Смекни!
smekni.com

Роль наследственности в возникновении опухолей (стр. 1 из 2)

Реферат

на тему: «Роль наследственности в возникновении опухолей»


Бластомогенное действие ионизирующих излучений. Способность некоторых лучевых агентов вызывать опухоли была впервые установлена клиническими наблюдениями. Давно была известна «чахотка» горнорабочих Шнееберга в Саксонии и Яхимова в Чехии, которая оказалась профессиональным раком легких, вызванным радиоактивными субстанциями. Уже в 1902 г., т. е. всего через 6 лет после внедрения в мед. практику рентгеновых лучей, был отмечен первый случай вызванного ими рака кожи у человека. Это был рак кисти у техника, проверявшего в течение длительного срока рентгеновские трубки путем просвечивания собственной руки для регулирования «жесткости» рентгеновых лучей. В дальнейшем наблюдались случаи профессионального рака кожи у врачей-рентгенологов и рентгенотехников, а также рентгеновского рака кожи у больных, подвергавшихся в свое время чрезмерному и неправильному облучению. У рисовальщиц светящихся циферблатов (США) при недостаточной защите от действия радиоактивных солей развились злокачественные опухоли челюстей.

Экспериментальное получение опухолей у животных при помощи радиоактивного излучения началось с индукции рентгеновыми лучами сарком у крыс [Мари, Клюне, Руло-Лапуэнт, 1910-1912]. Затем экспериментально был вызван рентгеновский рак у кролика на коже уха [Блох] и рак кожи у мышей [Г.А. Зедгенидзе, Йонкхофф]. В дальнейшем злокачественные опухоли у животных были вызваны и радием (саркомы у крыс, саркомы и карциномы у морских свинок, саркомы костей у кроликов). Экспериментальные опухоли у крыс и мышей можно вызвать ультрафиолетовыми лучами по Блюму, а также длительным солнечным облучением [Н.Н. Петров и сотрудники, Роффо], причем канцерогенно действующей является определенная часть спектра ультрафиолетовых лучей.

Рентгеновскому раку кожи предшествуют определенные предопухолевые изменения, которые заключаются в появлении участков неравномерной гиперплазии эпителия, затем очаговых его разрастаний и далее папиллом.

Введение под кожу, а также в различные внутренние органы (почки, печень, яичко и т.д.) открытых трубочек с препаратами радия или нитей, пропитанных солями радия, вызывало у крыс, мышей и морских свинок различные злокачественные новообразования, но лишь у 10-20% животных и через длительные сроки (до 30 мес).

Введение в полость брюшины или под кожу крыс от 0,5 до 5 мл торотраста (коллоидального препарата окиси тория) вызывает саркомы на месте введения вещества примерно в 50% случаев через 9-17 месяцев. Подкожное введение торотраста мышам, кроликам, морским свинкам также вызывает саркому.

В свое время торотраст был предложен в качестве контрастного вещества для рентгенографии внутренних органов, в частности печени и почек, так как он откладывается в клетках ретикулоэндо-телиальной системы этих органов. В России применение торотраста было запрещено в связи с его канцерогенностью, доказанной на животных. В тех же странах, где торотраст применялся (Австрия, Франция, Чехословакия и др.), через 15-18 лет после его введения в ряде случаев наблюдались вызванные им у человека различные злокачественные опухоли.

Путем непосредственного введения радиоактивных субстанций в кости (а в некоторых случаях и в результате введения в них химических канцерогенных веществ) Н.Н. Петрову с сотрудниками впервые удалось экспериментально получить злокачественные опухоли у обезьян.

Введение в организм радиоактивных субстанций, в частности ряда изотопов, может вызвать разные опухоли в различных органах, и в первую очередь в тех, где откладываются радиоактивные вещества (В.Н. Стрельцова и Ю.И. Москалев). В связи с этим различают гепатотропные, остеотропные, лимфотропные изотопы и т.п. При помощи их экспериментально можно получить опухоли почти любого органа, например печени, в результате введения Се144; костей - при введении 8г' и т.д. Большое значение имеет и способ введения радиоактивного изотопа. Так, напр., Се144 при введении вызывает опухоль желудочно-кишечного тракта, при введении в трахею - опухоль легких, а при подкожном введении - саркому клетчатки и рак кожи. Таким образом, один и тот же изотоп может вызвать различные опухоли разных органов в зависимости от способа его введения и депонирования в организме.

Применение изотопов позволяет изучить предопухолевые изменения в ряде органов. Так, например, при изучении опухоли костей, экспериментально вызванных 8г*9, рядом авторов (Н.А. Краевский, Н.Н. Литвинов, Л.А. Черкасский и др.) были обнаружены определенные предсаркоматозные изменения, аналогичные тем, которые наблюдались при индукции опухоли химическими бластомогенными веществами.

Облучение рентгеновыми лучами, а также введение в организм радиоактивных веществ может вызвать лейкозы у мышей. Это доказано большим количеством опытов на мышах различных линий, причем происхождение мышей играет известную роль, определяющую частоту наступающих лейкозов. При введении радиоактивных веществ развитие лейкозов пропорционально дозе. В результате облучения в процесс сначала вовлекается зобная железа, за ней следуют лимф, узлы средостения и легких и лишь после этого наступает генерализация процесса с вовлечением селезенки, печени и других органов. Удаление зобной железы значительно снижает процент возникновения опухоли лимфоидных образований, вызванных рентгеновыми лучами [Каплан]. Таким образом, из вышеизложенного видно, что бластомогенно эффективной является та часть лучистой энергии, которая поглощается тканью. Опухоль развивается в облученной части ткани или органа в зависимости от условий облучения. При внешнем облучении обычно возникает рак кожи и очень редко - опухоль внутренних органов. Внутреннее облучение имеет место при введении радиоактивных веществ (например, изотопов) внутрь организма. При этом опухоли развиваются в тех органах, где депонируются радиоактивные вещества и повреждаются ткани. Лейкозы, опухоли эндокринных желез и молочных желез индуцируются всеми радиоактивными изотопами независимо от особенностей их распределения и выведения из организма. Нередко они возникают и от внешнего облучения.

Роль наследственности в возникновении опухолей. У человека известны некоторые редкие формы опухоли и предопухолевых состояний, которые, несомненно, наследуются. Таковы, например, ретинобластома сетчатки и пигментная ксеродерма. Однако в этих случаях наследуется, собственно говоря, не сама опухоль, а лишь предрасположение к ее появлению под влиянием различных бластомогенных факторов. Так, напр., пигментная ксеродерма легко переходит в рак кожи под влиянием ультрафиолетовых лучей солнечного света при обычных условиях жизни.

Относительно подавляющего числа различных опухолей человека, несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет твердо установленных фактов, которые свидетельствовали бы в пользу роли наследственности в их происхождении. Так, по данным Р.П. Мартыновой, разработавшей большой материал по опухоли у близнецов (126 пар, из которых 95 двуяйцевых и 31 однояйцевых), конкордантных (совпадающих) в отношении заболевания опухоли оказалось лишь 13%.

В отношении наследственности опухоли у людей следует различать:

1) общее предрасположение к опухоли любого органа;

2) предрасположение к заболеванию определенного органа. Последнее может иметь большое значение, например, в отношении рака желудочно-кишечного тракта.

Исследовать вопрос о роли наследственности в возникновении опухоли у человека особенно трудно ввиду отсутствия достаточно многочисленных и достоверных данных о причинах смерти людей ряда поколений одной семьи в течение 150-200 лет. Единственным путем для систематического изучения роли наследственности в развитии 0. являются опыты на быстро размножающихся животных, в частности на мышах.

К 20-м годам 20 в. путем скрещивания самцов и самок из семейств мышей, в которых встречались опухоли, например, молочных желез, были получены группы животных, у которых такие новообразования встречались особенно часто. Далее путем внутрисемейных скрещиваний (инбридинг) удалось получить определенные, так называемые чистые линии мышей, отличающиеся той или иной частотой развития опухоли. Так были получены высоко- и низкораковые линии. Например, у коричневых мышей С3Н или белых мышей А самки заболевают раком молочных желез в большем числе случаев (60-80% в зависимости от возраста), а самки черных мышей С57, как правило, этим видом рака не болеют. Впрочем, следует заметить, что частота опухолей у мышей чистых линий может сильно колебаться и изменяться под влиянием ряда факторов, например питания, условий содержания, характера высшей нервной деятельности (В.К. Федоров, Л.М. Шабад и сотр., Р.Е. Кавецкий и сотрудники) и т.д.

Получение так наз. чистых высоко- и низкораковых линий мышей, помимо большого методического значения, казалось прямым доказательством наследуемости опухоли. Впрочем, генетический анализ наблюдаемых фактов скоро привел к взгляду, что передача опухоли потомству определяется многими наследственными признаками, к тому же весьма изменчивыми.

Вопросы наследственности опухолей у мышей, во всяком случае рака молочных желез, получили совершенно новое освещение в 30-40-х годах 20 в. Работами Марри - Литтла и Битнера (1936) была доказана решающая роль экстрахромосомального фактора в передаче потомству опухоли молочных желез. Так был открыт передающийся через молоко «фактор рака молочных желез», или «вирус Битнера».

В наст. время ясно, что в генезе опухоли молочных желез у мышей, помимо фактора молока, большую роль играет уровень эстрогенной стимуляции и определенная восприимчивость. Роль наследственности сказывается в этой восприимчивости, а также, может быть, в условиях возникновения фактора молока и в создании того или иного гормонального баланса.

Наследственность может играть роль также в той или иной восприимчивости к действию различных физических и химических бластомогенных агентов. Так, например, лабораторные животные разных видов (мыши, крысы, кролики, морские свинки) неодинаково чувствительны к канцерогенным веществам. Роль наследственности в чувствительности к тем или иным канцерогенным агентам особенно выступает в тех случаях, когда имеет место сравнительно слабое бластомогенное влияние, напр. действие малых доз; в противоположном же случае она нивелируется. Повторное введение канцерогенных агентов мышам в течение ряда поколений может значительно усилить бластомогенный эффект различных канцерогенных веществ в отношении опухоли легких (Л.М. Шабад), желудка [Стронг], печени (Б.И. Фукс, В.И. Гельштейн).