Смекни!
smekni.com

Место управления маркетингом в менеджменте (стр. 6 из 6)

Есть ли здесь социальное управление?

Очевидно,что есть,так как имеется лидер,за которым идет социальная группа (стадо). Однако,управление здесь имеет безусловный характер,так как все определяется одними инстинктами (безусловными рефлексами).В технике такой тип управления называют автоматическим управлением,поскольку оно определяется заложенными природой программами (по терминологии Н.М.Амосова/ /).Такой же тип управления характерен и для многих живых организмов,не имеющих головного мозга.

Данный пример еще раз убеждает в естественной природе СУ,осуществляемого на уровне заложенных природой животных инстинктов (безусловных рефлексов).

Эпизод 2 (эпоха первобытной общины).

Примерно 50 тыс.лет назад на Земле появились первобытные общины.Каждая община (род,племя) имела своего старейшину и военного вождя,занимающие свои должности по праву избрания их до тех пор,пока их действия отвечали интересам соплеменников.Община имела свой совет,куда входили все ее взрослые члены и где решались наиболее существенные вопросы жизнедеятельности общины,в том числе вопросы выборов старейшины и вождя (руководителей) общины.

В эти далекие времена уже существовала мифология.Мифы рисовали картину божественного сотворения мира и заставляли подчиняться людей своим богам (каждое племя имело своего бога),которых они боялись и старались задобрить жертвоприношениями.

Как видим,в отличии от предыдущего примера,здесь социальное поведение людей определяется не животными инстинктами,а властью богов,советом общины, старейшинами,шаманами,обычаями,традициями,общественным мнением и другими факторами,имеющими социальный характер.При этом некоторые из этих «социальных фактов» имели осознанный характер (например,идея бога,шаман,совет общины).

Таким образом,социальное управление может иметь как неосознанный,так и осознанный характер.В дальнейшем,нас будет интересовать второй случай,поскольку уже более c древнейших времен человек стал сознательно подчиняться чужой воле.

На данном примере нетрудно заметить также,что управление имеет комплексный характер,так как предполагает подчинение людей не одному,а множеству социальных фактов,как материальных (старейшина,вождь,шаман),так и нематериальных, например,обычаям,традициям,божественным (а затем,и светским) законам.

Итак,социальное управление имеет естественное происхождение.Долгое время оно не осознавалось человеком,пока не появилась идея бога и связанный с ней институт власти.В дальнейшем стали осознаваться другие «социальные факты»,влияющие на поведение людей,что укрепляло представление о социальном управлении.

Интересно заметить,что социальное управление не всегда нуждается в институте лидерства (или руководства) как думают многие.На современной Земле еще сохранились группы охотников-собирателей,где отсутствует институты лидерства,власти и иерархии/ /.В них «властвуют» свои виртуальные божества и неизменные ритуалы и каждый,пытающийся предложить что-то новое,подвергается остракизму,равносильному смерти.Такой обычай подвергать всех «новаторов» изгнанию является своего рода основой сохранения группы в условиях постоянной среды.Очевидно,что при нарушении этих условий такие группы не смогут существовать самостоятельно.

1.3.СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ И ОБРАЗЦЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ