Смекни!
smekni.com

Нарушение гормональной регуляции основных физиологических процессов (стр. 1 из 5)

Реферат на тему:

НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОСНОВНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ


Патофизиология нарушения гормональной регуляции роста

Важнейшей стороной онтогенеза организма являются процессы его роста, обусловленные в конечном счете интенсивностью синтеза нуклеиновых кислот и белка в тканях, т.е. анаболическими процессами.

Особое место в системе регуляции роста и анаболических процессов принадлежит СТГ. Одна из главных функций этого гипофизарного гормона - стимулирующее влияние на рост, размеры тела, его массу, размеры и массу отдельных органов.

Во взрослом организме чисто ростовые функции гормона взначительной мере утрачиваются, а анаболические почти полностью сохраняются, играя важную роль в регуляции белкового обмена разных клеток.

Стимулирующее влияние СТГ на белковый синтез обусловлено несколькими механизмами:

стимулирующим действием на транспорт аминокислот и глюкозы через клеточные мембраны (инсулиноподобный эффект); усилением процессов трансляции в рибосомах.

Секреция СТГ передней долей гипофиза находится под двойным контролем гипоталамуса: его секреция усиливается соматолиберином и тормозится соматостатином.

Гипофизэктомия у животных на ранних этапах онтогенеза почти полностью останавливает рост и увеличение массы тела. Введение таким животным препаратов СТГ стимулирует и полностью восстанавливает интенсивность этих процессов.

При возникновении СТГ-продуцирующих опухолей гипофиза (опухоль из эозинофильных клеток) у человека в раннем детском возрасте развивается заболевание, известное под названием гигантизм. Для этого заболевания характерно значительное, пропорциональное увеличение роста и массы тела за счет увеличения массы костей, мышц, внутренних органов. При гигантизме рост может достигать 2 м 70 см, а масса тела - 220 кг.

Если опухоли гипофиза, продуцирующие СТГ, возникают у человека в более позднем возрасте, когда зоны роста многих костей уже закрыты, развивается другой тип патологии - акромегалия.

Она также связана с гиперпродукцией СТГ, но проявляется неравномерным разрастанием скелета, непропорциональным увеличением некоторых костей черепа, нижней челюсти, кистей рук, стоп, хрящей (нос, ушные раковины).

В случае недостаточности СТГ в организме ребенка развивается обратная форма патологии ростовых процессов – гипофизарная карликовость (лилипутизм, гипофизарный нанизм). Рост и масса тела у таких больных могут быть почти вдвое меньше, чем у здоровых людей.

Регулирующее влияние СТГ на ростовые и анаболические процессы взаимосвязано с эффектами ряда других гормонов. Важная роль в регуляции процессов роста, прежде всего синтеза белка, принадлежит инсулину. В плане регуляции белкового обмена и ростовых процессов СТГ и инсулин являются синергистами, периферические эффекты и механизмы контроля секреции которых взаимосвязаны. Инсулин, как и СТГ, ускоряет транспорт аминокислот через мембраны, стимулирует процессы трансляции в рибосомах.

Значительное влияние на процессы роста и синтеза белка оказывают глюкокортикоиды, являющиеся антагонистами СТГ. В основе катаболического действия глюкокортикоидов лежит прежде всего торможение синтеза белка, а не стимуляция его распада. Одновременное введение больших доз глюкокортикоидов с СТГ может почти полностью ликвидировать ростовой эффект последнего.

Существенное влияние на интенсивность роста могут оказывать также тиреоидные гормоны и регулирующие их секрецию ТРФ и ТТГ. Так, при разных формах возникшей в детстве недостаточности щитовидной железы у людей наблюдается карликовый рост, происходит снижение интенсивности синтеза белка. Тиреоидэктомия у животных на ранних этапах онтогенеза также вызывает значительную задержку роста и анаболических процессов.

Вместе с тем, введение тиреоидных гормонов при недостаточности щитовидной железы или полном выпадении ее функций вызывает восстановление скорости этих процессов. Влияние тиреоидных гормонов на синтез белка в органах и рост тела зависит от их концентрации: в низких концентрациях данные гормоны стимулируют эти процессы (анаболический эффект), в высоких – тормозят их (катаболический эффект).

Катаболическое действие тиреоидных гормонов ярко проявляется при тяжелых формах тиреотоксикоза - болезни, возникающей вследствие развития функционально активной гиперплазии или опухоли щитовидной железы. У таких больных процессы разобщения окислительного фосфорилирования в печени и мышцах могут сочетаться со снижением массы тела, отрицательным азотистым балансом.

Мощным анаболическим действием обладают андрогенные гормоны - синергисты СТГ; с более высоким их уровнем, по-видимому, связаны большие размеры и масса тела у мужских особей по сравнению с женскими.

Патофизиология нарушения гормональной регуляции общего развития

Пангипопитуитаризм

Пангипопитуитаризм - это нарушение гонадотропной функции гипофиза и секреции СТГ, ТТГ, АКТГ. Гонадотропная функция гипофиза определяется гонадотропными гормонами (ГТГ): фолликулостимулирующим гормоном (ФСГ), лютеинизирующим гормоном (ЛГ, у мужчин ГСИК - гормон, стимулирующий интерстициальные клетки), пролактином.

Пангипопитуитаризм - снижение секреции всех гормонов аденогипофиза, известное под названием синдрома Симмондса. Полная недостаточность функции гипофиза может развиться в результате врожденной аплазии и гипоплазии гипофиза, воспалительного повреждения гипофиза, сосудистых нарушений в гипофизе и гипоталамусе, травмы основания черепа, опухоли гипофиза и гипоталамуса. Снижение секреции гормонов аденогипофиза может быть следствием нарушений секреции рилизинг-факторов в гипоталамусе. Пример: недостаточное влияние гонадотропин-рилизинг-гормона на соответствующие клетки аденогипофиза, связанное с недостаточностью гипоталамуса.

Синдром проявляется нарушением половой функции, уменьшением половых органов, выпадением волос на лобке и в подмышечных впадинах, мышечной слабостью, утомляемостью.

При развитии синдрома в детском возрасте наблюдается отставание в росте, физическом (недостаток СТГ, ТТГ, АКТГ), психическом (недостаток ТТГ), половом (недостаток ГТГ) развитии.

Недостаточность когнитивных функций у детей связана в основном с недостаточной секрецией гормонов щитовидной железы.

У мужчин, страдающих от сочетанной недостаточности секреции гормонов аденогипофиза, снижается половое влечение, возникает импотенция, уменьшаются яички, исчезают некоторые из вторичных половых признаков, в частности волосы на лобке. Одновременно появляются патологические изменения кожи (она белеет, истончается, становится сухой, похожей на пергамент). Содержание 17-гидрокси- и 17-кетостероидов в моче у больных с пангипопитуитаризмом снижено. Концентрация кортизола в плазме крови (диапазон нормальных колебаний - 0,22-0,68 мкмоль/л) также патологически низка. При этом у больных нет нормальной реакции роста содержания кортизола в плазме крови как элемента стресса, в частности вызываемого гипогликемией, лихорадкой. В результате снижается резистентность организма к инфекциям, хирургическому и травматическому стрессу.

Адреногенитальные синдромы

Развитие адреногенитальных синдромов чаще всего связано с гормонально активной опухолью сетчатой зоны коры надпочечников (андростерома, андробластома), продуцирующей гормоны, обладающие андрогенными или эстрогенными свойствами.

В зависимости от пола и возраста больного и характера секретируемых гормонов различают:

гетеросексуальный адреногенитальный синдром, когда в избытке образуются половые гормоны противоположного пола;

изосексуальный адреногенитальный синдром - прежде- временное половое и физическое развитие при раннем или избыточном образовании половых гормонов, присущих данному полу.

Гетеросексуальный адреногенитальный синдром чаще развивается у женщин. Опухоль продуцирует избыточные количества андростендиона и адреностерона - гормонов, близких по своему биологическому действию к мужскому половому гормону. По механизму обратной связи они тормозят образование гонадотропных гормонов гипофизом. Это ведет к атрофии яичников и, как следствие, к атрофии вторичных женских половых признаков. Под влиянием андрогенов, циркулирующих в организме, развиваются мужские вторичные половые признаки, в частности отмечается рост волос по мужскому типу (вирилизм), увеличение клитора. В связи с анаболическим действием этих гормонов на белковый обмен происходит усиленное развитие мускулатуры, и женщина приобретает мужское телосложение (маскулинизация).

Патофизиология нарушения гормональной регуляции полового развития и репродуктивной функции

Мужская репродуктивная функция

К мужским половым стероидам относятся тестостерон, дигидротестостерон, эстрадиол. Андрогены влияют на скорость закрытия эпифизарных зон, половое развитие. Рост организма в период полового созревания зависит не только от андрогенов, но и от их взаимодействия с СТГ, тиреоидными и другими гормонами. При недостатке андрогенов закрытие зон роста костей запаздывает, период их роста увеличивается, поэтому значительно нарушаются пропорции скелета: конечности удлиняются относительно скелета туловища.

Андрогены влияют на развитие мышц, усиливая синтез белка в них. Полное развитие организма совпадает с максимальным развитием скелета. Тестостерон усиливает развитие первичных половых признаков, секреторную функцию половых желез, способствует развитию вторичных половых признаков - волос на лице, туловище и на конечностях.

Синдром Клайнфельтера (47ХХУ). Мужской гипогонадизм.

Тестикулярная дисгенезия - наиболее распространенная форма мужского гипогонадизма. Типичные признаки: высокий рост, евнухоидные пропорции скелета, нарушение сперматогенеза, гинекомастия, оволосение по женскому типу, нарушения психики - проявления андрогенной недостаточности. Синдром характеризуется повышенным уровнем гонадотропинов, однако клетки Лейдига слабо на них реагируют. Усиленная секреция гонадотропинов связана с сохраненной чувствительностью к недостатку андрогенов гипоталамо-гипофизарной области.