Смекни!
smekni.com

Образ главного героя в литературных портретах К.Г. Паустовского (стр. 3 из 5)

Справедливым так же будет заметить, что К. Паустовский стремился к изображению точной, всеопределяющей детали, которая дается исчерпывающим знанием предмета, явления. Писатель умел отбирать самое значительное из массы ярких наблюдений, видеть «то характерное ядро, что заключается в каждой мелочи». Сколько таких мельчайших, но выразительнейших деталей мы видим, перечитывая его литературные портреты! Писатель, благодаря изображению деталей в портретах, словно по мельчайшим частям, собирал мозаику судеб Грина, Андерсена, Фраермана, Гиляровского… Не всегда осколки жизни этих людей были светлыми, яркими – попадались и серые однообразные кусочки с зазубренными краями. Но, тем не менее, К. Паустовский сумел собрать из этих мельчайших деталей неповторимый орнамент судеб. Он увековечил не только образ великих писателей – все намного глубже – он изобразил мгновения жизни этих удивительных, светлых в своих стремлениях, делах и чувствах, настоящих прекрасных душой людей.

1.3 Литературный портрет как художественно-документальный жанр в творчестве К. Паустовского

Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей.

Я пытался найти общие черты их характеров – те черты, что

выдвинули их в ряды лучших представителей человечества.

К. Паустовский

Прежде всего, стоит отметить, что к художественно-документальным произведениям Паустовский пришел не сразу. В начале своего творческого пути он – романтик, устремленный в мир красивых грез, фантастических стран, отвлеченных идеалов. Однако в последующем, когда красота реального мира и реального человека стала для него привлекательнее и важнее мира фантастического, писатель обратился к художественно-документальным жанрам. Таким как заметки, очерки.

Интересно то, что расширение границ художественно-документального жанра мы наблюдаем в работе писателя над литературными портретами. Их много, и они очень разные. Это – описание горькой судьбы Александра Грина, его скитаний по жизни и личной неустроенности в ней. Это – короткое, как замерзший крик, слово о только что умершем Горьком. Это – встреча с Блоком, которой никогда не было. Очерки разные. Но в них есть одно общее – личность самого автора. Для Паустовского важно передать не столько яркие факты, сколько свое видение человека, свое понимание его таланта. В «портретах» лиризм главенствует настолько, что полностью подчиняет себе факты. Сами по себе они часто перестают нас интересовать и могут быть в жизни изображаемого человека незначительными. Это – лирические очерки – портреты дающие, прежде всего субъективную оценку человека. Однако они принадлежат к художественно – документальной литературе. В них есть очень важное качество этой литературы – исследование творчества, верное понимание писателя. Однако эмоционально – лирическая стихия литературных портретов не означает полного безразличия к фактам. Напротив – здесь есть свой принцип. «…Как в настоящей литературе, так и в жизни настоящего человека нет мелочей. Каждый, даже как будто бы пустяковый поступок или вскользь брошенная фраза раскрывают перед нами его облик еще в одном каком-нибудь качестве», – писал Паустовский. Итак, почти каждый факт значим, ибо способен прояснить личность. Но сама личность у Паустовского предстает, прежде всего, в его авторском понимании и толковании. Путь, по которому идет Паустовский, труден. Он требует безукоризненного вкуса, точного понимания творчества того человека, образ которого создается. Только при этом условии субъективная оценка будет объективно значимой. Маленький эпизод воспринимается как характерный и, следовательно, можно говорить об образе. Таким безукоризненным вкусом Паустовский обладал. Именно поэтому, при прочтении произведения, в частности, литературного портрета, посвященному конкретному современнику, мы, через виденье личности К. Паустовским, можем судить о личностных качествах, особенностях творчества и, конечно, подлинных жизненных трудностях, преградах, которые неизбежно возникают на пути каждого художника слова, писателя, человека. Установка на анализ человеческого характера, романтика, активная защита вымысла, определенный ракурс в подаче факта – важные стороны Паустовского – очеркиста.


2. Творчество Паустовского

2.1 Особенности изображения литературных портретов в творчестве К. Паустовского

Кроме отдельных книг о Левитане, Кипренском, Тарасе Шевченко, у писателя есть главы романов и повестей, рассказы и очерки, посвященные Ленину, Горькому, Чайковскому, Чехову, лейтенанту Шмидту, Виктору Гюго, Блоку, Пушкину, Христиану Андерсену, Мопассану, Пришвину, Григу, Гайдару, Шарлю де Костеру, Флоберу, Багрицкому, Мультатули, Лермонтову, Моцарту, Гоголю, Эдгару По, Врубелю, Диккенсу, Грину и Малышкину. В рассказах Паустовского простые люди из народа – мальчик Ленька с Малого озера, деревенская девочка Аннушка, впоследствии ставшая известной артисткой, застенчивый стекольный мастер – мечтательны, талантливы, чутки ко всему прекрасному. В свою очередь, каждый герой – «замечательная личность» – есть только наиболее концентрированное выражение лучших народных черт, их носитель, что и позволяет ему «с наибольшей полнотой выразить свое время и свой народ». Целью писателя делается отыскание в каждом отдельном простом человеке его «потенциальной способности быть гениальным», а в каждом герое – его человеческого, его народного. Растет по-горьковски сочувственный интерес Паустовского к «замечательным людям», кто бы они ни были, вне зависимости от размеров их славы. «Собирательность» и многоликость героя обязала писателя использовать специфические способы изображения характера. Он прибегает к однолинейному сюжетному повествованию, где судьба героя прослеживается с начала и до конца, он обращается к формам «воспоминаний», рецензии, вступительной статьи: «Молодость» – о Багрицком, «Малышкин. (Памяти писателя)», «Константин Симонов», «Алексей Толстой», «Жизнь Грина» и т.д., он создает и разрабатывает самостоятельный жанр своеобразного романтического портрета. Характеры в новеллах и последних повестях Паустовского – это чаще всего сжатые портреты, основные принципы создания которых, неоднократно декларированы автором и осуществлены на практике. Паустовский достигает краткости своих портретов и единства впечатления, извлекая из каждой личности ее высшие человеческие и творческие потенции и отбрасывая все прочее. Характеризуя в одном из творческих портретов некоторые особенности Пришвина – художника, писатель очень верно формулирует также и собственные принципы изображения героя: «Пришвин пишет о человеке, как бы чуть прищурившись от своей проницательности. Его не интересует наносное. Его занимает та мечта, что живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый». Благодаря сосредоточенности Паустовского на «самом заветном» в его героях, отпадает необходимость их подробного и детализированного изображения. Портрет приобретает сжатость, не теряя выразительности. Таким способом писатель достигает своей цели: разнообразие портретируемых им индивидуальностей в совокупности с чертами самого повествователя создает в представлении собирательный образ положительного героя в творчестве Паустовского.

2.2 Сравнительный анализ биографии А. Грина и литературного портрета К. Паустовского «Жизнь Александра Грина»

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в янтаре,

С великою злобой, великой любовью,

С соленой, как море бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

В. Саянов


В данной главе необходимо выявить путем сравнительно – сопоставительного анализа общее в виде фактов из биографии А. Грина и очерка К. Паустовского «Жизнь Грина». Также важным становится и определение художественного своеобразия очерка К. Паустовского, реализованного в столь необычном и сложном жанре – жанре романтического портретного очерка.

Проблематизируя содержание главы, обозначим вопросы, обусловленные темой:

1. Можно ли назвать очерк К. Паустовского «Жизнь Александра Грина» романтическим портретом?

2. Сюжетен ли данный очерк? В чем заключается своеобразие сюжета?

Раскрыв обозначенные выше вопросы, необходимо представить развернутый аргументированный вывод – исследование.

Русский писатель А. Грин родился 23 августа (по старому стилю – 11 августа) 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье «вечного поселенца» – ссыльного поляка-повстанца, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 и служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Мать – русская; умерла, когда Грину было 13 лет. Вскоре после рождения сына семья Гриневских переехала в Вятку. «Я не знал нормального детства, – писал Грин в своей «Автобиографической повести», – меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали «свинопасом», «золоторотцем», прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих». Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что «Грин!» – так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а «Грин-блин» – была одна из его детских кличек. Летом 1896, после окончания четырехклассного Вятского городского училища, Грин уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. В Одессу он попал с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалял себя самыми варварскими средствами, учился плавать за волнорезом, где тонули и опытные пловцы. Голодный, оборванный, в поисках «вакансии» он обходил все стоящие в гавани шхуны. В первом плавании, на транспортном судне «Платон» он впервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, – после первого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав. Позднее был лесорубом и золотоискателем на Урале. Весной 1902 юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Из казенного описания его наружности той поры: рост – 177,4, глаза – светло-карие, волосы – светло-русые; особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Пензенские эсеры помогают ему бежать из батальона вторично, снабдив фальшивым паспортом и переправляют в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. За пропагандистскую деятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опять попадает в тюрьму. Грина ссылают на 4 года в г. Туринск, Тобольской губернии. После прибытия туда «этапным порядком» Грин бежит из ссылки и добирается до Вятки. Отец достает ему паспорт недавно умершего в больнице «личного почетного гражданина» А.А. Мальгинова и Грин возвращается в Петербург, чтобы спустя несколько лет, в 1910 году, опять отправиться в ссылку, на этот раз в Архангельскую губернию. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда… Недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями… В Петербург возвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги, сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса». С конца 1916 вынужден был скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград. В 1919 из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград, где с помощью М. Горького ему удалось получить академический паек и комнату в «Доме искусств». Отец рассчитывал, что из его старшего сына, в котором учителя видели завидные способности, выйдет непременно инженер или доктор, потом он соглашался уже на чиновника, на худой конец, на писаря, жил бы только «как все», бросил бы «фантазии»… Первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» (агитброшюра за подписью А.С.Г. была написана в 1906) был конфискован и сожжен охранкой. Первые публикации (рассказы) были в 1906, в Петербурге. Подпись «А.С. Грин» впервые появилась в 1908 под рассказом «Апельсины» (по другим сведениям – под рассказом «Случай» в 1907). В 1908 вышел первый сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Закончив роман «Блистающий мир», весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии – «городе акварельных тонов». В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина. Среди его произведений – стихотворения, поэмы, сатирические миниатюры, басни, очерки, новеллы, рассказы, повести, романы.