Великий врач - Гиппократ

Греческий врач Гиппократ - отец современной медицины. Биография. Рождение и детство. Взрослые годы и хронология событий. Основные концепции и постулаты Гиппократа. Краткий обзор трудов и исторические параллели. Особые события из жизни Гиппократа.

Реферат из книги профессора ХРАМОВА Ю А “3000 признаков болезней с иллюстрациями “, САМИЗДАТ, Лос Анжелес, 2007, 350 стр, сотни иллюстраций и клипов на CD.

Гиппократ ( Hippocrates )


Содержание реферата

Введение

Биография

Рождение и детство

Взрослые годы и хронология событий

Основные концепции и постулаты Гиппократа

Краткий обзор трудов и исторические параллели

Особые события из жизни Гиппократа.

Выводы и финал

Приложения


Введение.

Греческий врач Гиппократ считается отцом современной медицины. Он изменил постулаты и курс Греческой медицины того времени в которой считалось, что любая болезнь вызывается богами или алкоголем. Его труды упорно доказывали, что болезни связаны со множеством земных причин и являются результатом естественного действия.

В древней Греции [1] было много людей носивших фамилию Гиппократ[2] .

Это часто встречающаяся фамилия как Иванов или Петров в России и многие из носителей этой фамилии выделяли себя в греческой истории различными способами. Но ни один человек с фамилией Гиппократ [3] не получил такой известности, уважения и почестей за свои труды как Гиппократ с острова Кос. Он совершил революцию в медицине и фармации, которая радикально изменила направление цивилизации. Гиппократ изменил практику медицины и фармации, преобразовав ее от мифических, суеверных, волшебных и сверх ествественных основ до правил, основанных на наблюдениях и причинных связях с основами научной объективности и элементами постоянно растущего эволюционного дерева.

В современной медицине начала медицины часто связывают с самозваными учениками-наследниками Гиппократа – Галеном ( Galen), анатомами и физиологами Везалием (AndreasVesalius) и Уильямом Гарвеем (WilliamHarvey) , жившими в 14 - 15-ых столетиях нашего века, а не с Гиппократом. Но, как сформулировал профессор сэр Джеффри Эрнест Ричард ( Кембридж), [7] “.... Гиппократ все еще представляет этический идеал, идеал сострадательного, осторожного и самоотверженного доктора …”[8] .

Гиппократ основал медицинскую школу, названную его именем и отстаивал основной подход к определению диагнозы и схемам лечения болезней, которые все еще имеют значение для современной медицины.

Во всемирной истории его именем названа присяга и раздел медицинской этики, называемой Присягой Гиппократа. Соответственно, получая высшее образование студенты-медики многих медицинских школ продолжают клясться на основе некоторых ( различных!) форм клятвы Гиппократа (HippocraticOath), которая (как считают современники) представляет этические идеалы, ясно сформулированные проф Ллойдом и другими современными корифеями. Некоторые места клятвы кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику

Родился около 460 веке до нашей эры (B.C.E.) на острове Кос , Греция.Умер: примерно в 377 B.C.E.

Уроженец острова Кос в Эгейском море (Ионическое побережье около Halicarnassus – см иллюстрации), полное имя Гиппократа - HippocratesAsclepiades и переводится как потомок Asclepios ( Асклепия). Однако не ясно и сомнительно, действительно ли был род Гиппократа семейством, связанным родством с Асклепием.

Существует несколько легенд, утверждающих, что род Гиппократа восходит в прошлое по линии семейства и героя Геркулеса (Heracleides).

Сын Heracleides и Praxithea из богатой семьи Гиппократов получил хорошее для того времени образование. После девяти лет изучения основ медицины, физической культуры, чтения, письма, музыки, пения и поэзии, Гиппократ пошел в школу более высокого уровня, где он провел два года, и получил очень высокое образование, особенно в области медицины и атлетической биологии. В этот же период, вероятно, он продолжал изучать медицину с помощью своего отца в форме ученичества ( включая договоренность изучать и торговлю через опыт работы отца). После школы у своего отца и другого доктора (Herodicos) и получив практический опыт врачевания, Гиппократ много путешествовал по Греческому полуострову и, возможно, по Египту и Ливии ( предположительно) для изучения медицинских методов и техники лечения больных. ( см карту)

Сведения о его жизни скудны и малодостоверны. Самая ранняя из известных и сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским через пять веков после предполагаемой даты смерти Гиппократа. Невозможно оценить точность сведений Сорана, но многое в его повествовании является вымыслом. Соран датирует рождение Гиппократа около 460 года до н.э. Период его активной деятельности относит ко времени Пелопоннесской войны (431–404 до н.э.). Почти все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил долгую жизнь.

Например, срок жизни и хронология событий, связанных с Гиппократом, подтверждается источниками того времени. В «Протагоре» Платона Гиппократ упомянут как врач, живущий в тот период и обучающий учеников медицинским навыкам за плату. Диалог Платона был написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем датируется примерно в 432 годом до н.э.

Второе упоминание (современником ) о Гиппократе у Платона приводится в «Федре», где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Существует и множество более поздних упоминаний о Гиппократе, правда они относятся уже не к самому Гиппократу, а к обширному списку сочинений, дошедших до нас под его именем.

Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому для сомнений в том, что Гиппократ действительно жил в конце 5 века до н.э. нет оснований.

Основным местом жизни и действий, известным из сочинений Гиппократа в большинства случаев, являются острова Фасос и Абдера. (описанны в двух книгах - «Эпидемии»). В некоторых источниках встречается упоминание, что Гиппократ был вынужден покинуть остров Кос из-за обвинения в поджоге.

Самые ранние свидетельства о состоянии греческой медицины показывают, что, поскольку в древнем Египте и Месопатамии, причинная обусловленность болезней и действия лекарственных средств, прикладываемых к больному, была связана с суевериями и верой в волшебную и сверхъестественную причинную обусловленность, то рациональное понимание природы болезней и ее влияние (эффекты) на организм или действие средств, прикладываемых к телу было невозможно.

Основными письменными свидетельствами деятельности Гиппократа считаются около 70-ти работ собрания сочинений “Корпуса Гиппократа”, которые показывают поразительный контраст с известными письменными источниками по медицине того времени и во многом свободны от всего ” волшебного и сверхъестественного. В этом собрании трудов, впервые в истории медицины, показано полностью рациональная перспектива болезней, чьи причины и признаки теперь объясняются во вполне естественных ( как нам сегодня кажется) терминах.

Важность этого революционного перехода для последующего развития медицины едва ли может быть переоценена. Эта была настоящая эмансипация медицины от философии волшебства и суеверий, была результатом мнения, которое натурфилософы впервые в истории предоставили миру.

Древняя греческая медицина ( до Гиппократа) всегда использовала постулаты сверхъестественного, религиозного характера и “искусство волшебства”. Бог заживления, Асклепиус (Aesculapius в Римской терминологии [25] ), чьи священники и храмы процветали в древней Греции (по крайней мере в эру Гомера), когда к нему в мечтах обращался больной, который входил в храм для “ терапии сном “ и гипнозом, Asclepius через священников давал совет пациенту-мечтателю. Священники обычно предписывали ванны, диеты, упражнения, изменения рода деятельности, места проживания и другие, установившиеся в практике и предписаниях того времени рекомендации. Интересно, что культ “терапевтических мечтаний” , гипноза( Кашпировский, Чумак и др.), лечение у «магов» и «волшебников» сохранялся в различных странах даже в Христианские времена. [26]

Философы и Гиппократ первые в истории человечества предприняли попытки объяснить мир в терминах, видимых его элементов без обращения к сверхъестественному вмешательству. Так они в конечном счете проложили путь к переходу на рациональное объяснение устройства мира и, в том числе, медицины [15]Исторически период жизни Гиппократа пересекался с большим количеством греческих натурфилософов Empedocles (около 495-435 B.C.E.), Socrates (469–399 B.C.E.), Plato (429-347 B.C.E.) andAristotle (384-322 B.C.E.). Таким образом он жил в период золотого века Греции (примерно 500 - 300 B.C.E.). Болезнь, как центральная проблема продолжительности жизни человека, была одной из центральных тем при научных исследованиях в среде мыслителей, философов и врачей того времени.

Историки считают, что Гиппократ обладал особыми способностями (" бесконечный в способностях"), к рациональной аргументации (" благородный в причине "), преподаванию и представлял целостный образ идеальной медицины для человека (" какая часть работы - Человек ")[19] [20] . Он оценивал здоровье и болезнь как проявления свойств человеческого тела. Через столетия позже Margagni предложит очень похожую классификацию состояний человека. Вот цитата на эту тему из одного из трактатов Гиппократа “Место в человеке” которая точно иллюстрирует целостное представление Гиппократа о рациональном. .[18] “По сегодняшним стандартам Гиппократ глубоко ошибался и считался бы не квалифицированным врачом . Основатель современной медицины, обычно, сам исследовал мочу пациентов, собирал их гной и выделения, нюхал и тщательно исследовал их стул и др. Он оценивал интенсивность потливости и исследовал кровь, мокроту, слезы и рвотные массы пациентов. Он был близко знаком с их условиями жизни, семейством и родственниками и он внимательно изучал их выражения лица … Он собирал и оценивал огромную информацию о больном, местности, свойствах местной воды и культуры, все исследуя исчерпывающе и скрупулезно документируя данные”. [32]

Вероятно вдохновленный в соответствии с концепцией Емпедокла о четырех элементах, составляющих естественные тела [33], (кровь, желтая желчь, черная желчь и мокрота) Гиппократ включил эти элементы как основу человеческих, индивидуальных элементов в различных комбинациях, определяющих состояние здоровья, самочувствия и индивидуальности. Он считал, что избыток крови делает облик человека жизнерадостным, полным энергии, оптимистическим и румяным.

Избыток желтой желчи делает человека тошнотворным, раздражительным с плохим самочувствием и раздражительным.

Черная желчь делает человека меланхоличным, глубоко задумчивым и грустным.

Избыток мокроты делает человека флегматичным, бесстрастным с замедленным темпераментном и спокойным.

Историки пока не идентифицировали одного автора, который предложил эти четыре элемента структуры человека, но при этом не исключается возможность, что теория появилась эволюционно с помощью дополнений нескольких авторов. [34]


Кратко о трудах Гиппократа и его последователей

Дошедший до нас “Корпус Гиппократа” (=«Гиппократов сборник») содержит более 70-ти сочинений. “Корпус Гиппократа” видимо содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов. Ряд исследователей предполагают, что «корпус» представляет собой скорее остатки какой то медицинской библиотеки. Некоторые из сочинений этого сборника свидетельствуют о мастерстве клинических наблюдений того времени. Однако есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений в этом сборнике, принадлежащих самому Гиппократу.

Судя по всему, «корпус» был составлен и приписывался Гиппократу уже в 1 в. н.э., когда Эротиан ( врач эпохи правления Нерона), опубликовал словарь терминов Гиппократа. Сохранились и комментарии к важнейшим сочинениям Гиппократа, написанный Галеном во 2 в. н.э. В этих комментариях одни трактаты «корпуса» датируются временем жизни Гиппократа, а другие, по-видимому, относятся к 3–4 вв. до н.э.

Вероятно, к 5 веку до н.э. относится и трактат «О древней медицине», где обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор (возможно, не Гиппократ) отвергает объяснение заболеваний взаимодействием натурфилософских «основных качеств» (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на важное значение диеты и роль определенных «соков» организма. В работе подчеркивается, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.

Трактат «О воздухах, водах и местностях» также относится примерно к 5 в. до н.э.. Следует отметить, что это поистине «золотая книга», занявшая прочное место в истории науки. Её автор, видимо, опытный практик, на примерах, аргументированно и доказательно рассматривает влияние на общее состояние здоровья трех основных факторов окружающей среды.

Болезни или предрасположенность к болезням, по его мнению, во первых могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия – преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды в работе указывается как на одну из главнейших причин ряда заболеваний. Часть сочинения посвящена влиянию климатических условий на формирование национальных типов питания и потребления воды. При этом автор выказывает глубокое знание вопроса у не греческих народов, особенно у кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России.

В сочинении, известном под названием «Эпидемии», даны общие описания течения болезней. Современные исследователи признают только 1-ю и 3-ю книги «подлинными», остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа.

Самое известное из прогностических произведений «корпуса» – Афоризмы. Начало первого афоризма общеизвестно, хотя не все знают его продолжение, как и то, что он взят из «Гиппократова корпуса»: «Жизнь коротка, искусство [= наука] огромно, случай скоропреходящий, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

Другое распространенное и хорошо известное изречение также впервые встречается в «Афоризмах»: «В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые». В этом трактате обобщаются и формулируются итоги чисто медицинского наблюдения типа: «Беспричинная усталость указывает на болезнь»; «Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение»; «Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии – после лихорадки».

Вероятно, «Афоризмы» – это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений различных авторов.

Постулат о «Критических днях» впервые обозначен в “Афоризмах”, а затем многократно повторяется и в других работах “ корпуса Гиппократа”. Особенно ярко в этих работах прослеживались синдром возвратной лихорадки при малярии. По принципу “критических дней”, которые в некоторых случаях прогнозируют и определяют течение болезни, приводятся общие для болезней правила и формулировки. Например так называемое правило “ семи дней “, которое и в настоящее время нашло применение как важный прогностический индекс.

Трактат “О режиме” является одним из самых ранних письменных произведений по медицинским рекомендациям по гигиене и образу жизни. Это самое раннее сочинение по профилактической медицине ( не считая Египетских источников и клинописных посланий ассирийцев), он посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима. Сочинения Гиппократа придают огромное значение соблюдению правильного режима (= греч. «диета»), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного.

Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было уже известно и считалось, что по сосудам движется не только кровь, но и другие субстанции. Функция сердца и различие между артериями и венами были неизвестны, но системные формы эти знания приобрели много позже (только после трудов Везалия). Слово «артерия» применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В то время считалось, что кровеносные сосуды переносят и воздух, жизненная функция которого признавалась и относилась ко всем частям тела. Один из авторов сочинения «О священной болезни» (=эпилепсии) использует идею перемещения воздуха по сосудам для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: «Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение».

Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью млекопитающихся. Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например хлеб, уже содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает.

Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение всегда отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм. В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, «О переломах» и «О суставах», видимо, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел «О суставах», посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая «скамья Гиппократа», вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины. Самый знаменитый древний (хирургический) трактат «О ранах головы» известен точным анатомическим описанием швов черепа человека и поразительной рекомендацией обязательно производить трепанацию черепа во всех случаях контузии или трещин.

Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в «корпусе». Эти проблемы рассматриваются в ряде сочинений, например в трактатах «О женских болезнях», «О болезнях девушек», «О семимесячном плоде» и «О восьмимесячном плоде». Эти трактаты демонстрируют обширные знания; но, как обычно, практика опережала теорию, и описания процессов размножения наивны и ошибочны.

Учение и попытки доказательства того, что семя для размножения собирается из всех частей тела, аналогично учению о росте тканей организма за счет отделения от пищи мельчайших однородных им частиц. Никакая другая теория на тот момент не была в состоянии объяснить возникновение организма. Даже автор великого трактата «О воздухах, водах и местностях» разделяет эти взгляды, доказывая их наследованием некоторых качеств, например серых глаз. Более того, он расширяет приложимость этих постулатов и считает, что они могут наследоваться и ссылается на варварские племена, в которых существовал обычай удлинять череп новорожденным. Автор предполагает, что вследствие этого приобретается наследственная предрасположенность к удлиненной форме головы.

Соотношение медицины и религии, нашедшее отражение в «корпусе Гиппократа», пожалуй, одна из интереснейших и сложных проблем, сохранивших свое значение до наших дней. Люди всегда были склонны связывать болезни, а тем более эпидемии с немилостью богов. В «Илиаде» Гомера эпидемия, которая поражает греческую армию под Троей, приписывается гневу Аполлона. А если бога умилостивить, она прекратится. Авторы «корпуса Гиппократа» иногда критикуют представления о божественном происхождении болезней, полагая, что любое природное явление имеет естественную причину. Особый страх в те времена вызывала эпилепсия, которую называли «священной болезнью». В корпусе есть сочинение с таким названием, оно начинается с полемического выпада против знахарей и врачей-шарлатанов, которые существовали во все времена и окутывают этот недуг религиозной тайной, а претендуют на его излечение с помощью песнопений, заклинаний, заговоров и очистительных церемоний. Автор трактата пишет: «Мне кажется, что это заболевание ничуть не более священно, чем все прочие, но имеет ту же природу, что и другие заболевания, и потому-то и возникает». Критика автора направлена не против религиозных верований как таковых, а против «магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими».

Подобный подход мы видим и у автора раздела «О сновидениях», которым завершается сочинение «О режиме». Автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов в будущем. Он лишь отмечает, что многие сны – результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается – посоветовать видящему сны молиться. «Молитва, допускает автор этой работы, – это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя».

В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Гиппократ много занимался практическим лечением больных и вылечил многих знаменитых и известных в истории пациентов, включая короля Македонии, которого он обследовал и помог вылечиться от тяжелой болезни легких ( возможно от туберкулеза!). Огромна роль Гиппократа и в период, когда он боролся против чумы в Афинах (430-427 B.C.E.) в течение трех лет. Пик его карьеры и известности был, видимо, в период Пелопонесской Войны (431-404 B.C.E.).

В этот же период Гиппократ много занимался проблемами обучения учеников. Он имел практику обучения множества студентов и ввел ряд интересных технологий обучения. Например, символом многих студентов, которых он поощрял за хорошие знания и умения было " Дерево Гиппократа ", которое он показывал студентам, сидящим под деревом и слушавшим его беседы. У него же учились и собственные сыновья - Thessalus и Draco. Преподавательская деятельность Гиппократа совершенствовалась и в период до 400 B.C.E., когда он основал школу медицины на острове Кос.

Ряд произведений из "Корпуса Гиппократа" относятся к периоду правления императора Hadrian'a (правил. 117-138 C.E) и признаны как работы, написанные другими людьми. Современные ученые пока не сформулировали окончательно и не имеют достаточных знаний относительно стиля письма Гиппократа, чтобы доказать единоличное авторство всех работ Гиппократа. Известно также, что "Корпусе Гиппократа" нет полного набора рекомендаций, схем и принципов по обследованию, и лечению больных. Некоторые разделы ( книги) сборника рекомендаций "Корпус Гиппократа" направлены на внимание врачей, некоторые главы посвящены фармацевтам, а некоторые, больше направлены на внимание обывателя. Думаю, полного разделения медицинских специальностей в современном понимании тогда не существовало .

Во времена Гиппократа у врачей и лиц других профессий, включая философов, существовал обычай написания трактатов. Трактат Гиппократа “О древней медицине “ утверждает, что постулаты медицины происходят от априорного (умозрительного) приоритета принципов, что позволяет применить практику некоторых отраслей логики и философии. Но медицина не квалифицирует как философия или как наука о наблюдениях, связанная с определенными болезнями и являющимися результатом определенных естественных причин. Принципы медицины могут рассматриваться только как вызовы, решаемые и выполняемые только детальным и точным наблюдением, ведущим к совокупному знанию, поддерживаемые рациональными рассуждениями. Многие философы и врачи ( а это часто совпадало) публиковали письменные аргументы по медицине в спорах для образованной публики, которые, в свою очередь, обсуждали медицинские проблемы между собой и со своими докторами). Цель этих трактатов и книг состояла в том, чтобы посоветовать обывателю общие суждения и мнения врача относительно возможных принципов самолечения или даже скорой помощи при ряде заболеваний и даже с возможностями избежать вызова доктора.

Например, такие рекомендации приписывают Гиппократу - " Всякий здравомыслящий человек, сознавая, что для людей здоровье дороже всего, должен научиться помогать себе в болезнях собственным суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и предписывают для его тела, и знать все это в той мере, которая подобает частному человеку. Узнает же это тот, кто усвоит в особенности следующие положения и применит их: все болезни происходят у людей от желчи и слизи; желчь и слизь производят болезни, когда в теле получается избыток или сухости, или влажности, или теплоты, или холода. Подобный излишек получают слизь и желчь от пищи и питья, усталости и ран, обоняния, слуха, зрения, половых сношений, от тепла и холода; получают Hie, когда каждое из вышесказанных влияний действовало на тело или ненадлежащим образом, или против привычки, или в очень большой и сильной степени. Так, отсюда рождаются для людей все болезни. Важно, чтобы сверх этого обыкновенный человек знал то, что полагается знать обыкновенному человеку; что же касается предписаний и операций, составляющих область людей искусства, важно также, чтобы простой человек способствовал собственным своим суждением тому, что говорит и делает врач. А откуда простой человек должен почерпать свои познания о каждом из этих предметов, я скажу" .

Гиппократ одобрял использование диеты и физических упражнений как средств лечения, но понимал, что некоторые люди и пациенты, неспособны следовать таким советам и будут нуждаться в лекарствах. Письма Гиппократа учат, что обработка ран и переломов помогает вылечивать некоторые травмы, ранения и болезни, подобно перелому бедра, вправление вывихов и др.

Например, Гиппократ писал – “ Кто бы ни пытался говорить или писать о Медицине, сначала следует установить ведущие факторы и некоторую гипотезу и [включить] в неё аргументы, типа горячий, или холодный, или сырой, или сухой, или безотносительно еще [чего либо] они выбирают как направление. А многие, кто считают, что существует только одна или две первоначальных причины болезней или смерти, они часто ошибаются. " – “ О древней медицине”[17]

“ Для целей классификации, причин и средств болезни, медицина требует причины, но не только рассуждений. Рассмотрение того, что знание появляется от информации, обработанной причиной, мало того, что качество причины, считает, но также и делает качество информации, питаемой как главные индикаторы причины. Причина уступает формально имеющему силу заключению, но если появляется и принимается испорченная информация, это не приведет к надежному заключению. Для окончательного заключения причина требует информации, в конечном счете основанной на опытном пути и нормальном наблюдении. Плохо если оно основано на размышлении, воображении и не подвергнуто сомнению, а содержит только веру в божество, догадки и т.п., при этом не собраны причины в лучшем знании, сомнительны или имеется самые плохие ложные знания”. .[30]

В "Краткой Истории Медицины" E. A. Ackerknecht пишет: " Что бы там ни было Гиппократ лечил (и помогал) больных людей, а не описывал болезни".

Очень мало известно об обстоятельствах и дате смерти Гиппократа. Различные источники дают разные даты смерти от 374 года до нашей эры ( самая ранняя дата), до 350 года до нашей эры.

Более подробно смотри - Cantor, David, ed. Reinventing Hippocrates. Burlington, VT: Ashgate, 2002.; medicine [4]

Jouanna, Jacques. Hippocrates. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1999. [2] [6]

Levine, Edwin Burton. Hippocrates. New York: Twayne Publishers, 1971. [3]

Lloyd, G. E. R. Early Greek Science: Thales to Aristotle. New York: Norton, 1971.

1 Sources for the life of Hippocrates

2 Hippocrates’ life on the island of Cos

3 The emergence of Hippocratic medicine

4 The Hippocratic physician: scientist or craftsman?

5 The Hippocratic physicians and women patients

6 The Hippocratic physicians as novices in preventive medicine

7 Social and economic roles of the Hippocratic physicians

8 Coan vs. Cnidian schools of medicine

9 The Hippocratic treatises

9.1 Emile Littré's translations of the writings of the Hippocratic physicians

9.2 Listing of Hippocratic treatises

9.3 Aphorisms

9.3.1 The first aphorism

10 21st century scholarly interest in and diversity of views of Hippocrates

11 References and notes cited in text

[12] ПРИЛОЖЕНИЕThe Independent - London, July 6th, 1995 ( physician)

Preventive Medicine American Journal of Preventive Medicine The Journal of Primary Prevention American Society of Preventive Medicine

Littré, É. (1839-1861) HIPPOCRATE. Oeuvres completes.

HIPPOCRATE Volume 1

HIPPOCRATE Volume 2

HIPPOCRATE Volume 3

HIPPOCRATE Volume 4

HIPPOCRATE Volume 5

HIPPOCRATE Volume 6

HIPPOCRATE Volume 7

HIPPOCRATE Volume 8

HIPPOCRATE Volume 9

HIPPOCRATE Volume 10 [15]