Смекни!
smekni.com

Судьба личности в обществе и истории в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" (стр. 1 из 4)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 СРЕДНЕГО

(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:

«Судьба личности в обществе и истории в

романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ученицы 11 класса «А»

средней школы № 8

г. Сафонова

Богачевой Анны

Преподаватель

Русакова Е.В.

САФОНОВО

2003 г.

Оглавление

I. Вступление…………………………………………………………….3

II. Судьба писателя………………………………………………………5

III. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты………….8

IV. Какой дом обрел Иван Бездомный………………………………...13

V. Заключение. «Только человек ответственен за добро и зло»….16

VI. Список используемой литературы………………………………….18

Вступление

Творчество М.А.Булгакова – одно из крупнейших явлений русской художественной литературы 20 века. Его талант дал литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.

М.А.Булгаков, переживший трагические переломы жизни в начале 20 века, в последнем своем, как он говорил «закатном» романе «Мастер и Маргарита» попытался осмыслить мир в целом и найти коренья основания природы и человека. Для такой глобальной цели понадобилось сопоставление исторически разных пластов жизни, своеобразная проекция вечности в современность. Это роман не только о современной писателю действительности, а шире – это осмысление основ того общества, которое создавалось в нашей стране в 30-е годы, называемые теперь периодом укрепления культа личности Сталина; это попытка разобраться в непростом, противоречивом времени, его процессах.

Писатель, вслед за своими предшественниками «золотого века» русской литературы русскими философами начала 20 века, был убежден, что в основе любого общества должны лежать не материальные, классовые, политические, а нравственные основания. «Новой эрой в истории человечества» были несколько поспешно объявлены годы, когда возводились стены здания, которое мы теперь называем тоталитарным обществом, культом личности Сталина. Спустя десятилетия стали видимы их трещины, пороки, изъяны. Но каковы должны быть проницательность, смелость и внутренняя бескомпромиссность писателя, который в те годы увидел моральную шаткость возводимой постройки и до конца жизни, даже смертельно больным, без малейшей надежды увидеть свое произведение напечатанным, писал роман – осмысление, роман – предвидение, роман – предупреждение, роман о своем времени и о времени вообще, об истинах сиюминутных и вечных, о важнейших нравственных принципах человека и общества, о судьбах людей в обществе и истории. Роман М.Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад. Вот некоторые из них:

Что такое истина?

Человек и власть.

Внутренняя свобода и несвобода человека.

Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

В этом романе Булгаков раньше и глубже, чем кто-либо из современников, проник в индивидуальное состояние эпохи, определил ее своеобразные обстоятельства и черты. Для этого ему пришлось в одном условном художественном времени и пространстве совместить начала и концы целой эры: древний Иерусалим в год казни Христа и современную Москву в дни правления Сталина. Судьба художника («Мастера») представлена в романе и как вечная общечеловеческая драма, восходящая по своему архетипу к жизненному подвигу, страданиям и смерти Иисуса Христа, и как индивидуальная трагедия современного обыкновенного человека. Подробности этой индивидуальной судьбы Булгаков в полном смысле слова выстрадал всей своей жизнью.

История с романом, который пишет Мастер – это в какой-то мере и история романа Булгакова. По мысли автора, писательский долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. В этом заключается смысл сокровенной булгаковской формулы: «Рукописи не горят». Около 12 лет (с 1928г. по 1940 г.) он работал над ним. Сохранившееся материалы восьми редакций позволяют проследить, как менялся замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство.

Как и его герой – Мастер – писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Во время сталинской диктатуры, господства вульгарно-социологической критики трудно было ожидать чуда. Не случайно из трехсот рецензий, опубликованных на его произведение и собранных писателем, 298 были разгромными. Да и из тех критиков и писателей, кто прочитал рукопись, немногие сумели ее по достоинству оценить. Среди давших ей высокую оценку в первую очередь следует назвать Анну Ахматову, которая сказала об авторе: «Он гений».

II. Судьба писателя

Талант художника был у Булгакова, что называется от Бога. А уже то, какое этот талант получил выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу.

Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова остался навсегда Киев-город, где он родился в 1891 году, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и Россия. Корни его в церковном сословии, к которому принадлежали деды его по отцу и матери; корни эти уходят в орловскую землю. «Здесь был плодородный для русского гения пласт национальных традиций, полнозвучие неиспорченного родникового слова, которое формировало талант Тургенева, Лескова, Бунина» (В. Лакшин)

Большая многодетная семья Булгаковых – детей было семеро – навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Эта атмосфера найдет потом отражение в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбинных».

Отец, профессор Киевской Духовной академии, историк церкви, умер в 1907 году от склероза почек – болезни, которая через тридцать три года настигнет и его сына. Мать, хлопотливая и деятельная женщина сумеет дать сыну образование. В 1916 году он закончит медицинский факультет Киевского университета. Шла первая мировая война, и Булгакову пришлось работать во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем деятельность земского врача в Смоленской губернии. Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих человеческую прозу.

Вернувшись в Киев, Булгаков пытался заниматься частной практикой как врач-венеролог. Менее всего он хочет быть вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», - отметит он впоследствии. Но идет 1918 год. «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ.» В его настроениях той поры громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.

Из-за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голоду пошел сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. Обладал артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с юности. Теперь начал печататься – драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

В 1921 году уезжает в Москву, уже окончательно осознав, что он литератор; оказывается здесь без денег, влиятельных покровителей, бегает по редакциям, ищет работу. Мировоззрение Булгакова не отличалось четкостью идейных позиций, однако, пафос его лучших произведений объективно стал служить возвышению человеческой личности, преодолению в ней эгоизма, корысти, фальши и лицемерия и тем самым смыкался с исторической задачей социалистического воспитания нового человека.

На всех перекрестках судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг я не понесу на базар, хоть издохну» («Записки на манжетах») Он считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции. И в первом романе «Белая гвардия» выявляется гуманистическая позиция писателя – братоубийственная война ужасна.

В 1926-1927 годах Булгаков много работает для театра. Была сделана инсценировка романа «Белая гвардия», сыграна пьеса «Дни Турбинных», в Вахтанговском театре была поставлена «Зайкина квартира». Но ярких спектаклей Главрепетком долго терпеть не мог, и пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры художественного театра, но и А.М.Горький, но до сцены она так и не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.

Вокруг самого Булгакова в эти годы создавалась атмосфера травли. Неталантливые собратья очень хотели, чтобы он уехал из страны. Но Булгаков писал Сталину: «По общему мнению всех, кто серьезно интересовался моей работой, я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей - СССР, потому что одиннадцать лет черпал из нее». Что же черпал?

В 30-е гг. Булгакова не печатали, но он продолжал писать («Адам и Ева», «Иван Васильевич»). К этому времени уже все талантливые неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии».И речь шла уже непросто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Он отверг унизительные хождения с жалобами и обратился с письмом в правительство СССР. Он писал, что не собирается создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве предоставить ему работу. Состоялся его знаменитый разговор со Сталиным, где Булгаковым были произнесены ставшие впоследствии известными слова: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне Родины, и мне кажется, что не может».