Смекни!
smekni.com

Аренда основных средств в Украине на примере предприятия (стр. 9 из 24)

3.1. Законодательные требования к отношениям оперативного лизинга

Как уже было отмечено в дипломной работе, нормами дей­ствующего законодательства, в частности нормами специально­го закона, регулирующего правоотношения в сфере лизинга — Закона о лизинге, установлены определенные требования и пра­вила для осуществления таких правоотношений.

Так как основной темой, рассматриваемой нами, являются различные аспекты правоотношений, возникающих только в рам­ках одного из видов лизинга — оперативного, мы остановимся на законодательных требованиях именно к этому виду лизинга.

В соответствии с нормами Закона о лизинге оперативным будет являться лишь тот лизинг, который соответствует следую­щим требованиям:

— предметом договора оперативного лизинга является пере­дача в пользование определенного имущества, которое в соот­ветствии с нормами действующего законодательства может быть отнесено к основным фондам;

— такое пользование является срочным и платным, размер и порядок осуществления платежей устанавливается договорен­ностью сторон;

— максимальный срок, на который может передаваться объект оперативного лизинга лизингополучателю, должен быть менее срока, за который амортизируется 90 % стоимости объекта ли­зинга, определенной на день заключения договора;

— по истечении указанного срока объект лизинга не перехо­дит в собственность лизингополучателя как при финансовом лизинге, а договор продлевается или объект лизинга должен быть возвращен лизингодателю;

— из нормы ст.1 Закона о лизинге следует, что в лизинг мо­жет передаваться только имущество, которое принадлежит лизингодателю на праве собственности или приобретается им в собственность.

Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о лизинге объект лизинга на протяжении всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, а лизингополу­чатель использует оборудование в своих целях и в соответствии с условиями договора, ежемесячно выплачивая установленные до­говором лизинга платежи. При этом все доходы и прибыль, полу­ченные лизингополучателем в ходе использования объекта лизин­га, являются собственностью такого лизингополучателя.

В случае перехода права собственности на объект лизинга от лизингодателя к другому лицу договор лизинга сохраняет силу по отношению к новому собственнику.

Право на сохранение действия договора лизинга принадле­жит лизингополучателю независимо от основания перехода иму­щества от одного собственника к другому. Под «другим лицом», о котором идет речь в приведенной норме, следует понимать любого приобретателя объекта лизинга.

Реорганизация лизингодателя также не является основанием для изменения условий или расторжения договора лизинга.

Вместе с тем, в соответствии с мнением Высшего арбитражного суда Украины, приведенным в письме от 23.03.1998 г. № 01-8/104, лизингополучатель не может воспользоваться правом на сохра­нение действия договора в случае перехода объекта лизинга к другому лицу без правопреемства, например, при конфискации, поскольку в таких случаях к новому собственнику не переходят права и обязанности бывшего собственника имущества.

Такая позиция Высшего арбитражного суда, по всей видимос­ти, основывается на том, что в случае если объект лизинга пере­ходит к третьим лицам без правопреемства, то это происходит не в рамках гражданско-правовых отношений сторон, а в рамках пуб­личных правоотношений, сутью которых является административ­ная подчиненность одной стороны другой, возникающая из зако­на, а не из договора. При этом в публичных правоотношениях одна сторона имеет только права, а другая — только обязанности.

Так, при конфискации имущества по решению соответствую­щего государственного органа, банкротстве лизингодателя, об­ращении взыскания на заложенное имущество лизингодателя, изъятии имущества исполнительной службой по решению суда, а также при продаже активов, находящихся в налоговом залоге, по решению налогового органа правопреемственность сторон не сохраняется и правоотношения сторон базируются не на основа­нии договора, предусматривающего взаимные права и обязатель­ства сторон, а на основании властного предписания государствен­ного органа. В указанных ситуациях договор лизинга подлежит расторжению, объект лизинга возвращается лизингодателю и распоряжение им происходит в соответствии с решением суда либо распоряжением государственного органа.

Напротив, в случае продажи объекта лизинга его собственни­ком третьему лицу, на основании соответствующего договора, при переходе права собственности на имущество на основании норм наследственного права, а также при реорганизации юридическо­го лица при наличии его правопреемника такие отношения сто­рон лежат в плоскости гражданских правоотношений, правопре­емственность сохраняется и договор лизинга продолжает действовать на условиях и в течение срока, установленного по соглашению сторон в момент его заключения.

Отметим, что в случае банкротства лизингополучателя, аре­ста или конфискации его имущества объект лизинга отделяется от общего имущества лизингополучателя и подлежит возврату-лизингодателю, который может распоряжаться им по своему ус­мотрению. Порядок возмещения убытков, причиненных в связи с банкротством лизингополучателя, устанавливается согласно условиям договора лизинга и законодательству Украины.

3.2. Договор оперативного лизинга

В соответствии со ст. 1 Закона о лизинге лизинг — это пред­принимательская деятельность, направленная на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и состоит в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества, которое является собственностью лизингодателя или приобретается им в собственность по поручению и при согласовании с лизингополу­чателем, при условии уплаты лизингополучателем лизинговых платежей.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о лизинге лизинг осуществ­ляется на основании договора лизинга, который регулирует пра­воотношения между субъектами лизинга.

Таким образом, лизинговые операции могут осуществляться только на основании договора лизинга, заключаемого между субъектами хозяйствования и сутью договора лизинга является передача лизингополучателю в пользование имущества, принад­лежащего на праве собственности лизингодателю или приобре­тенного им в собственность по поручению лизингодателя на оп­ределенный срок и за плату.

Согласно ст. 2 данного Закона объектом лизинга, а соответ­ственно, и объектом договора лизинга может быть любое недви­жимое и движимое имущество, которое относится к основным фондам в соответствии с законодательством, не запрещенное к свободному обороту на рынке и в отношении которого нет огра­ничений на передачу его в лизинг (аренду).

Указанное имущество, находящееся в государственной соб­ственности, может быть объектом лизинга только по согласова­нию с органом, который осуществляет управление этим имуще­ством, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Соответствующие органы определены, в частности, Декретом КМУ от 15.12.1992 г. №8-92 «Об управлении имуществом, нахо­дящимся в общегосударственной собственности».

Не могут быть объектами лизинга объекты аренды государ­ственного имущества, определенные в ст. 4 Закона об аренде государственного и коммунального имущества, кроме индиви­дуально определенного имущества государственных предприя­тий, земельных участков и иных природных объектов. Договор лизинга, заключенный с нарушением указанных требований, может быть признан недействительным на основании ст. 48 или ст. 49 ГК УССР.

Договор заключается между субъектами лизинга, перечень которых определен в ст. 3 Закона о лизинге, в форме многосто­роннего соглашения — при участии лизингодателя, лизингопо­лучателя, продавца объекта лизинга, или двустороннего согла­шения — между лизингодателем и лизингополучателем (п. 1 ст. 6 Закона). В соответствии с нормами Закона договор лизинга дол­жен быть составлен в письменной форме. Несоблюдение такой формы, в соответствии со ст.46 ГК УССР, лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки на свидетель­ские показания, а в случаях, прямо указанных в законе, влечет за собой недействительность сделки с последствиями, предус­мотренными частью второй ст.48 КГ УССР.