Смекни!
smekni.com

Жанровая специфика творчества Зинаиды Николаевны Гиппиус (стр. 1 из 4)

ВВЕДЕНИЕ

Атмосфера и культура Серебряного века немыслимы без Зинаиды Николаевны Гиппиус, в конце ХIХ - начале ХХ века ставшей законодательницей вкусов эпохи декаданса, модернизма и рождающегося символизма. Под псевдонимом Антон Крайний она публиковала статьи и рецензии, которые определяли репутацию поэтов. Гиппиус стала одним из авторитетных идеологов старшего символизма и проявила себя как поэт, писатель, драматург и мемуарист. А Пайман считает, что Зинаида Николаевна в русской литературе "первой нашла " невыразимое слово", способное передать новые чувства и проникнуть в уставшие сердца".[23:41].

Не только Зинаида Гиппиус много писала о своих современниках - поэтах, но и литературная критика начала ХХ века уже активно освещала ее активный поиск.

В последнее десятилетие ХХ века в России началось интенсивное изучение творчества Зинаиды Гиппиус. До этого ее рассматривали только как воинствующую антикоммунистку, врага советской власти. Даже серьезные исследования, например, работа З.Г.Минц о Блоке и Мережковских, которая ценна широтой охвата проблемы и использованием архивных материалов, была построена как полемика с Мережковским и Гиппиус, акцентировалась отрицательная оценка поэзии этих писателей, разоблачались их ошибки.[17:116-122].

Во вступительных статьях и комментариях к собранию сочинений Зинаиды Гиппиус, сегодня, как правило, содержатся серьезные наблюдения и выводы о сущности творческого метода и своеобразии дарования писателя, незаслуженно исключенного в течение многих десятилетий из контекста русской культуры.

Вместе с тем, неопубликованная часть творческого наследия З. Гиппиус чрезвычайно велика.

Дореволюционные материалы хранятся главным образом в архивах Санкт-Петербурга и Москвы, а также в частных собраниях России - послереволюционные - в основном находятся в настоящее время в США - в университете города Урбана, штат Иллинойс, в частной коллекции Темиры Пахмусс, в отделе рукописей центра русской культуры города Амхерст, созданного переводчиком и журналистом Томасом Уитни, передавшем центру большую часть своего ценнейшего собрания русских рукописей и книг.

Зинаида Николаевна Гиппиус - замечательный, но во многом не разгаданный до сих пор писатель и человек.

Григорий Адамович сказал: "Думаю, что в литературе она оставила след не такой яркий, как принято утверждать. Стихи ее, при всем ее мастерстве, лишены очарования. "Электрические стихи" - говорил Бунин, и действительно, эти сухие, выжатые, выкрученные строчки как будто потрескивают и светятся синеватыми искрами. Однако душевная единственность автора обнаруживается в том, что стихотворения Гиппиус можно без подписи узнать среди тысячи других. Эти стихи трудно любить - и она знала это, - но их трудно и забыть. " [2:214].

Зинаида Николаевна начала свой творческий путь, когда еще были на слуху стихи женской поэзии ХIХ века с оттенком сентиментальности и оказали свое, и притом значительное влияние на ее творческую душу.

Глубинное содержание своей индивидуальности Гиппиус раскрывала в доверительных письмах, обращенных к близким людям, в дневниковых записях - самоотчетах, в стихах и - более опосредованным образом в художественной прозе.

Известность в литературе она получила именно как прозаик, сочинению рассказов, повестей и романов уделяла в 1890--е годы больше всего времени и сил.

Отмечая художественное мастерство Зинаиды Гиппиус, Валерий Брюсов писал: "Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством". [12: 316].

В.Злобин писал о Гиппиус в своей книге: " Она оставила после себя записные книжки, дневники, письма. Но главное - стихи. Вот ее настоящая автобиография. В них - вся ее жизнь, без прикрас, со всеми срывами и взлетами". [14:112].

Исследовательница творчества Зинаиды Николаевны Осьмакова Н.И. сказала в своей работе "Единственность Зинаиды Гиппиус": "Для нее мертвы общепринятые понятия о счастье, о любви, о Боге, привычное разделение добра и зла, греха и добродетели, порока и святости. Все эти святыни она за таковые не считает, жить ими не может, не хочет и не будет."[21:18].

Значимым для нас является высказывание Пахмусс Темиры: "В личности, в поведении, в литературных повадках Зинаиды Гиппиус осталось до старости немало надуманного и выдуманного, но было в ней и что-то редкое, даже единственное, душевно-встревоженное, остро-проницательное, непогрешимо-чуткое."[25: 293].

Творчество Зинаиды Николаевны представляет собой пример того, как мы не просто перечитываем, а открываем ее художественный мир, так как многие произведения после ее смерти печатаются впервые.

В русскоязычном литературоведении изучение творчества Зинаиды Гиппиус только начинает свою историю.

Объектом нашего исследования стали поэтические сборники Зинаиды Николаевны, где мы сосредоточились на элегиях и одическом компоненте.

Отдельных монографий, посвященных творчеству Гиппиус, нет. Показательными являются научные конференции, обращенные к ее наследию.В 1995 году в Институте мировой литературы Российской Академии Наук прошла международная конференция, посвященная творчеству З.Н. Гиппиус - первая после революции 1917 года. Доклады были посвящены как общим проблемам, так и отдельным вопросам творчества Гиппиус.

Поэт и прозаик Зинаида Гиппиус начала свой творческий путь как символист. Первые ее стихи были опубликованы в 1888 году, писала она с семи лет.

В 90-ые годы ХХ столетия поэзия Гиппиус выражала больше, чем творчество других писателей - символистов. В ней были любовь к красоте, антиномия религиозного экстаза и богохульства, тесная связь между религией, поэзией и мистической чувственностью. Ее намеренное нарушение традиционных канонов, как и переоценка эстетических ценностей, так же были типичны для своеобразной атмосферы, отличавшей русскую литературу к ХIХ - началу ХХ веков. Вместе с Мережковским, Минским, Розановым и Федором Сологубом Зинаида Гиппиус ратовала за новый художественный вкус, создавала сочетания звука и ритма, указывала на новые культурные ценности русскому читателю. Одаренная большим чувством метрической композиции, звука и цвета, она экспериментировала в стихах, используя скрытые возможности русского стихосложения. Гиппиус, однако, никогда не теряла контроля над поэтической техникой и поэтическим выражением в стихах. Верная метафизическому искусству символизма, она относилась к Слову, как к Чуду.

Ранние произведения Зинаиды Николаевны, созданные в 70 - ые годы ХIХ века, характеризуют ее как поэта эстетизма и крайнего индивидуализма с ностальгическим лейтмотивом "мне нужно то, чего нет на свете". Гиппиус удалось первой выразить в поэтическом произведении ту эстетическую программу, которую преследовали символисты.

В эмиграции Зинаида Гиппиус активно сотрудничает в русских газетах и журналах, где печатаются ее статьи, очерки, рецензии, заметки, создает книгу мемуаров "Живые лица" - воспоминания о Брюсове, Блоке, Розанове, Сологубе, Белом и других, а также оставшуюся неоконченной биографическую книгу " Дмитрий Мережковский".

Берясь за сочинения стихов лишь по насущной внутренней необходимости, Гиппиус в 1890 - ые годы создала не так много поэтических текстов, как другие ее современники - приверженцы "нового" искусства, однако именно ее стихотворениям -- отчасти, видимо, и потому, что писались они с большими слезами, - суждено было в значительной своей части стать идейно - художественными манифестами; сообщая в них о своих сокровенных настроениях и устремлениях, Гиппиус находила удивительно емкие словесные формулы, которые воспринимались как квинтэссенция того нового, непривычного, даже шокирующего, с чем вступили на российскую литературную авансцену декадентствующие символисты. Искренность и прямота в передаче настроений и мыслей Гиппиус были главными критериями творческого самовыражения, их не заслоняли и не отодвигали в сторону сугубо эстетические задания.

Заграницей была написана последняя стихотворная книга "Сияния" (Париж, 1938), в которой в основном представлена философская лирика, обращенная к " вечным вопросам".

Актуальность нашего исследования определяется возрастающим интересом науки к творческому наследию деятелей культуры "серебряного века". Несмотря на то, что Гиппиус получила всеобщее признание как поэт, она осуществляла свои художественные искания также в драме и эпических жанрах - рассказе, романе, сочинениях дневниковой формы. Поэтому обращение к какой-то одной форме, присущей творчеству Гиппиус, не дает полного представления о личности автора и своеобразии его художественного мира.

Теоретико-методологической основой исследования стали научные работы современных литературоведов, посвященные специфике литературы, методологическим исследованиям литературных явлений, а также работам историков литературы.

На то, что Зинаида Николаевна работала в жанре элегии и оды обратили внимание литературоведы, но специальных исследований, предметом которых является жанровая специфика элегии и оды в творчестве Гиппиус, нет.

элегия ода творчество поэзия


ГЛАВА I.

Теоретической основой нашей работы стали исследования, в которых рассматривается жанровая система лирики.

Лирика - это издавна установившееся обозначение одного из трех родов художественной литературы, в его отличии от двух других родов - эпоса и драматургии

Мы изучили работы Поспелова, Лотмана, Хализева. В анализе элегической системы Гиппиус мы исходим из характеристики элегии.

Элегия - это жанр лирической поэзии.В античной поэзии отличительными признаками элегии был особый размер, так называемый дистих. Родоначальником элегии считается Каллин ( первая половина VII века до н.э. ). В Древней Греции элегии писали также Тиртей, Солон, Феогнид и другие. Их стихи охватывали широкий круг тем и мотивов, прославление войны и доблести ее участников, любовь, философские размышления. Элегия определяется характером содержательного компонента. Она традиционно связана с передачей мелодраматического настроения. Элегические темы и мотивы оказались подходящим средством для выражения романтической неудовлетворенности жизнью. Символисты пытались уйти от жизненной реальности в другие пространства, сосредоточиваясь на переживаниях. Элегия способна передать широкий спектр переживаний и настроения творческого субъекта. Это поэзия настроения. Элегичность проявляется как свойство содержания на уровне пафоса.