Смекни!
smekni.com

Творчество британской писательницы Хелен Филдинг (стр. 1 из 9)

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению и выявлению особенностей феномена «чиклит». Чиклит, или современная женская литература, представляет собой интересное – с научной точки зрения – явление, масштаб которого увеличивается в последние годы. Актуальность данного исследования заключается, прежде всего, в том, что изучаемый объект находится в постоянном процессе развития и подвергается определенным внешним влияниям, оказывающим прямое и косвенное воздействие на формирование и становление современного литературного жанра чиклит. Женская литература конца XX- начала XXI века – уникальное явление, не имеющее аналогов в истории всемирной литературы. Произведения, создаваемые женщинами для женщин и посвященные судьбам и проблемам женщин, характеризуются рядом стилистических, композиционных, сюжетных особенностей, которые будут подробно рассмотрены в ходе данной работы. Изучению феномена чиклита посвящено ограниченное число научных работ. Так, например, Ремаева Юлия Георгиевна посвятила указанной теме диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXIвв». Британская «женская литература» упоминается также в статье Карена Хьюитта «Современный английский роман в контексте культуры. Комментарий как форма преподавания», опубликованной в журнале «Вопросы литературы» 2007 года, № 5, а также в журналистских публикациях Кэтрин Робинсон, Хизер Кабот, Ребекки Внук. Их статьи носят сравнительно-описательный характер, в то время как авторы не предлагают методик анализа данных произведений. Статья О. Савлицкой «Тотальная рецензия: поэтика «гламурного» жеста (на материале русской и зарубежной прозы 1990ых- 2000ых гг.)» также освещает некоторые характерные для чиклита свойства и особенности становления и развития современной женской литературы в целом. Феномен чиклита рассмотрен в работах Рошель Мабри, Шанны Свендсон, Джулиетт Уэллс, Сьюзан Фэррис, Мэлори Янг. В работе Мишель Гласбург, представленной на соискание степени магистра, под названием «ChickLit: thenewfaceofpostfeministfiction?» («Чиклит: новое лицо постфеминистской художественной литературы?») предлагается глубокое и масштабное изучение данного литературного явления. Цель данной курсовой – дать комплексную характеристику современной «женской литературы» Великобритании, а также выявить некоторые ее особенности на материале произведений Хелен Филдинг как наиболее яркой представительницы британской «женской литературы». В ходе исследования будут поставлены следующие задачи: 1) представить комплексную характеристику изучаемого явления, 2) раскрыть его сущность; 3) на примере материала произведений Хелен Филдинг выявить и дать определение особенностей «чиклита»; 4) определить перспективы развития данного литературного направления; 5) дать общее представление о стилистических особенностях романов в рамках вопроса об основных трудностях, возникающих в процессе перевода. Таким образом, объектом научной работы являются британские литературные произведения конца XX начале XXI века, написанные женщинами для женской аудитории. Предмет данной курсовой работы – творчество британской писательницы Хелен Филдинг, в частности, ее авторский стиль, а также характер произведений, их особенности и идейное содержание в русле общего направления мысли и проблематики произведений, относящихся к современной женской литературе в рамках нового в литературоведении понятия «чиклит». В ходе проведения данного исследования были использованы следующие методологические подходы, применяемые в литературоведении, а именно типологический подход, позволяющий выявить внутренние связи между разными произведениями одного автора. С помощью типологического подхода было доказано, что предмет данного исследования действительно находится в рамках его объекта, иными словами, была доказана принадлежность произведений Филдинг к чиклиту. Наряду с вышеуказанным методом был использован эстетический подход, посредством которого произведение автора рассматривалось как автономный эстетический объект, обладающий определенной ценностью.

Материалом данного научного исследования послужило произведение британского автора Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» как в оригинале, так и в переводном варианте с учетом специфики поставленных в курсовой работе задач. Этот роман является ярким образцом постфеминистской прозы Британии, на примере которого будут продемонстрированы ее характерные особенности и тенденции.


Раздел 1. Понятие о жанре чиклит. Общая характеристика

Термин «чиклит» был введен американскими писателями Крис Маззой и Джеффри де Шеллом в 1995 году как заголовок к антологии пост феминистской прозы, иначе говоря, художественных произведений второй волны феминизма 90 − х. В этих произведениях с долей самоиронии, и цинизма освещены в разных аспектах темы любви, брака, карьеры и вообще роли женщины в постоянно меняющемся мире. Сам термин «чиклит» является транскрипцией английского словосочетания «chicklit», что в переводе на русский язык означает «литература для цыпочек». Отсюда видно, что изначально термин обладал определенной отрицательной коннотацией, в которой крылся намек на отсутствие истинной литературной ценности «женских» произведений. На первом этапе становления в чиклите была претензия на раскрытие внутреннего мира всех женщин рубежа веков, но постепенно главными героинями стали обеспеченные представительницы верхнего слоя среднего класса, причем обязательно работающие: телеведущие, арт-директора, светские обозреватели, юристы и далее по списку престижных карьерных моделей. Четыре подруги из книги Кэндес Бушнелл "Секс в большом городе" являются ярким примером сложившегося в чиклите канона главной героини. Основательницы жанра — Хелен Филдинг, автор романов «Дневние Бриджит Джонс» и «Дневник Бриджит Джонс: грани разумного», Кэндес Бушнелл с "Сексом в большом городе", Софи Кинселла с серией о шопоголике («Откровения шопоголика»), Мелисса Бэнк с "Руководством для девушек по охоте и рыбной ловле" и менее известная в Восточной Европе Адель Лэнг с романом "Признания бессовестной карьеристки". При этом два самых известных в мире чиклита «Дневник Бриджит Джонс» и "Секс в большом городе" — родились из авторских журналистских колонок Филдинг и Бушнелл о жизни современных тридцатилетних женщин в мегаполисе. Да и в целом большинство авторов чиклита — журналистки, активно работавшие или продолжающие работать преимущественно в женских журналах. После триумфа первых новелл чиклит фактически стал одним из главных жанров западной беллетристики и в конце 90−х закрепил свою популярность удачными экранизациями самых знаменитых романов. Так, по мотивам книг Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» и «Дневник Бриджит Джонс: грани разумного», а также «Откровения шопоголика» Софи Кинселлы сняты одноименные фильмы. Коммерческий успех книг и фильмов обеспечил чиклиту дальнейшее прогрессивное развитие и рост масштабов. В итоге на Западе вокруг чиклита сформировалось настоящее движение фанатов этого жанра: открывались специализированные магазины, торгующие новинками литературы, устраивались чиклит-вечеринки, сеть Интернет и сегодня активно пополняется чиклит-порталами и сообществами. Только на английском языке ежемесячно выходит более сотни наименований новых романов для эмансипированных женщин. На данный момент существуют различные направления чиклита, а именно книги, посвященные проблемам полных девушек и женщин (BiggerGirlLit); литература для карьеристок (CareerChickLit); для одиноких женщин, живущих в мегаполисе, (SingleCityGirlChickLit); а также книги для женщин предпенсионного и пенсионного возраста (HenChickLit); для шопоголиков (ShoppingChickLit); для женщин с детьми (KidsChickLit) и т.д. Современная «женская литература» позиционирует себя как своеобразное и независимое культурное явление, подчеркивающее иной подход женщины к литературной деятельности. Как известно, истинное место женщины в литературе всегда оспаривалось. Женщины современного прогрессивного общества стремятся представить и утвердить собственную модель видения и понимания мира. На рубеже XX-XXI веков, когда масштабы эмансипации стремительно расширяются, писательницы делают в своих произведениях акцент на личных переживаниях и наблюдениях, пытаясь уйти от сложившихся стандартов мужской литературной традиции. В постфеминистской прозе рубежа веков звучат новые, актуальные для современной женщины проблемы, вопросы, ответы на которые ищут героини произведений чиклита. Рассматривая данную тему, необходимо определить место «чиклита» в истории литературы. Женская британская литература как таковая берет свое начало в творчестве Джейн Остин. Автор «Дненика Бриджит Джонс» Хелен Филдинг не скрывает, что на создание книги ее вдохновило произведение Остин «Гордость и предубеждение». С. Харцевски (S. Harzewski) полагает, что один этот факт возводит «чиклит» к высокому литературному происхождению и придает ему большую значимость. Она также отмечает, что «чиклит» унаследовал основные литературные традиции, «включая традиционную прозу, популярные любовные романы и романы воспитания, что было обусловлено влиянием «женской литературы» прошлых веков» [2, 15]. Харцевски утверждает, что вторая волна феминизма привлекла к «женской литературе» внимание критиков: «говоря как об отдельном произведении «чиклита», так и о жанре в целом, можно сказать, что его литературная заслуга состоит в том, что он принял участие в долгом процессе низведения в низший ранг и создателей «чиклита», и его почитателей» (цит. по «Уэллс», 2006, с. 15). Принимая этот факт во внимание, «чиклит» может быть воспринят как новый вид «женской литературы». Отношение к этому литературному направлению неоднозначно. Кто-то видит в «женской литературе» средство продвижения и утверждения идей феминизма, а также изображения вдохновляющих и сильных женских образов; иные полагают, что данный вид литературы призван запечатлеть будни простых женщин, сражающихся с обстоятельствами жизни в современном обществе. Возникает вопрос: а действительно ли постфеминистская проза удовлетворяет этим двум желаниям? Важно определить, насколько широко «чиклит» способен охватить весь круг насущных вопросов и неизбежных трудностей, с которыми сталкивается женщина в обществе сегодня.