Смекни!
smekni.com

Гнойный бактериальный менингит. Микробиологическая диагностика (стр. 1 из 9)

МУЗ «ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРС КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Руководитель курса

проф. Воробьёва Н. А.

Гнойный бактериальный менингит. Микробиологическая диагностика

Выполнила

врач-интерн КДЛ

Петрова Л. В.

г. Архангельск

2009 г.


Оглавление

Введение

Анализ и учет результатов История

Частота и встречаемость гнойного бактериального менингита в мире в зависимости от возбудителя

Характеристика возбудителей гнойных бактериальных менингитов

Haemophilusinfluenzae

Neisseria meningitidis

Streptococcus pneumoniae

Прочиевозбудители

Патогенез бактериального менингита

Микробиологическая диагностика гнойных бактериальных менингитов

Показания к лабораторному исследованию

Микробиологическая диагностика гнойных бактериальных менингитов

Бактериологическое исследование спинномозговой жидкости больного

Бактериологическое исследование крови

Бактериологическое исследование экссудата из петехий

Бактериологическое исследование носоглоточной слизи на менингококк

Исследование трупного материала

Методы серологической идентификации менингококков или их антигенов

Реакция агглютинации в полистироловых пластинах

Реакция микропреципитации для определения серогруппы менингококков

Метод ВИЭФ.

Использованию реакции непрямой гемагглютинации (РНГА) для выявления антител при менингококковой инфекции

Показания к проведению серологических исследований

Методика постановки РНГА с эритроцитарными менингококковыми диагностикумами

Взятие крови

Учет реакции

Рекомендуемые сроки, кратность обследования и трактовка серологических результатов

РНГА при генерализованных формах менингококковой инфекции.

РНГА с диагностикумами А и С

РНГА с диагностикумом серогруппы В

Групповая специфичность РНГА

РНГА при локализованных формах менингококковой инфекции (назофарингит и бактерионосительство)

РНГА при иммуно-эпидемиологических исследованиях

Применение РНГА для оценки эффективности вакцинопрофилактики менингококковой инфекции.

Современные методы генодиагностики гнойных бактериальных менингитов

Общие сведения и принципы

Показания к применению метода

Выделение ДНК

Ожидаемый эффект от внедрения метода

Задачи

Сроки выдачи ответов и их формулировка

Заключение

Список использованных источников


Введение

Менингиты бактериальной природы - тяжелейшие инфекционные заболевания, при которых в инфекционный процесс вовлекаются мягкие мозговые оболочки основания головного мозга и верхняя часть спинного мозга.

Локализация очага воспаления, а так же характерные для этих заболеваний тяжелейшие клинические проявления и генерализация процесса с поражением различных органов и тканей указывает на необходимость быстрого решения вопроса об этиологии заболевания и назначения адекватной антибактериальной терапии, которая неоднозначна для гнойных бактериальных менингитов (ГБМ) разной этиологии.

От грамотного и своевременного проведения исследований по определению этиологического агента заболевания и как можно более раннего начала соответствующего этиотропного лечения зависит исход заболевания, показатели летальности, число и тяжесть постинфекционных осложнений.

Данные лабораторной диагностики бактериальных менингитов и изучение основных биологических свойств у возбудителей лежат в основе определения прогностических критериев в системе эпидемиологического надзора за бактериальными менингитами.

Рационально организованная, комплексная, лабораторная диагностика гнойных бактериальных менингитов любой этиологии позволяет достоверно контролировать состояние проблемы этой инфекционной патологии.

История

В двадцатом столетии человечество добилось впечатляющих успехов в борьбе с инфекционными заболеваниями. Одни болезни отступали в силу естественных причин, другие - благодаря повышению уровня жизни и профилактике.

К особой группе жизнеугрожающих для человека и актуальных до сих пор заболеваний относится бактериальный менингит, история которого уходит в глубокую древность. Первые упоминания о болезни отмечены у Артея (II в. до н.э.) и Павла Эгинского (VII в.). По данным Трейтера В.А. (1920), эпидемические вспышки менингита встречались в Италии в I, II и VII веках. Позднее итальянскими врачами дано описание клинической характеристики менингита, а в 1805 г. впервые зарегистрирована и подробно освещена эпидемия цереброспинального менингита в Женеве. В последующем не раз упоминалось о многочисленных вспышках, переходивших порой в эпидемии, которые имели широкое территориальное распространение и продолжались в течение многих лет. Известный французский исследователь, изучавший менингиты в Африке (60-е годы), профессор Л. Лапессони так излагает свое впечатление от болезни: "Глядя на детей, лежащих в лихорадочном состоянии и на то, как быстро наступает коматозное состояние и судороги, на сраженных болезнью, как ударом молнии, понимаешь, почему даже упоминание о болезни - "менингит" - вызывает животный страх, беспокойство, чувство безысходности и неотвратимой беды".

Отношение к болезни не изменилось и в настоящее время. Несмотря на достигнутый прогресс в отношении этиологии и патогенеза, а также на развитие новых направлений в антибактериальной терапии и профилактики, заболевание остается одной из важнейших причин летальности и инвалидизации, тем самым подтверждая высокую социальную значимость бактериальных менингитов в нескончаемом списке других заболеваний человека.

Частота и встречаемость гнойного бактериального менингита в мире в зависимости от возбудителя

Бактериальный менингит - нередко встречающееся заболевание, за последнее десятилетие отмечено снижение частоты заболеваемости почти на половину. В России средняя частота встречаемости бактериального менингита - 3 на 100000 населения. Основным этиологическим фактором является N.meningitidis (60%), S.pneumoniae (30%) и H.influenzae (10%).

В США частота встречаемости бактериального менингита - от 2,5 до 3.5 случаев на 100000 популяции.

До 1990 года основными этиологическими факторами бактериального менингита были три возбудителя - H.influenzae, N.meningitidis и S.pneumoniae, которые были причиной заболевания в 75% случаев. Большинство менингитов, вызванных H.influenzae (тип b) наблюдались у детей, в возрасте до 12 месяцев.

Однако, с появлением вакцин (HibTITER, Pedvax HIB, ProHIBit) случаев H.influenzae - опосредованных менингитов стало значительно меньше. Так, в США с проведением активной вакцинации, начатой в 1988 году, число случаев инфекций ЦНС, вызванной типом b H.influenzae , снизилось к 1997 году до 0,7 на 100.000 населения (по сравнению с 421 случаев на 100.000 в 1987 году).

Сегодня важнейшей причиной бактериального менингита является S.pneumoniae. Так, в США ежегодно регистрируется 3000 случаев пневмококковых менингитов ежегодно, при этом смертность при данном заболевании высокая, несмотря на соответствующую антибактериальную терапию. Высокой остается заболеваемость пневмококковыми менингитами у детей в возрасте до 6 месяцев и у пожилых лиц. Частота инфекционного менингита среди новорожденных в Скандинавских странах составила 1,9 на 100.000 новорожденных; смертность превысила 5%.

Существенной проблемой антибактериальной терапии менингитов является широкое распространение полирезистентных штаммов S.pneumoniae. От 12% до 35% всех выделенных в США штаммов пневмококков резистентны к пенициллину, треть из которых имеют МПК к пенициллину более 2 мг/л.

Вторым по значимости возбудителем бактериального менингита (в России - первым) является N.meningitidis (серотипы A и С). В США заболеваемость менингитом, вызванного менингококком, составляет 0,6 случаев на 100.000 населения, чаще всего среди детей, подростков и молодых лиц (от 2 до 18 лет).

В Исладии, как и в России, N.meningitidis вызывает наибольшее число заболеваний - 56%, тогда как Str. pneumoniae встречался в 20%, а H. influenzae и Listeria monocytogenes в 5% случаев соответственно. Смертность от менингита она составила 20% взрослого населения; при менингококковой инфекции - 16,2%, при пневмококковой - 25,9%.

Стрептококки группы В и Listeria monocytogenes являются причиной бактериального менингита у детей в неонатальном периоде (1-3% от всех случаев менингита у детей). Listeria monocytogenes является причиной менингита у пожилых, ослабленных больных и пациентов с иммунодефицитом на фоне нейтропении. У пациентов с шунтами важнейшими этиологическими факторами заболевания являются коагулаза-негативные стафилококки, Staphylococcus aureus, Enterobacteriaceae, P. aeruginоsa.

В этиологической структуре нозокомиального менингита очень большую проблему представляют грамотрицательные бактерии. Их доля в развитии нозокомиальной инфекции ЦНС составляет более 30% по сравнению с 2-4% грамотрицательных возбудителей в этиологии "внебольничного" менингита. К сожалению, большинство выделенных штаммов - энтеробактерии, K. pneumoniae, P.aeruginosa, Serratia spp., Acinetobacter baumannii, Salmonella группы B и D, Proteus mirabilis - полирезистентны к используемым для терапии менингита антибиотикам.

Энтерококковый менингит у новорожденных - довольно редкое, но коварное заболевание. Риск энтерококковой инфекции ЦНС возрастает у больных после нейрохирургических вмешательств.

Процент послеоперационных менингитов - 1,8%.. Среди этиологической структуры преобладают Staph. aureus, псевдомонады (P. aeruginosa), K. pneumoniae и реже - энтеробактерии, а у пациентов с ликворреей - пневмококки.

Необходимо помнить о вторичном менингите, развивающемся как осложнение патологии ЛОР-органов, и прежде всего - среднего отита. Частота данного осложнения - 22% среди всех случаев бактериального менингита.