Смекни!
smekni.com

Инвестиционный климат Польши (стр. 3 из 3)

Покупка-продажа бизнеса в целом представляется привлекательной для обеих сторон, поскольку:

  • В случае продажи действующего бизнеса по частям стоимость отдельных активов может быть гораздо меньше, чем стоимость бизнеса в целом.
  • При покупке работающего бизнеса вложение средств сразу обеспечивает встречные денежные потоки. Покупателю необходимо лишь оптимизировать их (например, снизив издержки) или умножить их (увеличив продажи). По статистике, 80% вновь основанных компаний не доживает до третьего года. Если приобрести фирму, которая функционирует на рынке более четырех лет, то риск потери компании уменьшается.
  • Покупка действующей компанией поставщика или клиента позволяет расширить контроль над технологической цепочкой.
  • Кроме того, под работающее предприятие легче получить финансирование, чем под бизнес-план нового проекта.

Какую компанию купить?

Для продажи компании у ее владельца существуют причины, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • данный бизнес перестал приносить достаточную прибыль; в отрасли наблюдаются спад и снижение деловой активности; компания находится под угрозой банкротства; слабый менеджмент; фирма замешана в криминальных аферах;
  • владелец расчитывает заняться каким-либо другим бизнесом или диверсифицировать свою деятельность; владелец намерен отойти от дел по личным мотивам; у него не хватает средств для развития компании.

Очевидно, что покупка компании целесообразна именно тогда, когда владелец фирмы руководствуется соображениями, входящими во вторую группу.

При покупке компании сразу же возникают вопросы, насколько это выгодно, управляемо, насколько вообще живо, нет ли подвоха, справедлива ли цена, какие могут быть последствия юридические, финансовые и т.п., почему вообще этот бизнес продается. Пока на эти вопросы потенциальный покупатель не получит детальных ответов, приобретение бизнеса вряд ли разумно.

Существует несколько моментов, которые следует принять во внимание при выборе компании как объекта вложения средств:

Рост, который наблюдается в той или иной отрасли, еще не свидетельствует о том, что нужно приобретать в этой отрасли бизнес. Если поступает много предложений на продажу фирм в той или иной отрасли, это означает, что либо в этой отрасли наблюдается спад, либо конкуренция среди компаний слишком сильна. Как только покупатели узнают о привлекательности и прибыльности какой-то отрасли, сразу же туда устремляются толпы инвесторов, появляются новые предприятия. В итоге конкуренция растет, рынок переполняется. Например, как только инвесторы узнали о видеопрокатах как прибыльном бизнесе, за несколько месяцев на каждом углу появились видеопрокаты. Естественно, конкуренция стала большой, и прибыли владельцев упали. Но предложений о продаже видеопрокатов пока немного, следовательно, бизнес там пока идет неплохо.

Концепция ресторана или бара через определенный промежуток времени устаревает. Поэтому, если приобретаемая точка общепита существует уже 4–5 лет, покупателю стоит задуматься, какие принципиальные стороны имиджа ресторана требуется изменить.

Кроме спадов и подъемов, следует учитывать территориальный фактор. Деревообрабатывающие фирмы, одно время во множестве расплодившиеся в Подмосковье, получили преимущество на рынке благодаря современному импортному оборудованию. Однако компании, расположенные возле источников сырья, постепенно переоснастились и за счет меньших расходов на транспортировку получают большую прибыль.

Приобретать бизнес лучше там, где есть свободный рынок сырья и сбыта. Если предприниматель, посторонний для московского рынка бензозаправок, покупает АЗС, то бензин ему будут отпускать по высоким ценам. Приобрести фирму, которая занимается автоперевозками на микроавтобусах в Москве или Подмосковье, тоже непросто — транспортные лицензии распределяются на тендерах с заранее определенным кругом участников. Значит, если покупатель не имеет возможности свободно приобретать сырье и реализовывать продукцию компании, которую он хочет приобрести, то вряд ли бизнес будет успешным.

Практика фирм, оказывающих консалтинговые услуги при покупке бизнеса, подтверждает это. Клиенты интересуются приобретением АЗС, транспортных и строительных компаний всего в 2–3% случаев.

Чем сложнее приобретаемый бизнес, тем меньше в нем конкурентов. На вопрос сотрудников консалтинговых фирм: «Какого рода компанию вы хотели бы приобрести?» потенциальные покупатели очень часто отвечают, что их интересует магазин или бар, а от производственных предприятий отказываются, мотивируя это сложностью технологических процессов. Приобрести магазин или кафе или поставить контейнер на вещевом рынке кажется гораздо проще, чем купить компанию, которая занимается производством. Поэтому, как только на более-менее проходном месте в Москве расчищается свободная территория, ее тут же заполняют торговые павильоны. Опять же создавая друг другу повышенную конкуренцию.

Чем меньше размеры компании, тем прибыльнее может быть ее деятельность. Сейчас в малом и среднем бизнесе считается нормой 5–10% доходности в месяц. Небольшим предприятием легче управлять, его хозяйственная деятельность более прозрачна, значит, потенциальный инвестор лучше ее изучит перед покупкой. К примеру, в последнее время наблюдается высокая рентабельность (до 125%) в небольших салонах связи из-за рекордного роста объемов продаж сотовых телефонов.

Наиболее выгодные объекты покупки бизнеса — фирмы, где стоимость материальных активов гораздо меньше, чем выручка. Бизнес, который основан на «мозгах» (аудиторские, консалтинговые компании, конструкторские бюро и т.д.), требует сравнительно малых капиталовложений. Однако отдача от него достаточно велика. Кстати, такой бизнес и продается гораздо реже, чем производственный и тем более торговый. При грамотном, последовательном подходе к поиску и выбору приобретаемой компании инвестиции в консалтинговые услуги обладают почти самой высокой доходностью (в расчете на единицу вложенного капитала) при едва ли не самых низких рисках по сравнению с другими видами инвестиций. Это происходит потому, что в подавляющем большинстве российских компаний система управления бизнесом столь далека от совершенства (т.е. от максимальной эффективности), что высокопрофессиональный и «свежий» взгляд опытных и компетентных консультантов очень быстро отыскивает как сами слабые места (точнее, их причины), так и определяет эффективные способы их устранения. В результате даже довольно значительные инвестиции в консалтинговые услуги (а услуги высокопрофессиональных консультантов недешевы, т.к. дают высокую отдачу), окупаются достаточно быстро и приносят весьма значительный доход в расчете на единицу вложенного капитала. При этом опытные консультанты обладают и довольно внушительным послужным списком, и навыками в структурировании консалтинговых проектов, обеспечивающих минимизацию рисков для обеих сторон (консультанта и клиента).

Покупка бизнеса (например, готового сокового завода по иностранной лицензии) имеет смысл, если носит характер принципиально нового для рынка бизнеса. Того, чего нет у конкурентов. В противном случае лучше найти способ приобрести уже действующее на рынке предприятие со сформированным рынком сбыта. Если вы приобретаете новое производство вместо аналогичного действующего, то у вас уже есть, как минимум, один конкурент в его лице.

Кстати, по поводу перспектив покупки пивных компаний заметим, что если в Германии и Нидерландах потребление пива падает на 3–4% в год, а рентабельность в 6–7% считается выдающимся достижением, то в нашей стране норма прибыли в среднем составляет 15–20%, а у отдельных компаний, например у «Очаково», она зашкаливает за 40%. Впрочем, как утверждают эксперты, с каждым годом темпы потребления пива в России будут сокращаться на 3,5–4%. Переломным станет 2005 г., когда рынок, достигнув емкости в 1 млрд. дал, насытится и перестанет расти. Из этого следует, что покупка пивного завода пока что выгодна, но эта выгода медленно тает, как пена в пивной кружке.

Покупка бизнеса после банкротства. Как на Западе, так и в России распространена практика покупки обанкротившихся или находящихся на грани банкротства компаний за бесценок, а затем реструктуризация, изменение стратегии управления, внедрение новых технологий и привлечение инвестиций. Как правило, покупка такого бизнеса осуществляется либо в контакте с владельцами («мягкий вариант»), либо через процедуру банкротства (назначение истцами своего временного управляющего компанией).