Смекни!
smekni.com

Исторические романы Б.П. Гальдоса. Серия "Национальные эпизоды". Характеристика романа "Кадис" (стр. 1 из 4)

Воронежский государственный университет

Кафедра зарубежной литературы

Исторические романы Б.П. Гальдоса. Серия "Национальные эпизоды". Характеристика романа "Кадис"

Курсовая работа

студентки 2 курса факультета РГФ

отделения испанского языка д/о

Негробовой Татьяны Алексеевны

Научный руководитель

Морозова Т.В.

Воронеж

2006


Содержание

Вступление

I. Бенито Перес Гальдос. Биография и творческий путь

II. Серия "Национальные эпизоды"

III. Роман "Кадис"

Заключение

Список литературы


Вступление

Бенито Перес Гальдос [Benito Pérez Galdos, 1843—1920] — один из крупнейших представителей испанского романа XIX в., с именем которого связано представление о писателе, в течение полувека боровшемся за расцвет своей родины Испании. Он был идеологом либеральной испанской буржуазии, борющейся с конституционным монархизмом за республиканский строй; принимал деятельное участие в политической жизни страны.

На протяжении всей своей творческой деятельности Гальдос был писателем-борцом, стоящим на защите прав испанского народа.

Гальдос сыграл видную роль в развитии реализма в испанской литературе второй половины XIX века. Создавая свои романы, писатель должен был выполнить важную миссию – заинтересовать и воспитать читателя, приучить его к серьёзной литературе.

Он раскрыл Испанию в разных измерениях, показал разные её области, людей разных классов и сословий. В своих произведениях он даёт картины как общественно-политического, так и частного семейного быта в его эволюции на протяжении трех четвертей века, яркие картины самодурства феодалов, революционных заговоров, монархических интриг, жестокости представителей церкви, политических кризисов, вовлечения все более широких слоев из разных классов в политическую борьбу: он создает огромную галерею типов, насчитывающую свыше тысячи представителей самых различных общественных групп нескольких поколений. Гальдос известен также и как автор ряда романов, направленных против католической церкви, которые были характерны для эпохи упадка некогда экономически и политически могущественной Испании. Он не скрывал отрицательных сторон испанской действительности, её пороков. Но в его взгляде на Испанию нет пессимизма и безнадёжности, которые свойственны были его преемникам, поколению 98 года.

Бенито Перес Гальдос за полвека своей творческой деятельности создал семьдесят семь романов и повестей, более двух десятков драм и комедий, множество публицистических и литературно-критических произведений. Лучшие из них сохранили общественное и художественное значение и в наши дни.


I. Бенито Перес Гальдос. Биография и творческий путь

Писатель родился в Лас Пальмас (Канарские острова) в зажиточной семье. Он обучался в английском колледже, а потом отправился изучать право в Мадрид.

В столице будущий писатель попал в предгрозовую атмосферу назревающей революции 1868 года. Она сформировала его мировоззрение. Его можно охарактеризовать как либерально-демократическое. Гальдос был врагом старой феодально-патриархальной Испании, защитником прогрессивных, гуманных идей.

Свой творческий путь Гальдос начал пьесами. В 1871 году вышел первый и один из лучших его романов "Золотой фонтан" (Lafontanadeoro). Не достигая художественной высоты таких гениев испанской литературы, как Лопе де Вега, Гальдос не уступает ему по плодовитости. Он написал свыше семидесяти романов и около двадцати пьес.

Не пренебрегал Гальдос и публицистикой. С 1872 по 1873 годы писатель возглавляет "Испанское обозрение", на страницах которого печатает статьи по общественным вопросам. Член республиканской партии, он в течение многих лет был депутатом кортесов.

В 1912 году Гальдос ослеп и в последние годы своей жизни вынужден был диктовать свои произведения. Гальдос вполне чужд узости и провинциальности "костумбристской" литературы. Действие многих его романов происходит в больших городах, ему свойственна широта интересов, своеобразный универсализм, обращение к разным человеческим типам и психологическим коллизиям.

Большое значение для его творчества имело знакомство с литературой других народов. Писатель стремился обрисовать новые общественные отношения, но в самой Испании XIX века не имел в этом смысле настоящих предшественников. Поэтому Гальдос хотел опереться на художественные достижения других народов. Творчество Бальзака и Диккенса, Тургенева и Толстого многому научило его. Но Гальдос использовал и опыт других, менее значительных писателей. Классическая испанская литература тоже не потеряла для него своего значения.

После первых неудачных опытов в драматургии Гальдос обращается к историческому роману: в 1867 году он начинает работу над романом "Золотой фонтан" (Lafontanadeoro, опубликован в 1871), посвящённым революции 1820-1823 гг. Затем выходит в свет роман "Смельчак" (Elaudaz, 1871), повествующий о неудачном восстании 1804 г. в Толедо.

Обращение Гальдоса к историческому прошлому было продиктовано живыми интересами сегодняшнего дня, стремлением в былом найти объяснение настоящему и определить перспективы будущего. В это время политические идеалы молодого писателя ещё весьма умеренны: он заявляет себя сторонником конституционной монархии. Это определило и особый характер изображаемых в романах конфликтов и их разрешение. И в "Золотом фонтане", и особенно в "Смельчаке" Гальдос сталкивает две концепции революции: одна состоит в требовании немедленного и коренного преобразования всех сторон жизни испанского общества, другая предполагает путь реформ. В "Смельчаке" эти две концепции воплощены в двух персонажах: в якобинце Мартине Муриэле, не способном соразмерять свои политические лозунги с требованиями момента, и в либерале-конституционалисте доне Буэнавентуре Ротондо, тяжело переживающем упадок монархии и дворянства. Пылкими речами фанатик революции Муриэль увлекает за собой большинство заговорщиков, но только для того, чтобы нелепо погибнуть самому, погубить и доверившихся ему людей, и самый заговор. В то время трагедию революции Гальдос видел в её преждевременности, в предпочтении, отдаваемом революционерам насилию перед убеждением и просвещением масс. Конечно, это не могло не исказить в какой-то мере историческую перспективу в его ранних романах. Они стали лишь эскизами огромного полотна, над которым трудился писатель почти всю жизнь, цикла исторических романов, получивших название "Национальных эпизодов (Episodiosnacionales).

II. Серия "Национальные эпизоды"

Это основное историческое произведение Гальдоса, рисующее Испанию, начиная с Трафальгарской битвы и кончая 1874 годом, годом падения либералов и первой испанской республики.

В этих рамках описывается борьба испанского народа за независимость против нашествия Наполеона, реставрация Фердинанда VII, заговоры реакционеров и гражданская война. В романах Гальдоса выведено свыше тысячи типов. В истории мировой литературы никто до Гальдоса не решался поставить перед собой задачу подобного масштаба: создать художественное полотно жизни целой нации за три четверти столетия, да ещё заполненных войнами, революциями, переворотами, характеризующимися уходом с исторической арены одних классов и приходом других.

Гальдос-исторический романист примыкает к тому направлению в развитии исторического жанра, которое было создано французскими писателями Эркманом и Шатрианом. В своих исторических романах "Рекрут 1813 года", "История одного крестьянина" и другие, они показывали исторические события через восприятие рядового человека того времени, в форме рассказа какого-нибудь выходца из народа – крестьянина, ремесленника, деревенского мальчика. Конечно, в этом заключена была демократическая тенденция, но, как увидим, тенденция односторонняя. /Штейн, стр. 394/

Когда в сентябре 1872 года он принялся за работу, ему не были ясны контуры даже 1-й серии. Только после шумного успеха романов "Трафальгар" (Trafalgar) и "Двор Карла IV" (LacortedeCarlosIV, оба романа – 1873) в сознании Гальдоса окончательно оформился план создания всей серии, посвящённой войне за независимость против Наполеона. Молодой писатель работал с лихорадочной быстротой, и к весне 1875 года 1-я серия из десяти романов была завершена. Их можно было бы назвать одним романом в десяти частях, ибо их объединяет не только эпоха, которой они посвящены, но и проходящая через все эти произведения судьба рассказчиков – юного Габриэля Арасели.

Повествование от первого лица придаёт интимность личных воспоминаний о прошлом. Кроме того, это позволяет писателю показать формирование характера человека, волею судеб ставшего свидетелем и участником великих исторических событий. Правда, возникали и определённые трудности: юный герой должен был находиться в гуще важнейших событий, иначе его рассказ был бы неполным. В целом писателю удалось с этими трудностями справиться. Читатель знакомится с Габриэлем, четырнадцатилетним сыном прачки, в тот момент, когда он – юнга на одном из испанских военных кораблей – становится участником трагического для испанцев морского сражения у мыса Трафальгар (роман "Трафальгар"). Чудом уцелев после гибели корабля, Габриэль поступает в услужение к знатным господам; это позволяет ему увидеть воочию разложение нравов в высших сферах испанского государства ("Двор Карла IV"). Здесь же происходит знакомство Арасели с Инес, дочерью графини Амаранты; молодые люди полюбили друг друга, но, конечно, и помыслить не могли о том, чтобы соединить свои судьбы. Габриэль становится свидетелем мятежа в королевской резиденции в Аранхуэсе, принимает участие в восстании жителей Мадрида против французской оккупации, попадает в плен и вместе с другими повстанцами приговаривается к расстрелу – такова фабула романа "19 марта и 2 мая" (El 19 demarzoyel 2 demayo, 1873). Он спасается от расправы и, едва залечив раны, участвует в сражении под Байленом, где испанцы заставили капитулировать армию французов, - об этом повествует роман "Байлен" (Bailen, 1873). В романе "Наполеон в Чамартине" (NapoleonenChamartin, 1874) вернувшийся в столицу Габриэль рассказывает об обороне её от возглавляемых самим французским императором войск и о вынужденной сдаче Мадрида превосходящим силам противника. Бежав из оккупированного врагом Мадрида, Габриэль присоединяется к защитникам осаждённой французами Сарагосы и вместе с ними переносит все тяготы жизни в городе – этому посвящён роман "Сарагоса" (Zaragoza, 1874). Следующий роман "Херона" (Gerona, 1874) представляет собой рассказ друга Арасели, Андресильо Марихуана, об осаде французами Хероны в то время, когда Габриэль сражался в Сарагосе. В романе "Кадис" (Cadiz, 1874) речь идёт о жизни в Кадисе, единственном городе, который не был захвачен наполеоновскими войсками; Арасели рассказывает о противоборстве сил в кадисских кортесах, о создании знаменитой конституции. Произведённый в офицеры, Арасели присоединяется к прославленному партизанскому отряду Хуана Мартина Диаса и повествует о герилье – это составляет содержание романа "Хуан Мартин эль Эмпесинадо" (JuanMartinelEmpecinado, 1874). И, наконец, последний роман серии – "Сражение при Арапилях" (LabatalladelosArapiles, 1875) – повествует о победе над наполеоновскими войсками, которую одержала армия под командованием английского генерала Веллингтона. В конце этого романа Арасели после многочисленных разлук, наконец, получает руку Инесс.