Смекни!
smekni.com

Общая нозология. Типовые патологические процессы (стр. 31 из 41)

· Нарастающая толерантность к алкоголю проявляется в том, что привычная доза уже не вызывает прежних (характерных для нее) состояний опьянения. Для их достижения прежнюю дозу нужно увеличить в несколько раз (в среднем в 2—3 раза). Нарастание толерантности часто сопровождается исчезновением рвотного рефлекса, что обусловливает появление средних и тяжелых степеней опьянения. От слабых спиртных напитков, соответствующих его вкусам и привычкам, пьющий может перейти к любым крепким спиртным напиткам.

· «Наркотические» амнезии, наблюдающиеся в I стадии опьянения, представляют собой запамятование событий в финальном периоде алкогольного эксцесса. Амнезии возникают эпизодически, только при употреблении высоких доз алкоголя, вызывающих тяжелое опьянение. Остальные симптомы алкоголизма на I его стадии еще не успевают сформироваться.

Отрицательные социальные последствия алкоголизма ограничиваются семейными ссорами, в отдельных случаях — сужением потенциальных творческих возможностей и замедлением продвижения по работе. После алкогольных эксцессов возможно обострение сопутствующих соматических заболеваний.

После формирования II стадии алкоголизма многие больные обращаются за медицинской помощью. Симптомы I стадии алкоголизма утяжеляются и проявляются в виде иных клинических вариантов. Появляются новые виды расстройств, прежде всего абстинентный синдром, признанный главным критерием формирования II стадии. Изменяется картина опьянения, возникают запои или постоянные злоупотребления алкоголем, заостряются преморбидные личностные особенности. Формирование II стадии алкоголизма в большинстве случаев приходится на возраст 25—35 лет. Длительность II стадии приблизительно в 60 % случаев — менее 10 лет.

Первичное патологическое влечение к алкоголю во II стадии алкоголизма проявляется более интенсивно, чем в I, возникает не только в связи с «алкогольными ситуациями», но и спонтанно. Больные скорее находят сами мотивирование для алкогольных эксцессов, чем используют соответствующие ситуации.

Можно выделить 2 варианта первичного патологического влечения к алкоголю во II стадии:

1 вариант – влечение сопровождается борьбой мотивов — «пить или не пить». Влечение к спиртным напиткам ясно ощущается или осознается. Особенно это выражено тогда, когда желание выпить противоречит социально-этическим моментам и его реализация может повлечь те или иные отрицательные последствия. Мысли о выпивке начинают занимать главенствующее положение, мешая выполнению повседневных обязанностей. Больной отчетливо осознает необычность своего состояния. Больные, борясь со своим влечением к алкоголю, совершают самые различные поступки во избежание выпивки: стараются не попадаться на глаза своим обычным партнерам, обходят магазины, где всегда покупали спиртные напитки, и т. д.

2 вариант – такой борьбы нет. Патологическое влечение к алкоголю не осознается. Реализацию этого влечения больные объясняют различными привходящими моментами, создающими повод для выпивки: невозможностью «подвести» партнеров, семейными или служебными огорчениями и т. д. Несмотря на инициативу и большую настойчивость больных в реализации влечения, социально-этические моменты все же способны в отдельных случаях предотвратить эксцессы.

Утрата количественного контроля характеризуется тем, что прием определенной индивидуальной дозы алкоголя вызывает неодолимое влечение продолжить выпивку. Такая доза называется критической. В этих случаях развиваются среднее и тяжелое опьянение. Этические и социальные моменты уже не становятся особым препятствием. Больные или пренебрегают ими, или стремятся их обойти — продолжают пить в иных условиях, например в новых компаниях или в одиночку, в том числе и скрытно.

Толерантность при формировании II стадии продолжает повышаться, на этапе развернутой клинической картины достигает максимума и на протяжении ряда лет остается постоянной («плато» толерантности). Для достижения состояния опьянения больные употребляют наивысшие за весь период болезни дозы преимущественно одних и тех же спиртных напитков, обычно крепких.

Опьянение во II стадии алкоголизма. Алкогольные амнезии характеризуется (в отличие от I) не только измененной толерантностью и амнезиями, но и изменениями картины опьянения. Изменение картины опьянения состоит в сокращении периода эйфории в опьянении и появлении психопатоподобных расстройств, из которых наиболее характерны экспозивность и истерические формы поведения. При опьянении с эксплозивностью после непродолжительной эйфории по ничтожному поводу возникают раздражение, недовольство и даже гнев с соответствующим изменением поведения и высказываний. Такие состояния непродолжительны, быстро сменяются относительным успокоением, реже возбудимость сочетается с аффективной вязкостью. При преобладании истерической симптоматики отмечаются наигранный аффект, склонность к громким фразам и декламации, содержание которых может сводиться к несправедливостям и обидам, с резким переходом из одной крайности в другую (самовосхваление сменяется самообвинением и т. д.). Иногда встречаются примитивные моторные реакции: астазия—абазия (невозможность стоять и ходить без поддержки из-за нарушения мышечного тонуса и координации движений), заламывание рук вплоть до истерического припадка или рефлекса «мнимой смерти», а также нанесение легких самоповреждений с целью демонстрации суицидальных намерений. Реже бывают депрессивные эпизоды, которые могут сопровождаться острым чувством безысходности и приводить к самоубийствам. Алкогольные амнезии становятся систематическими и принимают вид так называемых палимпсестов. Забываются отдельные эпизоды значительной части периода опьянения.

Абстинентный синдром во II стадии становится новым видом клинических проявлений алкоголизма. Если вначале абстинентный синдром исчерпывается вегетативными расстройствами, то далее в его структуре возникают соматические и психопатологические симптомы. Абстинентный синдром с вегетативно-астеническими (инициальными) расстройствами возникает лишь после наиболее тяжелых однократных алкогольных эксцессов или нескольких дней непрерывного пьянства. Отмечаются потливость, тахикардия, сухость во рту, снижение аппетита, нерезкая астения. Сопутствующее хроническое соматическое заболевание обычно усиливает симптомы абстиненции. Опохмеление часто происходит во второй половине дня и вечером. Больной может преодолеть желание опохмелиться, прежде всего, в связи с социально-этическими моментами. Продолжительность расстройств не превышает одних суток.

Абстинентные состояния с вегетативно-соматическими и неврологическими симптомами возникают после многодневного пьянства. Вегетативные симптомы — гиперемия и одутловатость лица, инъекция склер, тахикардия с экстрасистолией, неприятные или болевые ощущения в области сердца, перепады артериального давления, чаще его повышение, тяжесть в голове и головные боли, потливость, зябкость — сочетаются с диспепсическими расстройствами — анорексией, тошнотой, поносами и запорами, тяжестью или болями в подложечной области. Из неврологических симптомов типичен крупноразмашистый тремор пальцев рук, конечностей вплоть до генерализованного, сходного с дрожью при ознобе. Нарушается координация движений и походки, повышаются и становятся неравномерными сухожильные рефлексы. Больные жалуются на расстройства сна, слабость и разбитость. Обостряются симптомы желудочно-кишечных, сердечнососудистых и иных заболеваний. Больные опохмеляются и во второй половине дня, и утром. Социально-этические нормы уже не могут препятствовать опохмелению. Продолжительность расстройств достигает 2—5 суток.

Абстинентный синдром с психическими расстройствами характеризуется пониженно-тревожным аффектом с пугливостью, чувством напряжения, неопределенными и конкретными опасениями, например за свое здоровье, непоседливостью, самоупреками, сенситивными идеями отношения (окружающие замечают последствия пьянства, смотрят осуждающе или насмешливо). В других случаях на первый план выступает подавленное настроение с тоской, безысходностью, болевыми ощущениями в груди — предсердечная тоска. Возможны ухудшение состояния в первую половину дня, суицидальные мысли. Идеи виновности могут сопровождаться раздражением, неприязнью к окружающим. Расстройства сна сопровождаются кошмарными сновидениями, ощущением проваливания, быстрого движения, акустическими феноменами, частыми пробуждениями в страхе. Вегетативно-соматические расстройства отступают на второй план. Больные опохмеляются постоянно, в самое различное время суток. Указанные расстройства длятся 2—5 суток. Изменение формы злоупотребления алкоголем проявляется по-разному. Часть больных склонны либо к периодическому, либо к постоянному злоупотреблению спиртными напитками на всем протяжении заболевания. В первом случае после формирования алкоголизма частые однократные выпивки сменяются псевдозапоями, которые при приближении III стадии переходят в истинные запои.

Во втором случае форма злоупотребления спиртными напитками после формирования II стадии на всем «длиннике» алкоголизма постоянна, переход в III стадию определяется по другим критериям, в основном по снижению толерантности. Псевдозапои характеризуются периодами ежедневного пьянства, продолжительность которых у одного и того же больного колеблется от нескольких дней до нескольких недель. Начало эксцесса обычно связано с внешними причинами (дни получения зарплаты, события личной жизни, начало пьянства в предвыходные дни — «алкоголизм конца недели»). Окончание эксцесса также связано с внешними причинами — отсутствием денег для покупки спиртных напитков, семейными и иными конфликтами. Постоянная форма злоупотребления алкоголем во II стадии алкоголизма сочетается с высокой толерантностью к спиртным напиткам. Больной пьет ежедневно и долго — от нескольких недель до нескольких месяцев. В связи с высокой толерантностью употребляются значительные дозы алкоголя. Перерывы непродолжительны и связаны не с ухудшением физического состояния, а с внешними обстоятельствами. При перемежающейся форме на фоне постоянного многонедельного или многомесячного пьянства возникают периоды резкого увеличения злоупотребления спиртными напитками.