Смекни!
smekni.com

Потребительский кредит (стр. 14 из 20)

Собственные банковские службы безопасности при работе с проблемными заемщиками демонстрируют все меньшую эффективность. Методы их работы строжайше ограниченны, и дело, как правило, не идет дальше уговоров. В основном по телефону, реже – при личных встречах. Добиться очного свидания с недобросовестным заемщиком получается далеко не всегда: по вызову он не является, а на звонок в дверь не реагирует – кому нужны неприятные разговоры? А дальше них дело не идет. Профессионалы уверяют, что бейсбольные биты и раскаленные утюги не их методы. Да и руководство банков боится этого как огня, ведь достаточно малейшей утечки информации, и доверие к кредитному учреждению будет подорвано так, что его придется закрывать.

Впрочем, банкиры все больше предпочитают доверять эти пикантные дела другим профессионалам. Уже два года как в стране появились коллекторские агентства – компании по выбиванию денег из "невозвращенцев". Правда, их вознаграждение, по экспертным оценкам, доходит до 90% от суммы задолженности клиентов, но банкиров это не останавливает.

Коллекторы уверяют, что все их действия по выбиванию долгов абсолютно законны. Они постоянно названивают неплательщикам, добиваются встреч, иногда приезжают домой по адресу, указанному при оформлении документов. Звонить они могут, впрочем, не только домой, но и на работу или родственникам. Практика показывает, что и психологического давления, как правило, бывает достаточно, заявляют профессионалы. Большинство скорее предпочтет заплатить за пылесос, чем рисковать проблемами с начальством[18].

"Чаще всего потребительскими кредитами пользуются люди со средним специальным образованием - 24% и студенты - 21%, люди в возрасте 20-30 лет и 30-40 лет", - говорится в отчете Росгосстраха. Практика банков частично подтверждает итоги исследования. "По статистике Райффайзенбанка в портфеле беззалоговых кредитов мужчин-заемщиков в процентном отношении действительно больше, чем женщин, - считат Роман Воробьев, член правления Райффайзенбанка, начальник дирекции по работе с физическими лицами. - Однако что касается уровня образования - в клиентской базе нашего банка по потребительскому кредитованию основной процент составляют лица с высшим образованием". Алексей Аксенов солидарен с мнением коллеги: "Что касается результатов данного исследования и нашей практики, то по половозрастной структуре в общем и целом результаты соответствуют нашим показателям. В отношении же образования среди заемщиков ММБ существенно преобладают заемщики с высшим образованием".

Почти 12% жителей крупных городов намерены взять потребительский кредит. В этой категории наиболее смелы мужчины: 16% мужчин готовы стать должниками банков, и только 9.5% женщин не отрицают эту возможность.

Жалобы банков на высокий процент невозврата кредитов не подтверждаются опросом Росгосстраха. "Подавляющее число жителей больших городов серьезно относятся к возвращению банку полученного кредита. Только 2.5% опрошенных полностью допускают возможность невозврата полученного кредита, а 5% считают это возможным при возникновении объективных обстоятельств", - утверждает Алексей Зубец, руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха. Наибольшую законопослушность проявляют люди с низкими доходами, имеющие два высших образования или закончившие аспирантуру.

Пенсионеры готовы вернуть кредит банку на любых условиях - 95.2% опрошенных не допускают возможности невозврата кредита. "Как показали результаты нашего опроса, женщины являются более дисциплинированными в этом вопросе, чем мужчины, - рассказывает Алексей Зубец. - Среди женщин доля тех, кто намерен вернуть банку кредит при любых условиях, составляет более 94%. Среди мужчин аналогичный показатель около 89%". Банкиры называют самый рисковый вид кредита и рисуют портрет клиента, на которого меньше всего стоит полагаться. Рассказывает Роман Воробьев: "Наиболее рисковым продуктом для банка, безусловно, являются беззалоговые кредиты. Именно поэтому ставки по таким кредитам выше. Наибольшее число клиентов с просрочкой по потребительским кредитам составляют заемщики с доходом от 450 до 999 долларов США. Тем не менее существующая в Райффайзенбанке политика оценки заемщиков позволяет говорить о том, что уровень "проблемных" клиентов находится под контролем. На "дисциплинированность" заемщика в большинстве случаев может повлиять некое внезапное изменение в социальном статусе, когда клиент теряет возможность обслуживать свой кредит. В любом случае, у нас есть собственная служба по работе с просроченной задолженностью".

К самой просроченной задолженности заемщики в отличие от банкиров относятся вполне лояльно. И это несмотря на то, что им приходится платить за тех, кто кредит не вернул. Более 8% опрошенных считают, что они могут морально оправдать человека, не вернувшего потребительский кредит, а 38% респондентов полагают, что они смогут сделать это в случае, если у "отказника" были на то объективные причины. Состоятельные мужчины наиболее лояльны к не вернувшим кредит людям, женщины в этом смысле настроены куда более непримиримо. В то же время "заплатить за того парня" готовы люди 20-30 лет с незаконченным высшим образованием.

Почти 86% жителей мегаполисов считают проценты по потребительским кредитам завышенными, в верхней имущественной группе около 80% опрошенных придерживаются этого мнения, в нижней этот показатель повышается до 91%. Банкиры уверены, что их потребительский кредит рассчитан на средние слои населения, и безусловно привязывают свои ставки к уровню реальных доходов населения. "Потребительское кредитование было всегда наиболее популярно среди средних слоев населения, которые не могут позволить себе сразу приобрести желаемый товар. Кредит позволяет постепенно выплачивать определенную сумму, не слишком ограничивая свои расходы. Таким образом, к желающим воспользоваться потребительским кредитом чаще всего относятся лица, имеющие невысокий, но тем не менее стабильный ежемесячный доход", - говорит Роман Воробьев[19].

Виноваты в невозвращении кредитов не только неосмотрительные граждане, набравшие кредитов и неспособные спланировать свой бюджет. У многих банков тоже "рыльце в пушку". Они устанавливают слишком высокие проценты по кредитам, причем искусно это скрывают. Часто, лишь получив кредит, потребитель узнает, что помимо официально объявленной ставки ему придется дополнительно заплатить целый ряд комиссий, которые резко взвинчивают цену кредита. Эффективная ставка, т.е. та, которую на самом деле придется заплатить за одолженные у банка деньги, может составить и 50%, и 80% годовых.

По подсчетам Центробанка, дополнительные "скрытые" комиссии по потребительским кредитам составляют 20-30%. Именно поэтому с 1 июля 2007 года ЦБ законодательно заставил банки объявлять истинные проценты по кредитам. По идее это должно охладить потребительский пыл россиян. Однако эта мера вряд ли остановит тех, кто покупает в кредит утюги и соковыжималки[20].

Однако я достаточно сдержанно оцениваю инициативу Банка России, согласно которой с 1 июля 2007 года кредитные организации должны раскрывать в договорах эффективные ставки по кредитам. Инструкция Центробанка больше походит на жест отчаяния. Это, мягко говоря, половинчатое решение ведомства, в чью компетенцию эти вопросы напрямую не входят. Соответственно, у этого решения есть как плюсы, так и минусы.

Главный минус состоит в том, что Центробанк не может регламентировать, и в своей инструкции не регламентирует, каким образом информация об эффективной процентной ставке будет доводиться до потребителя. В США, например, основная информация по кредиту для заемщика (размер кредита, срок, эффективная ставка) должна размещаться на 1-й странице договора в виде таблицы. Это максимально простая форма уведомления потребителя о том, на что он решился и сколько ему это будет стоить.

А поскольку ЦБ не регламентирует этот вопрос, то могу себе представить, как будет происходить уведомление нашего отечественного потребителя об условиях договора. Для информации найдут мелкий нечитаемый шрифт, достаточно сжатый, с минимальным интервалом, поместят ее где-нибудь на последней странице договора. Надеяться на то, что наши банки будут афишировать эффективную ставку, не приходится, потому что не в интересах лидеров рынка пластиковых карт и экспресс-кредитования демонстрировать, во что на самом деле обходится потребителю кредит.

Еще один важный минус инструкции Банка России в том, что в эффективную процентную ставку не заложены сопутствующие платежи, которые сейчас сопровождают кредитование. Да, все комиссии банка в эффективную ставку включены, но сюда не отнесли платежи за так называемые навязанные услуги (страховки, платежи сторонним организациям, например органам регистрации прав недвижимости, и т.д.). А ведь страхование жизни при экспресс-кредитовании очевидно притворно. Когда это делает страховая компания, аффилированная с банком, можно предположить, что доход от этой услуги делится между владельцами группы. Сегодня и "Русский стандарт", и Хоум кредит энд финанс банк, и банк "Авангард" - все они используют схему навязанной страховки. Чем она опасна? Во-первых, стоимость такого страхования высока, вовторых, это плохой продукт изначально, потому что родился искусственно, вне конкуренции. Помните, в советские времена были продуктовые наборы, когда сомнительные продукты сопровождали хорошие. Так вот банки сейчас применяют те же технологии, которые были присущи 80-м годам.

Поэтому решение Центробанка по внедрению эффективной процентной ставки, к сожалению, не будет решать основной вопрос - информирование потребителя.[21] Процентные ставки по потребительским кредитам, резко выросшие за последний квартал прошлого года, вернулись к уровню 2002-2003 годов. К тому же ужесточились требования к заемщикам: банки вновь отдают предпочтение только проверенным клиентам. Сегодня взять деньги у банка в долг трудно и дорого, и улучшения ситуации в ближайшее время банкиры не ждут.