Смекни!
smekni.com

Фармация в Западной Европе в эпоху Средневековья (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение

Характеристика эпохи Средневековья

Зарождение Европейской медицины и фармации

Центры Средневековой медицины

Влияние алхимии на развитие фармации

Характеристика эпохи Возрождения

Становление аптечного дела в Западной Европе

Оформление фармации в систему научного знания

Этапы развития фармацевтической промышленности

Заключение

аптечное дело медицина фармация


Введение

Целью данной работы является рассмотрение изменения социального статуса аптекарей под влиянием различных научных открытий и исторических событий в Западной Европе в период с 12 по 17 вв.

В процессе написания работы была предпринята попытка дать характеристику исторических эпох, с рассмотрением господствующей философии и мировоззрения каждой из них, с целью более полного объяснения основных направлений развития медицины и фармации, без чего невозможно судить о статусе и роли в обществе представителей этих наук.


Характеристика эпохи Средневековья

Вторая половина 5 века н. э. _ падение Западной Римской империи (476 г.) это историческая грань между изжившим себя рабовладельческим строем и появившимся ему на смену феодализмом. Этот период является наиболее важным в развитии фармации как науки.

Эпоха феодальных отношений охватывает довольно длительный период, 12- 13 веков. Феодальный строй в Западной Европе включает в себя три стадии.

Раннее Средневековье ( с 5 по 10- 11 вв.) следовало непосредственно за падением рабовладельческого строя в Риме и вторжением варваров. Переход от античного мира к Средневековью в Западной Европе был связан с экономическим и культурным упадком. В Раннем Средневековье преобладало Натуральное хозяйство.

В Развитом ( Классическом) Средневековье (с 11 по 15 вв.) с ростом производительных сил города становились центрами ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, крепли товарно-денежные отношения. Торговля развивалась и росла как внутри отдельной страны, так и между странами.

Духовная культура Средневековья находилась под гнетом , утверждавшей божественную неизменяемость существующего классового порядка. В 10-13 вв. доминирующей формой философии Западной Европе становится схоластика. Она исходила из положения, что все возможные звания уже даны либо в писании, либо в трудах отцов христианской церкви. Очень удобной для богословов- схоластов я вилась философия Аристотеля, которая была изменена и поставлена на службу и укрепление а авторитета церкви. Сам Аристотель был канонизирован и назван предтечей Христа в объяснении природы.


Зарождение Европейской медицины и фармации

Медицина и фармация Европы зародилась в монастырях, основателем которых на Западе стал Бенедикт Нурсийский – ученик Василия Кесарийского. При монастырях стали возникать больницы, а , как следствие, медицинские школы. Первые аптекарские сады (огороды) в Европе возникли при монастырях. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Сады имели небольшие размеры и простую геометрическую форму. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили его на четыре части, в центре пересечения высаживался куст роз, сооружался колодец или фонтан либо небольшой водоем для водных растений и поливки. Грядки формировали в виде высоких призм, откосы которых укрепляли дерном, плетнями из лозы или жердями. Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в линейном порядке. Некоторые монастырские сады оформлялись беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Позднее появились сады-лабиринты. Первоначально лабиринт представлял собой узор, вписанный в круг или шестиугольник и сложными путями подводивший к центру. Дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Садам монастырского типа были присущи уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Особым вниманием монахов пользовались растения, способные не только лечить, но и повышать тонус организма, например, дягиль (из него делали тонизирующие напитки). Кроме лекарственных растений, в садах выращивали фруктовые и овощные культуры. В аптекарском огороде имелись также растения, из которых получали краски, использовавшиеся для оформления рукописей. Среди монастырских садов особенно славился сад Сент-Галле (Франция). Начиная с XIV в., монастырские аптекарские сады в Европе превращаются в медицинские. Последние имели не только узкопрактическое значение. Они положили начало работам по первичной интродукции, сбору, описанию и систематизации растений. Лекарственные и ароматические травы выращивались также при феодальных замках. Первые использовались в медицинских целях, с помощью вторых перебивали дурные запахи, преобладавшие в замках вследствие антисанитарных условий. Первым ботаническим садом, созданным на научной основе, считается сад итальянского города Пиза. Его основателем был Лука Гини - профессор медицины местного университета. В 1543 г. он и его ученики собрали в Итальянских Альпах лекарственные растения и впервые высадили их около университета. На протяжении многих столетий растения этого сада использовались для лечения больных и обучения студентов. В XVI-XVII вв. ботанические сады возникли во Франции, Германии, Нидерландах, Англии, Швеции и в других странах. В это время ботанические сады теряют чисто медицинский характер, их задачей становится также сбор местных и иноземных растений (иногда с целью интродукции и акклиматизации), описание и систематизация. Например, Ботанический сад Парижа Жардин де Плант, первоначально создававшийся как сад лекарственных растений, превратился в одну из крупнейших в мире экспозиций мировой флоры, частью которой являются лекарственные растения. Аналогична история Королевского ботанического сада в Эдинбурге - одного из лучших в мире.

В 7 веке возникает монастырская медицинская школа в Париже, в 8 веке- в Монпелье. В основу их преподавания и лечения была положена система Галена.

В период Классического Средневековья ( 12 – 15 вв.) в городах стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которых называли городскими физиками. В связи с частыми развитиями эпидемий издавались ререгламенты против заноса и распространения болезней . Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу...Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. В первую очередь это наиболее впечатляющая эпидемия «горячки» (mal des ardents), которую вызывала спорынья (возможно, также и другие злаки); эта бо лезнь появилась в Европе в конце Х в.Как рассказывает хронист Сигеберт Жамблузский, 1090 г. «был годом эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние».Под 1109 г. многие хронисты отмечают, что «огненная чума», «pestilentia ignearia», «вновь пожирает людскую плоть». В 1235 г., согласно Винценту из Бове, «великий голод царил во Франции, особенно в Аквитании, так что люди, словно животные, ели полевую траву. В Пуату цена сетье зерна поднялась до ста су. И была сильная эпидемия: «священный огонь» пожирал бедняков в таком большом числе, что церковь Сен-Мэксен была полна больными».

Горячечная болезнь лежала в основе появления особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена. Движение отшельничества XI в. ввело, как мы видели, почитание св. Антония. Отшельники Дофине заявили в 1070 г., что они якобы получили из Константинополя мощи святого анахорета. В Дофине тогда свирепствовала «горячка». Возникло убеждение, что мощи св. Антония могут ее излечить, и «священный огонь» был назван «антоновым».Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-ан-Вьеннуа и расплодило свои филиалы вплоть до Венгрии и Святой земли. Антониты (или антонины) принимали в своих аббатствах-госпиталях больных, и их большой госпиталь в Сент-Антуан-ан-Вьеннуа получил название госпиталя «увечных». Их парижский монастырь дал имя знаменитому Сент-Антуанскому предместью.Реформатором (если не основателем) этого ордена был знаменитый проповедник Фульк из Нейи, который начал с того, что метал громы и молнии против ростовщиков, скупающих продовольствие в голодное время, а кончил проповедью крестового похода.Примечательно, что фанатичными участниками Первого крестового похода 1096 г. были бедные крестьяне из районов, наиболее сильно пострадавших в 1094 г. от эпидемии «священного огня» и других бедствий, - Германии, рейнских областей и восточной Франции.

Появление на Западе спорыньи, частый голод и горячка, вызывающие конвульсии и галлюцинации, деятельность антонитов, рвение участников народного крестового похода - здесь целый комплекс, где средневековый мир предстает в тесном переплетении своих физических, экономических и социальных бед с самыми неистовыми и одновременно одухотворенными реакциями. Изучая характер питания и роль чуда в средневековой медицине и духовной жизни, мы каждый раз вновь обнаруживаем эти сплетения невзгод, необузданности и высоких порывов, из которых складывалось своеобразие средневекового христианства в глубине его народных слоев. Ибо средневековый мир, даже оставляя в стороне периоды чрезвычайных бедствий, был обречен в целом на множество болезней, которые объединяли физические несчастья с экономическими трудностями, а также с расстройствами психики и поведения.

Плохое питание и жалкое состояние медицины, которая не находила себе места между рецептами знахарки и теориями ученых педантов, порождали страшные физические страдания и высокую смертность. Средняя продолжительность жизни была низка, даже если попытаться определить ее, не принимая в расчет ужасающую детскую смертность и частые выкидыши у женщин, которые плохо питались и были вынуждены тяжело работать. В современных индустриальных обществах средняя продолжительность жизни составляет около 70—75 лет, тогда как в средние века она никоим образом не должна была превышать 30 лет. Гильом де Сен-Патю, перечисляя свидетелей на процессе канонизации Людовика Святого, называет сорокалетнего мужчину «мужем зрелого возраста», а пятидесятилетнего - «человеком преклонных лет».