Смекни!
smekni.com

Аутогемотерапия. Фолликулярный ринит (стр. 1 из 2)

Уральская государственная академия ветеринарной медицины

Кафедра патологической анатомии и патологической физиологии

Контрольная работа

по предмету: "Внутренние незаразные болезни"

Вариант 6

Работу выполнила:

Студентка гр. 41 "З"

заочного отделения

факультета ветеринарии

Руководитель:

Оценка:

Троицк

2008

Содержание

1. Аутогемотерапия

2. Фолликулярный ринит

3. Закупорка книжки

Список используемой литературы


1.Аутогемотерапия

Аутогемотерапия — введение животному под кожу или внутримышечно его же крови. Представляет разновидность патогенетической терапии, сочетающей аутопротеинотерапию, комбинированную с аутосеротерапией и аутовакцинацией.

Аутогемотерапию применяют при многих инфекционных, внутренних незаразных, гинекологических, хирургических и других заболеваниях (фурункулез, острые дерматиты и экземы, вялозаживающие раны, язвы, свищи, гнойные воспаления, орхиты, мышечный и суставной ревматизм, фарингит, ларингит, бронхит, воспаление легких, перитониты, эндометрит, задержание последа, некробациллез, мыт, ящур).

Противопоказано применение аутогемотерапии при новообразованиях, органических изменениях в печени, почках, сердечной мышце, флегмонозных процессах, сопровождающихся длительным накоплением и всасыванием гнойного экссудата, интоксикацией и развитием сепсиса.

Для аутогемотерапии больных животных кровь берут с соблюдением правил асептики у крупного рогатого скота и лошадей из яремной вены, у собак — из подкожной вены предплечья, у свиней — из больших краевых вен наружной поверхности уха или артерий хвоста путем отсечения его кончика. Для крупных животных лучше набирать кровь в шприц Жанэ, для мелких — шприц объемом 10—20 мл. Полученную кровь сразу же (до ее свертывания) вводят подкожно или внутримышечно в области шеи, внутренней поверхности бедра или крупа. При повышенной свертываемости на каждые 100 мл крови добавляется 5 мл 5%-ного раствора цитрата натрия или 10 мл 10%-ного раствора салицилата натрия.

Подготовка операционного поля для инъекций обычная, за исключением крупа. Операционное поле этой области лучше обрабатывать 5—10%-ным спиртовым раствором формалина.

Кровь вводят в здоровые ткани, граничащие с пораженными, поскольку на месте инъекции создается барьер (кратковременный), обладающий аутоантисептическим свойством. Следует также учитывать расположение лимфатических сосудов, по которым лимфа оттекает из воспалительного очага к регионарным лимфатическим узлам. Кратчайший путь способствует большей локализации патологического процесса, чем при инъекциях крови в отдаленные от воспалительного очага участки тела.

Дозу крови каждый раз устанавливают в зависимости от особенностей больного животного и характера патологического процесса в организме. Для крупных животных она составляет от 50 до 150 мл, для мелких—от 10 до 20 мл. Инъекции начинают с доз 50—70 мл для крупных животных, постепенно увеличивая при повторном введении на 10—25 мл. Мелким животным инъекции начинают с 5—8 мл.

При выборе дозы аутокрови необходимо учитывать общее состояние больного животного, обращать особое внимание на состояние печеночного и почечного барьеров, резистентность, состояние воспалительного процесса и вирулентность микробов. Необходимо помнить, что после аутогемотерапии происходит усиленное всасывание из воспалительного очага в кровь экссудата, бактерий и продуктов их жизнедеятельности, которые могут дополнительно угнетать и блокировать ранее вызванную блокаду печеночно-почечного барьера и РЭС, поскольку они также в определенной мере будут блокироваться большим количеством распадающихся клеток инъецируемой крови. Все это при нерациональном подборе дозы для аутогемотерапии может ухудшить общее состояние больного животного и обострить патологический процесс.

При острых гнойных ограниченных воспалительных процессах рекомендуемые дозы аутокрови для крупных животных составляют 125-150, для мелких – 5-50 мл.

В начале заболевания целесообразнее кровь вводить вечером, во время подъема температуры тела у больного животного. При диффузных воспалительных процессах, сопровождающихся длительным лихорадочным состоянием, применяют малые дозы крови: 50-75 мл крупным животным и 2-25 - мелким.

Однократные инъекции крови редко дают положительный результат. Лучше делать 4-5 введений, хотя наиболее результативные - первых два.

В случае, когда после первой инъекции крови у животного наступает угнетение, особенно кроветворных органов, дозу повторной инъекции необходимо уменьшить на 1/4. Интервал между введениями - от 48 ч до 4 суток. Чем тяжелее заболевание, тем меньше должна быть первая доза и больше промежуток между введениями. На каждую последующую инъекцию реакция организма ослабевает. Поэтому при повторных инъекциях необходимо увеличивать дозу крови для крупных животных на 25 мл, для мелких - на 1-5 мл, не превышая максимальной.

Если после двухкратного введения у больного животного не будет улучшения общего состояния, течения патологического процесса, морфологического состава крови, то от аутогемотерапии в данном случае следует отказаться.

При аутогемотерапии следует учитывать реакцию организма и возможные осложнения. На месте введения крови развивается незначительная припухлость, исчезающая через 1-2 суток (рассасывается).

Если аутогемотерапия дает положительный результат, то в первые дни (2-4) снижается общая температура, уменьшаются симптомы воспалительного процесса. Отеки постепенно исчезают, инфильтраты рассасываются, количество гнойного экссудата уменьшается, грануляционная ткань становится более плотной и розово-красной. В некоторых случаях бывает кратковременное (1-2 дня) обострение патологического процесса с последующей положительной нормализацией его течения.

При введении завышенных доз крови и ее препаратов общая температура тела повышается, животное угнетено, количество гнойного экссудата увеличивается, грануляционная ткань становится бледной, рыхлой, кровоточивой. На месте введения развивается острое гнойное воспаление.

2. Фолликулярный ринит

Ринит - воспаление слизистой оболочки носовой полости. Риниты делят по происхождению на первичные, развивающиеся на почве непосредственного воздействия вредного начала на слизистую оболочку носа, и вторичные, как осложнения при незаразных болезнях, а также симптоматические, развивающиеся при инфекционных болезнях и отравлениях; по характеру процесса — на серозные или катаральные, серозно-фибринозные, слизистогнойные, крупозные, дифтеритические, фолликулярные; по течению — на острые и хронические.

Этиология. Первичный ринит возникает при неблагоприятных температурно-влажностных условиях в животноводческих помещениях, большой насыщенности воздуха аммиаком (выше 0,0026%) и другими раздражающими газами. Большую роль в развитии ринитов играют переохлаждение организма за счет ускоренного движения воздуха, особенно влажного, лежание животных на металлических решетках, битумном, сыром деревянном полу и трапе без подстилки, а также сырой земле, вдыхание пыли при длительных перегонах животных; продолжительное применение антибиотиков и других лекарственных веществ (аллергический ринит), разовое применение несовместимых веществ; накопление во внешней среде «критического» количества сапрофитной микрофлоры, своеобразное сочетание различных микроорганизмов и грибов. Некоторые исследователи отмечали массовые риниты у животных при вдыхании цветочной пыли во время поедания свежего сена, что напоминает аллергическую реакцию.

Вторичные риниты наблюдают при поражении верхнечелюстной и лобной пазух, фарингите, ларингите и бронхопневмонии, что обусловлено непосредственным воздействием гнойных или гнилостных выделений на слизистую оболочку носа. Симптоматические риниты проявляются при злокачественной катаральной горячке, инфекционном ларинготрахеите и других болезнях, наличии паразитов в носовой полости.

Патогенез. Под воздействием различных раздражителей разрывается воспаление слизистой оболочки носа. Происходят набухание и слущивание эпителиальных клеток, повышается возбудимость рецепторов, усиливается и извращается секреция слизистых желез, в лимфатическую и кровеносную системы проникает значительное количество продуктов жизнедеятельности микроорганизмов и распада тканей. Всосавшиеся продукты приводят к увеличению анатомически связанных лимфатических узлов, способствуют нарушению теплорегуляции и теплопродукции, иногда крово- и лимфообращения в мозге, отрицательно влияют на дыхательный и сердечно-сосудистый центры, переваримость кормов.

Воспаление может перейти по продолжению на лобные и верхнечелюстные пазухи, конъюнктиву, глотку и гортань, вызвать кислородную недостаточность, осложниться аспирационной пневмонией, а затем гангреной легких.

Симптомы. Животные часто облизывают губы и носовые отверстия. У больных в первый и второй день появляется серозное истечение из носа, а на 3-4-й день оно становится серозно-гнойным и гнойным. Истечение нередко подсыхает и прилипает к коже носовых отверстий. Подчелюстные, а иногда и заглоточные лимфатические узлы увеличены в объеме, имеют более высокую температуру, чем окружающие ткани, болезненны при пальпации. Слизистая оболочка носа гиперемирована, набухшая, что затрудняет дыхание. При сильном сужении носовых ходов животные дышат через рот, а иногда в результате нарушения обмена газов наступает удушье. Нередко развивается конъюнктивит с выраженной светобоязнью и обильным выделением слез, обусловленным сужением слезно-носового канала и токсорефлекторным расширением сосудов. При осложнении ринита фронтитом, гайморитом или фарингитом клиническая картина дополняется признаками, свойственными поражению этих органов.