Смекни!
smekni.com

Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. (стр. 5 из 12)

В июле 2009 года писатель побывал в Кодинске - городе строителей Богучанской ГЭС. После поездки на смотровую площадку строящейся ГЭС в РДК "Рассвет" состоялась его встреча с читателями. Выступление В.Г. Распутина было опубликовано в районной газете "Советское Приангарье" в статье под названием "Совесть России".

Писатель вспоминает об уничтожении своей родной деревни Аталанки, о тяжелом и страшном прощании с родиной. В.Г. Распутин говорит о напрасной гибели города, т.к. были уже опыты - строительство Братской ГЭС, Усть-Илимской, Красноярской. Самая мощная оказалась Братская ГЭС, а теперь такая мощность уже не нужна, и дает электроэнергию на две трети. Писатель предупреждает, что то же самое будет и с Богучанской ГЭС, т.к. энергия пойдет не во блага страны, а в Китай. "Скажите, как жить без этих ангарских лесов, без этих дивных по красоте, богатых лесов? А после затопления их не станет" [28; 5].

По мнению В.Г. Распутина, энергия сейчас лишняя, она не используется, т.к. ее предостаточно. В те времена гидроэлектростанции строились народом и для народа, а сейчас - олигархи, которые потом будут торговать энергией "в свой карман" [28; 5]. Так меняется противник в борьбе за природу - от власти государства до власти капитала. В обоих случаях писатель понимает обречённость, но не может с ней согласиться.

Однако проблема сохранения природы в публицистике В.Г. Распутина представлена не только острой и злободневной стороной в дискуссиях о защите Байкала, экологическая тема развивается и в философском русле. В 1970-е годы в публицистике В.Г. Распутина достраивается онтология, основы которой были сформированы еще в тофаларском цикле. Писатель рассматривает природу как космос, неизмеримо превосходящую человека силу, идеал гармонии, нерукотворного совершенства, эталон организации и мерило мудрости

Биосфера Земли осмысляется В.Г. Распутиным как экологическая ниша человечества. В этом аспекте писатель связывает окружающую среду и деятельность человека в систему природа - общество, анализируя воздействие человека на равновесие природы. Представления В. Г Распутина о бытии определяются тремя сферами - областью трансцендентного, природной средой и человеком. В выдержках из "Байкальских дневников" природа осмысляется как связующее звено между богом и человеком. Воздействие природы на человека имеет направленный характер и зависит от целей, с которыми человек обращается к ней. В случае положительного к себе отношения природа духовно очищает.

Природа становится силой, направляющей человека и придающей смысл его существованию. В своей концепции времени В.Г. Распутин противопоставляет истинное, священное время природных циклов линейному времени цивилизации, которое кажется ему разрушительным и предполагающим свой конец. Писатель творит собственный миф, который, как и в архаическом обществе, служит выражением первозданной реальности, более величественной и богатой смыслом, чем реальность современная. Этому способствует трагическое восприятие В.Г. Распутиным логики общемирового и национального исторического развития.

2.2 Эволюция политических взглядов писателя

С началом перестройки В.Г. Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель протестует против распада СССР, деградации России, разложения государства, предательства культуры и народа. Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная В.Г. Распутиным в выступлении на I съезде народных депутатов СССР фраза П.А. Столыпина: "Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия".

Всю критику России со стороны Запада В.Г. Распутин воспринимает как русофобию, т.е. неприятие всего, что составляет своеобразие ее трагической истории. На протяжении долгого времени Россия вызывала недоумение тем, что она не меняла своей веры и пыталась идти своим путем. Чего только о ней не придумывали. О ней говорили, что страна "невежественная, вялая, к творческой и деятельной работе не способная", ее история - это "цепь доказательств ее несостоятельности, неправомочности, незаконности и бездарности" [25; 6].

Современную ситуацию В.Г. Распутин рассматривает как крушение всего государства и атака на русскую культуру и русские богатства. Россия принимает чужие права, чужую культуру, язык, экономику, социальное и политическое устройство - "все то, что навязывалось ей на протяжении долгого времени" [25; 6]. Писатель так высказывается в газете "Литературная Россия" (4 янв., 1992) о содержании национальной идеи: "Какая, говорите, идея спасет Россию…ответ, я думаю, содержится в самом вопросе. Какая идея спасет Китай? - Китайская. Японию - японская. Россию может спасти только российская идея. Все несчастья России происходят оттого, что ей никак не дают жить собственной головой…" [25; 6].

Всего за два с половиной года пала Россия, Союз распался на куски, русские оказались брошенными на произвол судьбы. А страна как при "братстве страдала, так страдает и больше всех теряет при разделе. Снова все издержки за ее счет, снова ее рвут на части и предъявляют права на ее собственность" [25; 6].

Виновником этого распада, по мнению В.Г. Распутина, является предательская власть и слабость оппозиции.

23 июля 1991 года в газетах "Советская Россия" и "Московская правда" была напечатана статья "Слово к народу", за которым стояла КПСС. Это обращение ряда видных государственных и политических деятелей, представителей творческой интеллигенции страны: Ю. Бондарев, В. Варенников, Г. Зюганов, А. Проханов, В. Стародубцев, В. Распутин.

Авторы Обращения к жителям страны, выступая с критикой политики Б.Н. Ельцина и М.С. Горбачева, призывали предотвратить распад СССР и создавать оппозиционные движения: "Родина, страна наша, государство великое, данные нам в сбережении историей, природой, славными предками, гибнут, ломаются, погружаются во тьму и небытие… И эта погибель происходит при нашем молчании, попустительстве и согласии" [33; 7].

Подписавшие Обращение взывают к представителям всех профессий и сословий: "Очнемся, опомнимся, встанем и стар, и млад за страну" [33; 8].

"Слово к народу" - это призыв к созданию народно-патриотического движения, где каждый, обладая своей волей и влиянием, соединится во имя высшей цели - спасения Отчизны: "Сплотимся же, чтобы остановить цепную реакцию гибельного распада государства, экономики, личности, чтобы содействовать укреплению советской власти, превращению ее в подлинно народную, а не в кормушку для алчущих, готовых распродать все и вся ради своих ненасытных аппетитов, чтобы не дать разбушеваться занимающемуся пожару межнациональной розни и гражданской войны… Не время тешить себя иллюзиями… пора отряхнуть оцепенение, сообща и всенародно искать выход из нынешнего тупика" [33; 8]. Это письмо впоследствии объявили идеологической основой путча в августе 1991 года.

Никогда не искавший благосклонности прежней власти, В.Г. Распутин и теперь был верен себе и проявил консерватизм. Он смотрел не со стороны новых политических групп, обещавших очередное светлое будущее, а со стороны того, что могло спасти страну от хаоса. И пришел к выводу, что обновленная, сменившая курс на более близкий народным интересам (последнее постановление по Байкалу, отказ от поворота рек, отмену запрета на религию) партия коммунистов и есть эта сила.

После политического переворота в 1991 году началась борьба в писательской среде, которая завершилась отстранением от власти авторов призыва. "21 августа писатели-демократы с Евгением Евтушенко во главе свергли руководство СП СССР, выведя из него авторов "Слова к народу" Юрия Бондарева и Валентина Распутина" [7; 2]. Несмотря на "оборону на баррикадах…писатели держались бодро: Ю. Бондарев сказал, что не жалеет о своей подписи под "Словом к народу", а В. Белов заявил, что готов подписаться ним хоть сейчас" [7; 2]. Эту ситуацию в прессе потом назвали "мини-путч" Е. Евтушенко, т.е. захват власти в борьбе с "тоталитарным прошлым".

Началась травля писателей. В.Г. Распутин не собирался отказываться от своих убеждений, как стойкий борец он пишет о трагедии поражения как упущенной возможности спасения России.

В статье "Боль наша и вера" писатель говорит о том, как много было сказано слов о предостережениях, сочувствиях и заклинаниях - все впустую, "мы безуспешно пытаемся ухватиться хоть за какую-нибудь опору" [7; 2].

Писателю "как было не всполошиться" [7; 2], наблюдая за "слабеющей хваткой режима, за духовным оцепенением и за национальной придавленностью русских" [7; 2]. Он говорит о том, что опасность гибели России была всегда и остается по сей день. Но чтобы полностью народ уничтожить, достаточно уничтожить его самобытность и индивидуальность, перевернуть с ног на голову ценности, сделать его безразличным к своей общей судьбе. Это, по мнению писателя, более цивилизованный метод устранения народа с "исторической арены", "чем насильственные действия" [7; 2].

В.Г. Распутин считает, что демократия не может праздновать победу, напротив, "она потерпела первое серьезное поражение, потому что показала себя подозрительной, мстительной, мелкой, развязала "охоту за ведьмами", которая еще не прекратилась, припугнула инакомыслие и потребовала единогласия, на полную катушку раскрутила общественный террор, против неугодных, то есть проявила замашки того самого чудовища, против которого она и была вызвана к жизни и которое когда-то тоже начиналось с демократии. Нет сейчас у демократии врага более опасного, чем она сама" [7; 2].

В августовских событиях, по мнению В.Г. Распутина, не было победителей. Главные результат случившегося - "тяжело больной организм, перенеся это потрясение, еще больше утратил самовосстановленные силы" [7; 2].