоял в том, что не ожидая ни поддержки, ни взаимопонимания, получая лишь упрёки в клевете, показать обществу степень его бесправия. Он без колебания пошёл на это и заплатили за свою твёрдость очень многим. Оправдана ли была его жертва? На первый взгляд, вроде бы нет. Борьба закончилась без него – другие присвоили плоды победы и победили завоёванный трофей. Но нельзя забывать, что общественное сознание, очень часто не идёт прямой дорогой, а движется тёмными и извилистыми тропами. И если мы будем следовать этим путём, то увидим, что значение их огромно. Свободолюбие нельзя привить путём отвлечённый рассуждений, оно воспитывается лишь самоотверженным примером. Ведь чувство свободы несвойственно всем изначально. Сколько людей живут и умирают, не замечая того, что её нет. И они никогда не узнают о том, что несвободны, пока им не покажут на это. Но и тогда они ни за что не поверят на слово – для того, чтобы зажечь сердца сограждан страстным стремлением к свободе, кто-то должен открыто жертвовать ради неё всем.

Цель реферата состоит в проведении исследования общественно-политической мысли и литературной деятельности А.Н. Радищева.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1)Исследовать жизнеописание А.Н. Радищева и основные направления его деятельности, в том числе и взгляды о самодержавии.

2) Раскрыть особенности литературной деятельности А.Н. Радищева.

Теоретическую основу исследования составили труды следующих учёных: М.Н. Зуева, К. Рыжова, Павленко Н.И, Ключевского В.О.

Структура реферата. Реферат состоит из введения, самостоятельно поставленных вопросов, заключения и списка использованной литературы.


1. Жизнеописание А.Н. Радищева и основные направления его деятельности

Александр Николаевич Радищев родился в августе 1749 г. В семье помещика средней руки. Первые годы Александра прошли в селе Верхнем Аблязове Саратовской губернии. Стечение благоприятных обстоятельств послужило тому, что он получил хорошее образование. Русскому языку Александр учился обыкновенным тогдашним способом, то есть посредством часослова в псалтыри. Однако это домашнее учение продолжалось недолго, так как в 1757 году Радищев был отдан в дом московского родственника своей матери Аргамакова, человека умного, богатого и просвещённого, бывшего куратором Московского университета. Тут вместе с детьми своего родственника и другими молодыми людьми он воспитывался под надзором французского гувернёра, а также пользовался уроками университетских профессоров и учителей. Во время коронации императрицы Екатерины II Аргамаков записал Радищева в пажи по возвращении двора в Петербург отправил его в столицу, чтобы он продолжал учение в Пажеском корпусе. В качестве пажа Радищев имел возможность наблюдать жизнь двора Екатерины, где бывал часто по должности. (Тогда пажи служили государыне за столом).

В 1765г. Екатерина, видя, что в России в самых важных и правительственных местах ощущается недостаток в людях, знающих законы и юриспруденцию, приказала выбрать 12 молодых людей, в том числе и шестерых пажей, для отправки их в Лейпцигский университет. Радищев был в числе этих избранных. Всё приготовления бели сделаны щедрою рукой, содержание молодым людям было назначено более чем достаточное (по 800 рублей на человека в год). Каждый студент имел возможность обучаться, кроме правоведения. Радищев слушал философию, подробно изучил латинских классиков, а также занимался медициной и химией. Все предметы он знал очень основательно. Позже его сын писал, что Радищев был почти универсальным человеком. При глубоком знании законов он имел понятия и в литературе. Все классические авторы – латинские, французские, немецкие, английские и итальянские – были ему совершенно знакомы, точно так же, как и всё, что тогда было написано по – русски. В медицине он мог выдержать докторский экзамен и был на практике очень хорошим медиком. Химия была одно время его любимым занятием. Из языков он в совершенстве владел французским и немецким, а позже выучил и английский. Он знал музыку, играл на скрипке, был талантливым танцором, искусным фехтовальщиком, хорошим ездоком и удачливым охотником.

По возвращении в 1771 году в Петербург Радищев и его друг Алексей Кутузов поступили в Сенат на должность протоколистов с чинами титулярных советников. Впрочем служба здесь продолжалась недолго. В 1773 г. Радищев вышел капитаном в штат главнокомандующего в Петербурге графа Брюса и исполнял при нём должность обер-аудита (докладчика по судебным делам). Это было самое приятное время в его жизни. Начальник любил и отличал его, ввёл в лучшее петербургское общество. В эти годы Радищев тесно сблизился с известным издателем и просветителем Новиковым и перевёл для него несколько книг с немецкого и французского языка.

В 1775 году Радищев женился на племяннице своего товарища по университету Анне Васильевне Рубановской и вышел в отставку секунд-майором. Два года он прожил в своём имении, а также в Москве и нигде не служил. В конце 1777 года он вновь стал подыскивать себе место и вскоре поступил асессором в коммерц-коллегию, президентом которой тогда был граф Воронцов..чтобы лучше вникнуть в свои новые обязанности, Радищев, как он сам вспоминал позже, целый год занимался чтением журналов и определений коммерц-коллегии, так что вскоре приобрёл порядочные знания по всем вопросам. Как всегда, он показывал на новом месте непреклонную твёрдость характера в защите правых дел и необычайную честность. (Об этом говорят хотя бы то, что находясь на таком посту, где другие наживали взятками миллионы, он ничего не приобрёл и жил всю жизнь на одно жалование). Граф Воронцов очень высоко ставил мнение Радищева и советовался с ним по всем делам. Вскоре он выхлопотал для него чин надворного советника. В 1780 г. Радищева назначили помощником управляющего Петербургской таможней. В 1783 г. При родах умерла его первая жена. Это было для него большим личным горем. «Смерть жены погрузила меня в печаль и уныние, - писал он позже, - и на время отвлекла разум мой от всякого упражнения». Он остался с четырьмя маленькими детьми. В их воспитании и всех домашних заботах Радищеву стала много и постоянно помогать сестра покойной жены Анны Васильевны – Елизавета Васильевна Рубановская. Постепенно она сделалась самым близким ему человеком.

Всё свободное от службы время Радищев посвящал литературным трудам. Уже в ранних его сочинениях видно глубокое влияние французских просветителей, причём влияние не внешнее, умозрительное (как это часто бывало в то время), а глубокое, усвоенное сердцем и всей его горячей натурой. Радищев обладал чувством врождённой справедливости. Его возмущало и приводило в негодование всякое проявление деспотизма и рабства, любое злоупотребление властью или ущемление прав личности.

Легко понять, каким странным и необычным должен был казаться этот странный поклонник свободы в России, где самодержавие и крепостничество были официально признанными государственными институтами и глубоко укоренившимся явлениями. Говорить о свободе в России до начала Французской революции было даже модно, и среди высшего русского общества можно было найти искренних поклонников Руссо и Вольтера. Репрессии и преследования постигли Радищева после того, как вместо отвлечённых материй он обратился к конкретным образам русской жизни: изобразил рабское состояние русских крепостных, с негодованием обрушился на помещиков-душевладельцев и связал слово «деспотизм» с русской монархией. Тогда в его горячей проповеди сразу увидели крамолу и угрозу для государства. Между тем взгляды раннего и позднего Радищева только тем и различаются, что имеют разные области приложения, по сути же они всегда были одни и те же. В 1773 году, переводя для Новикова книгу французского просветителя Мабли «Размышления о греческой истории», Радищев передаёт слово despotismе как «самодержавство» и тут же в специальном примечании (в полном согласии с теорией «естественного права» и «общественного договора») поясняет, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние…Если мы живём под властью законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно: но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону честь наших прав и нашея природные власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сём мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы осовбождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя даёт народу, его судии, то же и более над ним прво, какое даёт закон над преступниками». Тут же идею о главенствующей власти народа мы видим в его трактате «Опыт о законоподданстве», над которым Радищев работал в 1780-х годах. Он писал: «соборная народа власть есть власть первоначальная, а потому власть высшая, единая, состав общества основати и разрушить могущая…». Радищев безусловно признавал за народом право свергать неправедную беззаконную власть. «Худое власти народной употребление, - писал он, - есть преступление величайшее…не государь, но закон может у гражданина отъяти имение, честь, вольность или жизнь. Отъявый единое из сих прав у гражданина, государь нарушает первоначальное условие и теряет, имея скиптр в руках, прав ко престолу». Ода «Вольность», законченная в 1783 году., по сути выражала те же взгляды, однако высказанные с горячим пафосом и страстным поэтическим языком, они обрели совсем другое звучание, и Радищев даже не пытался её тогда публиковать.