Смекни!
smekni.com

О китайском искусстве целительства (стр. 1 из 3)

Мы все воспитаны в условиях засилья лекарственной медицины. Многие люди до сих пор верят, что с помощью химии и новых технологий мы сможем обуздать все болезни. Но реальность такова, что даже самые совершенные лекарства не смогут приблизить нас к той черте, за которой лежит жизнь без болезней.

Большинство людей согласятся с нами, что классическая лекарственная медицина занимается только нашими болезнями, а вовсе не здоровьем. Отсутствие реальной помощи от лекарств, полученных путем химического синтеза, увеличение числа душевных болезней подталкивают людей к поиску иного решения. К ним начинает постепенно приходить понимание, что не лекарства, а только изучение законов природы, комплексное оздоровление всего организма в целом как естественными методами (свет, воздух, вода, пища, движение), так и нетрадиционными практиками лечения (массаж, иглоукалывание, прижигание, цигун-терапия и т.п.) помогут им обрести и сохранить здоровье.

В Китае термин "здоровье" понимается гораздо шире, чем на Западе. Отсутствие ярко выраженных симптомов болезни не является признаком цветущего здоровья. Нельзя назвать здоровым человека, который суетлив и раздражителен, или наоборот, вял и апатичен. Вряд ли он здоров, если не может сконцентрироваться, нормально спать, не хочет ни работать, ни развлекаться. Можно считать вполне доказанным, что практически любая болезнь связана с нашим образом жизни и мышления.

Большинство китайцев относится с глубоким уважением и почитанием к своим предкам. Они по праву гордятся мудростью и знаниями, которые им оставили их предшественники.

Древний трактат "Хуан-ди нэйцзин" ("Канон Желтого Императора по внутреннем"), написанный между 500 и 300 годами до нашей эры является своего рода "библией" по китайской медицине. В нем упоминается об использовании для регуляции "ци"[*] в теле человека так называемых бяньши ("каменных игл").

Во II веке жил знаменитый врач Хуа То, которого еще и теперь почитают как "бога хирургии". Утверждают, что он изобрел эффективное оглушающее средства (наркоз), что позволяло без боли выполнять сложнейшие операции. Наблюдая за повадками животных, Хуа То создал комплекс упражнений для улучшения циркуляции ци внутри тела человека, известный под названием "Уциньси" ("Игры пяти зверей"), ставший прообразом современных комплексов Цигун.

Современником Хуа То был знаменитый врач Чжан Чжунцзин, который по праву именуется "Гиппократом Востока". Китайская медицина обязана ему важным вкладом в лекарственную терапию. Его основной труд называется "Шан Хань Лунь" ("Трактат о болезнях, связанных с синдромом "холода"). Японское учение о целебных растениях, так называемая "Кампо-медицина" ("Полевая медицина") в значительной степени восходит к этой книге.

Еще более известна "Бэнь цао гань му" ("Энциклопедия трав"), составленная Ли Ши-чжэнем (1518-1693) - знаменитым лекарем династии Мин, который подчеркивал значение координации медицины с практикой Цигун. Это капитальный труд, содержащий описание 1892 различных видов лекарственных средств, стал эпохальным явлением в истории мировой фармакологии.

Все эти книги были переведены на многие языки мира и оказали глубокое влияние на развитие науки в Восточной Азии, а также в ряде стран Европы.

Поначалу многие представители западной университетской медицины проявляли недоверие к традиционной китайской медицине, но вскоре ее эффективность была доказана. И теперь ее изучают многие клиники, исследовательские институты и врачи-практики, в том числе за пределами Китая.

Накопление с незапамятных времен врачебного опыта позволило традиционной китайской медицине глубоко постичь закономерности природных явлений и следовать им в своей практике. Используя известные им принципы, китайские медики могут давать пациенту определенные рекомендации по коррекции среды его существования, жизненных ритмов, структуры питания, характера взаимоотношений с людьми, стиля речи и поведения. Цель этих рекомендаций состоит в устранении "крайностей" - проявлений дисгармонии в организме пациента и в восстановлении его физического и духовного равновесия. Так называемое "достижение середины и гармонии" (чжи чжун хэ) является высшим принципом, которым руководствуется китайская медицина.

Всеобъемлющий синтез точных методов современной медицинской науки с искусством традиционной китайской медицины таит в себе огромный потенциал и в перспективе, несомненно, откроет новые горизонты для развития современной медицины для блага всего человечества.

Если вы здоровы, то традиционная китайская медицина даст вам советы и практические рекомендации, как сохранить здоровье. Если вы больны - она покажет вам правильный путь, который приведет к выздоровлению.

Классификация заболеваний

Китайская медицина выработала уникальный метод классификации заболеваний, который принципиально отличен от методов европейской медицины. Она исходит из представления о том, что человек, живя во Вселенной, сам представляет собой своеобразный микрокосм.

Субстанция, из которой состоит все живое, считается принадлежащей к "инь" - пассивному, темному, женскому началу природы, а процессы функционирования различных жизненных систем организма - к "ян" - активному, светлому, мужскому началу.

Пять категорий

Жизнедеятельность организма описывается в категориях пяти функциональных систем:

"синь" (сердце или душа) - "командный центр" организма, реализующийся в форме духа и интеллекта не только в качественном, но и в количественном проявлении;

"фэй" (легкие или респираторная система) - питающая организм "внешним ци", контролирующая разграничение различных функций организма и поддерживающая различный баланс между ними;

"гань" (печень) - регулятор физических и эмоциональных реакций организма на воздействия и раздражители внешней среды и поддерживающий его в состоянии гармонии;

"пи" (селезенка) - управляет процессами питания организма и обмена веществ, обеспечивая полноту физических сил;

"шэнь" (почки) - регулирует накопление и расходование организмом "врожденной" жизненной энергии и определяет жизнеспособность человека.

Данная теория устанавливает соотношение функциональных систем человеческого организма, называемых в целом "цан сян" (скрытыми феноменами).

"Шесть аномалий", "семь эмоций"

Смена времен года и изменения погоды способны оказывать влияние на человеческий организм. Важнейшими здесь являются следующие шесть внешних факторов: "фэн" (ветер), "хань" (холод), "шу" (жара), "ши" (влажность), "цзао" (сухость) и "хо" (жжение).

Чрезмерно резкие либо аномальные изменения погоды могут причинять вред человеческому организму и называются "лю инь" ("шесть аномалий").

С другой стороны, резкие изменения в эмоциональном состоянии личности - в случае крайнего проявления различных эмоций, таких, как радость ("си"), гнев ("ну"), тревога ("ю"), тоска ("сы"), печаль ("бэй"), страх ("кун") и удивление ("цзин") - также наносят ущерб здоровью человека и называются "семью эмоциями". Взаимодействие внешних "шести аномалий" с внутренними "семью эмоциями" лежит в основе учения китайской медицины о природе заболевний. С помощью этого своеобразного набора моделей в сочетании с теорией "скрытых феноменов" исследуется физическая конституция пациента и его заболевание. На этой основе ставится диагноз относительно природы физической и психологической дисгармонии в организме пациента и избирается правильный путь к коррекции этой дисгармонии.

Лечение заболеваний

Традиционная китайская медицина опирается на тысячелетние традиции и в настоящее время признана как весьма эффективная система целительства, в том числе и в странах Запада. Ее особенностью является то, что практикуемые методы лечения с помощью врача и собственными силами составляют единую цельную систему. Собственными силами - это значит, что вы можете сами при возникновении болезни оказать себе помощь процедурными мероприятиями, назначенными вашим врачом.

Секрет успеха традиционной китайской медицины заключается в том, что ее может применять не только врач, но и обычный человек в своей повседневной жизни, либо для того, чтобы самому избавиться от легких повседневных недомоганий, либо в качестве вспомогательной и профилактической терапии. С ее помощью можно на длительное время не только укрепить свое здоровье, но и улучшить качество жизни.

Объектом внимания китайской медицины является сам человек, а не просто его "болезнь". С точки зрения китайских медиков болезнь - это всего лишь частное проявление общего нарушения равновесия в организме.

Теперь мы тоже близки к осознанию того важного факта, что у нас внутри имеются большие силы, которые защищают нас и способны исцелить. Мудрецы Дальнего Востока знали об этом уже несколько тысяч лет назад. Все, что нам нужно сделать - это только разбудить эти силы.

Западная медицина пытается привнести здоровье извне, а традиционная китайская медицина, напротив, хочет помочь нам сохранить свое здоровье. Она стремится стимулировать внутренние силы нашего организма. Она может вылечить больного и сохранить здоровье, внутреннюю гармонию и благополучие в течение всей жизни. Непременным условием полного выздоровления является готовность больного активно участвовать в этом процессе.

Дело в том, что у нас в России, также как и на Западе все больше укрепляется необоснованная вера в то, что здоровье - это товар, который будто бы можно "купить" у врача без приложения собственных усилий для его сохранения. Это приводит к усиленному развитию так называемой "аппаратной медицины", позволяющей увеличить пропускную способность врачебного кабинета. Соответственно возрастают и суммы денег, полученные за подобное "поточное лечение". Такой бездумный, "потребительский подход" является основной причиной печального состояния нашего здравоохранения. А в это время в Китае и некоторых странах Европы традиционная китайская и университетская медицина все успешнее уживаются друг с другом и без проблем переплетаются между собой. Хотя классическая и традиционная китайская медицина во многом различаются, но они взаимно дополняют и гармонизируют друг друга.