Смекни!
smekni.com

Остеосинтез и остеосклероз (стр. 1 из 2)

Реферат

на тему: «Остеосинтез и остеосклероз»

ОСТЕОСИНТЕЗ — оперативное соединение отломков кости. Применяется при лечении переломов трубчатых костей (свежих, несросшихся, неправильно сросшихся и ложных суставов).

Основной целью операции является устранение возникшего смещения отломков и скрепление их в положении, обеспечивающем лучшие условия срастания, последующее восстановление нормальной формы кости и сохранение функции конечности. Термин остеосинтез получил широкое распространение после Великой Отечественной войны в связи с развитием оперативного лечения переломов методом внутрикостной фиксации отломков металлическим стержнем. Этот термин включает все оперативные способы скрепления костных отломков: связывание их проволокой, шелком, кетгутом и другими материалами, свинчивание, штифтование, сколачивание при помощи различных приспособлений и конструкций.

Остеосинтез как метод оперативного лечения переломов в своем развитии прошел несколько этапов. Простейший способ остеосинтеза посредством костного шва в антисептический период развития хирургии впервые применен Листером (1873). Вскоре этот метод был усовершенствован Н.В. Склифосовским и И.П. Насиловым, однако широкого распространения не получил вследствие неудовлетворительных конечных исходов и тяжелых осложнений, нередко сопровождавших послеоперационное течение. Позднее, после внедрения в практику асептики и рентгенологических методов исследования, возобновился интерес к оперативному лечению переломов. Этому способствовали работы В. И. Кузьмина, Кохера, Лексера, Лямботта и др. Были предложены различные способы соединения отломков при помощи спиц, штифтов, винтов, пластинок, а также разработаны методы чрезкостной и внекостной фиксации. Однако и эти усовершенствованные способы остеосинтеза не получили широкого распространения. Большое число тяжелых инфекционных осложнений, несросшихся и неправильно сросшихся переломов и даже смертельных исходов как результат расширенных показаний к операции остеосинтеза привели к тому, что в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, остеосинтез рекомендовался только при переломах шейки бедра, надколенника и локтевого отростка. В отношении переломов других локализаций общепринятой была консервативная тактика. Оперативное лечение считалось целесообразным только при неудачном консервативном. Опыт лечения огнестрельных переломов в условиях современной хирургия, обработки раны с применением антибиотиков позволил значительно расширить применение внутрикостного остеосинтеза. Первоначально преимущества этого метода наиболее убедительно выявились при лечении особенно трудных для иммобилизации переломов бедренной кости (Кюнчер). После Великой Отечественной войны остеосинтез получил более широкое распространение как при переломах различной локализации, так и в отношении способов и конструкций, используемых для целей соединения отломков.

В настоящее время остеосинтез в широком смысле слова осуществляется при помощи внедрения одного отломка в другой, костного шва (шелковые нити, проволока, кетгут, сухожилия), при помощи гвоздей, винтов, пластинок, балок, стержней и других конструкций. Изготовляются эти конструкции из различных материалов:металлов, сплавов, пластических масс, костей (ауто-, гомо- и гетеротрансплаптаты), коровьего рога и др. Приспособления, изготовленные из ареактивной нержавеющей стали, пользуются наибольшим признанием вследствие своей прочности.

В 1936 г. в Америке был предложен сплав (кобальт 65%, хром 30%, молибден 5%),названный виталлиум, отличающийся повышенной прочностью. Экспериментальная и клиническая проверка конструкций из виталлиума подтвердила его высокие качества (Е. М. Гринкер). Широкое распространение этого сплава ограничивается его высокой стоимостью. Распространено мнение, что после сращения перелома металлические стержни, пластинки и балки подлежат удалению. Накопившийся опыт показал, что опасности, связанные с оставлением в организме этих приспособлений, в большой степени преувеличены, а повторная операция их удаления не всегда оказывается простой.

После исследований Лямботта, одного из основоположников металлического остеосинтеза, изучалась возможность применения рассасывающегося металла, пытались применять магний, обладающий в большой степени коррозионными особенностями. Пластинки, сконструированные из чистого магния, толщиной 3 ммукреплялись пристеночно при остеосинтезе. Однако они оказались слишком хрупкими. Производились поиски подходящих более прочных сплавов. В.В.Троицкий и Д. Н. Цитрин предложили сплав магния и кадмия, названный ими «остеосинтезит». При клинической проверке результаты оказались недостаточно удачными. Выяснилось также, что при рассасывании магния выделяется водород, скопляющийся в тканях в виде пузыря. А. А. Сомов считает, что эти газовые скоплениясохраняются в течение трех месяцев. Малоэффективными оказались и другие из предложенных сплавов: «паралюман 2» (швейцарский), «электрон», «дауметалл» и др. Основным элементом этих сплавов оставался магний, комбинировавшийся в различных вариантах с алюминием, марганцем, железом, кадмием, силицием. Поиски подходящего рассасывающегося сплава поддерживались в значительной мере надеждой на его стимулирующее влияние на процесс образования костной мозоли (Л.М. Звягин). Ф.Р. Богданов и И.Г. Герцен провели исследования с применением сплавов, не содержащих магния.

Современные операции остеосинтеза, в которых основным скрепляющим материалом являются конструкции из ареактивной стали, нередко в комбинации с костным ауто- или гомотрансплантатом, рассматриваются не как метод механического скрепления костных отломков, а как средство организации биологического процесса срастания перелома. Клинический опыт и многочисленные экспериментальные исследования показали, что наилучшие условия для срастания создаются при полной неподвижности отломков на месте соединения. Кроме того, успех остеосинтеза в большой степени зависит от асептического течения операционной раны и жизнеспособности поврежденных тканей. Установлено, что само оперативное вмешательство неизбежно влечет за собой замедленное развитие костной мозоли. Сроки срастания при однородных переломах всегда более продолжительны после оперативного лечения. Зависит это от ослабления трофической функции тканей вследствие их травматизации. Это обстоятельство ограничивает показания к оперативному лечению переломов, а также привлекает внимание и интерес к менее травматичным и более надежным способам соединения.

Клинические и экспериментальные морфологические исследования позволяют различать две формы срастания переломов после остеосинтеза. Первая форма характеризуется сравнительно быстрым и благоприятным течением, напоминая срастание вколоченного перелома. В этих случаях в процессе мозолеобразования отсутствует стадия хрящевой мозоли. Эта форма заживления наблюдается в условиях полной неподвижности отломков. Достигнуть этого удается обычно при правильном осуществлении внутрикостного штифтования.

Вторая форма заживления после остеосинтеза наблюдается в условиях остающейся более или менее значительной подвижности отломков на месте соединения. Для этой формы характерно более медленное срастание. Оно наблюдается при соединении отломков костным швом, пластинкой, балкой, слишком тонким или недостаточно длинным внутрикостным стержнем.

При этом в развитии мозоли всегда наблюдается хрящевая стадия. В этих случаях для улучшения течения перелома невозможно обойтись без дополнительной и длительной фиксации конечности в гипсовой повязке. Таким образом, при остеосинтезе удается устранить смещение отломков и, скрепив их, создать благоприятные перспективы для срастания, однако эти перспективы не одинаковы при различных способах соединения и степени операционной травмы. Ввиду реальных опасностей, связанных с остеосинтезом, и неизбежных затруднений в последующем процессе мозолеобразования необходимы осторожность в показаниях к этому вмешательству, точная и атравматичная оперативная техника и выбор наиболее рационального способа.

Согласно тактике, принятой в советских травматологических учреждениях, рекомендуется применение остеосинтеза ограничить теми случаями перелома трубчатых костей, консервативное лечение которых оказалось безуспешным, или когда очевидно, что консервативная тактика малоперспективна и требует длительных сроков. Это особенно относится к лечению переломов бедренной кости, некоторых переломов костей голени и предплечья и реже переломов других локализаций.

Оперативная техника остеосинтеза подчинена идее максимальной заботы о жизнеспособности тканей поврежденного сегмента. Выражается это в рациональном доступе, сохраняющем в целости не только основные сосудистые и нервные стволы, но, по возможности, мышцы, надкостницу, кость, костный мозг и другие образования. Манипуляции на костях всегда требуют применения физических усилий, однако без нужды не следует переходить границы необходимой травматизации. Облегчается это наличием надлежащих инструментов (держатели, крючки, элеваторы, распаторы, ножи, шила, острые ложки, долота, сверла, пилы, кусачки, щипцы и т. п.). Во время операции нельзя касаться тканей руками.

Из многочисленных способов фиксации отломков следует отдать предпочтение тем, которые создают наиболее полную неподвижность отломков на месте соединения. Решающее значение в выборе метода скрепления отломков имеют индивидуальные особенности повреждения: характер перелома, его уровень, длина отломков, состояние окружающих тканей, изменение кожного покрова и пр.

Внутрикостный остеоситнез металлическим стержнем заслуженно привлекает внимание хирургов благодаря надежности фиксации отломков и сравнительной атравматичности операции, т. к. при нем не требуется широкого обнажения отломков.