Смекни!
smekni.com

Понятие и методы перкуссии (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1. Понятие перкуссии

2. Виды перкуторных звуков

3. Сравнительная перкуссия легких

4. Диагностическое значение перкуссии

Заключение

Список литературы


Введение

Выстукивание, или перкуссия, - чрезвычайно важный метод исследования, имеющий наибольшее значение в объективном исследовании органов дыхания. Сущность перкуссии заключается в том, что при постукивании по поверхности тела больного можно по особенностям получаемого звука судить о состоянии органов, находящихся в участке выстукивания[1].

Перкуссирование производится пальцем правой руки (чаще средним) по среднему пальцу левой руки, приложенному к перкутируемому участку.

При выстукивании тканей различной плотности звук соответственно меняется, и чем ткань плотнее, тем тише перкуторный звук.

Например, тупой перкуторный звук возникает над уплотненным участком легочной ткани (некоторые стадии крупозного воспаления легких), над большим скоплением жидкости (плеврит).

«Коробочный» оттенок перкуторного звука, напоминающий звук пустой картонной коробки при поколачивании пальцем, бывает при увеличении "воздушности", вздутии легких (эмфизема).

Таким образом, с помощью перкуссии определяют участки патологических изменений, в частности легких, а также границы большинства внутренних органов.

Целью данной работы является физическое обоснование метода перкуссии.

В работе поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие и сущность перкуссии;

Рассмотреть виды пектуторных звуков;

Рассмотреть сравнительную перкуссию легких;

Рассмотреть диагностическое значение перкуссии.


1. Понятие перкуссии

Перкуссия (лат. percussio простукивание) - один из основных методов обследования больного, состоящий в выстукивании участков тела и оценке возникающих при этом звуков. Целью перкуссии является определение по высоте и громкости звуков, зависимых от плотности исследуемой среды некоторых физических свойств, размеров и границ внутренних органов, а также выявление патологических образований. Перкуссия сохраняет большое практическое значение, несмотря на появление технических средств, превосходящих по результатам исследования с помощью перкуссии.

Научную основу метода систематической перкуссии разработал венский врач Л. Ауенбруггер, который в 1761 г. опубликовал трактат "Новое открытие, позволяющее на основании выстукивания грудной клетки обнаружить скрытые грудные болезни". Автор предлагал производить перкуссию, нанося удары пальцами правой руки по грудной клетке. К сожалению, этот выдающийся труд Ауэнбруггера не был должным образом оценен и в течение следующих 50 лет не использовался. В 1808 г. лейб-медик Наполеона Бонапарта Корвизар, переведя книгу Ауэнбруггера на французский язык, не только применил, но и усовершенствовал метод перкуссии. Он использовал ее для распознавания заболеваний сердца и легких, для диагностики аневризмы аорты.

В 1827 г. был предложен для перкуссии плессиметр (plessio - ударяю, metron - мера) - пластинка, которая прикладывается к телу и по ней наносятся удары. Через 14 лет стали применять специальный перкуссионный молоточек. В отличие от непосредственной перкуссии Ауэнбруггера перкуссия с использованием инструментов называется опосредованной.

В России метод выстукивания был впервые применен в конце XVIII века в Петербургском военном госпитале Я.А. Саполовичем, который выявил наличие жидкости в плевральной полости. В дальнейшем многие отечественные клиницисты успешно применяли и совершенствовали этот метод.

В настоящее время наибольшее распространение во всем мире получила методика непосредственной перкуссии пальцем по пальцу, предложенная русским ученым Г.И.Сокольским в 1835 г. В качестве плессиметра используется средний палец левой руки, а удары наносятся средним пальцем правой руки. Этот метод перкуссии позволяет оценить изменение перкуторного звука не только с помощью слуха, но и осязания пальцем-плессиметром.

Различают непосредственную, или прямую, перкуссию, производимую ударами кончиков одного или нескольких пальцев по телу; опосредованную перкуссию, осуществляемую ударами молоточка по специальной пластинке (плессиметру), приложенной к поверхности исследуемого участка тела; пальце-пальцевую перкуссию, производимую ударами средним пальцем одной кисти по среднему пальцу другой кисти, используемому как плессиметр[2].

При прямой и пальце-пальцевой перкуссии исследующий дополнительно к слуховому восприятию получает осязательные ощущения различий физических свойств исследуемых сред организма.

Обычно применяется следующая методика пальце-пальцевой перкуссии.

1. Пальцем-плессиметром служит третий палец левой руки, а пальцем-молоточком - третий палец правой руки (для левшей наоборот).

2. Палец-плессиметр плотно (но не сильно) прижимается к месту перкуссии, а остальные пальцы, расступясь, лишь касаются области перкуссии. Если необходимо максимально ограничить распространение волны по поверхности и направить ее внутрь, то и остальные пальцы прижимаются к объекту перкуссии. Палец-молоточек сгибается так, чтобы в момент удара ногтевая фаланга была перпендикулярна пальцу-плессиметру. Удар под прямым углом и отрывистость удара имеют решающее значение для извлечения качественного звука.

3. Движения при перкуссии производятся только в луче-запястном суставе, кисть расслаблена, плечевой и локтевой сустав фиксированы. Ноготь должен быть коротко подстрижен и при ударе не соприкасаться с пальцем-плессиметром. Перкуссионный удар, как правило, наносят по средней фаланге пальца.

4. Обычно по одному месту проводится два равномерных удара: первый - прикидочный, второй - оценочный.

Для выявления патологических образований на разной глубине подбирают силу наносимых ударов, по которой различают тихую, или поверхностную перкуссию, сильную, или глубокую, перкуссию и среднюю перкуссию.

При сильной перкуссии звуковые волны распространяются во все стороны на 8-10 см, при перкуссии средней сины - на 5-7 см, при тихой перкуссии - на 1.5-2.0 см и при тишайшей - на 1.0-1.5 см

Как правило, чем меньше предполагаемый патологический объект, тем тише должна быть перкуссия.

При сильной перкуссии удар пальцем-молоточком по пальцу- плессиметру производится максимально сильно. Такая перкуссия применяется редко, так как вызывает неприятные ощущения у больного, и диагностически обычно не оправдана из-за вовлечения в колебания большого объема окружающих тканей.

При среднегромкой перкуссии удар пальцем-плессиметром производится без напряжения. Эта разновидность перкуссии предпочтительна при исследовании легких.

При слабой (тихой) перкуссии объем движения пальца-молоточка небольшой, но перкуторный звук должен быть отчетливо слышен. Тихая перкуссия применяется при определении границ сердца, для обнаружения небольших и поверхностно расположенных уплотнений в легких.

При пороговой перкуссии удар по пальцу плессиметру столь мал, что возникает едва слышный звук. Тишайшей перкуссией пользуются для обнаружения участка сердца, неприкрытого легкими (границы абсолютной сердечной тупости).

2. Виды перкуторных звуков

При постукивании по участку тела возникают колебания подлежащих сред. Часть этих колебаний имеет частоту и амплитуду достаточные для слухового восприятия звука.

При перкуссии различают 3 основных перкуторных звука и 2 промежуточных.

Основные перкуторные звуки:

1. Ясный легочный звук издает грудная клетка над неизмененной альвеолярной тканью. Этот звук низкий (частотой 60-90 гц), громкий, продолжительный.

2. Тупой (бедренный) перкуторный звук. Такой звук издают органы и ткани, не содержащие воздуха, плотные: мышцы, кости, сердце, печень и др. Этот звук относительно высокий (300-500 гц), тихий, короткий.

3. Тимпанический перкуторный звук. Такой звук издают органы и ткани, содержащие воздушные полости: абсцесс, туберкулезная каверна, воздушные кисты, воздух в плевральной полости (пневмоторакс) и т.п. Тимпанический звук в зависимости от величины, формы полости, характера ее стенок может быть низким (40-60 гц) и высоким ( 120-300 гц). Этот перкуторный звук имеет четкие обертоны и ближе всего напоминает музыкальный звук барабана.

Промежуточных перкуторных звука 2: притупление (промежуточный между тупым и легочным) и коробочный перкуторный звук (промежуточный между ясным легочным и тимпаническим звуком).

1. Притупленный звук образуется в том случае, когда плотное образование прикрыто или окружено воздушной альвеолярной тканью легкого (относительные границы сердца, ограниченные уплотнения легочной ткани - пневмонический инфильтрат, опухоль и др.).

2. Коробочный перкуторный звук возникает при вздутии легочной ткани, развитии эмфиземы легких. Он напоминает звук, издаваемый подушкой.

Перкуторные звуки имеют принятые обозначения.

Громкий и продолжительный звук, наиболее близкий музыкальному тону и похожий на звук при ударе в барабан, называют тимпаническим, или тимпанитом. Он возникает при перкуссии над заполненными газом (или воздухом) полостями с напряженными стенками, напр. над кишечником при метеоризме, участком скопления воздуха при напряженном пневмотораксе, в норме - над пространством Траубе[3].

Короткий тихий и высокий звук, возникающий над безвоздушными тканями, называют тупым, или перкуторной тупостью; крайнее выражение этих свойств имеет звук, возникающий при перкуссии мышечной массы бедра, - бедренная тупость.

Другие перкуторные звуки отражают промежуточные степени воздушности и плотности среды между тимпанитом и бедренной тупостью: коробочный звук определяется над легкими при эмфиземе; громкий ясный - над свободным воздухом (или газом) в полостях; ясный перкуторный звук - над легкими при нормальной их воздушности; притуплённый звук - над участками пониженной воздушности ткани (например, очагом пневмосклероза), над плотным образованием или органом, окруженным воздушной тканью; тупой перкуторный звук - над плотными безвоздушными органами или патологическими образованиями, в частности скоплениями жидкости при массивном гидротораксе, плеврите, асците.