Смекни!
smekni.com

Проблемы выбора способа пластики передней брюшной стенки при лечении срединных послеоперационн (стр. 1 из 3)

Тема: Проблемы выбора способа пластики передней брюшной стенки при лечении срединных послеоперационных вентральных грыж.

Резюме (Abstract)

Данная работа посвящена проблемам выбора метода пластики передней брюшной стенки при лечении послеоперационных вентральных грыж (ПОВГ). На современном этапе развития хирургии различают принципиально три различных метода лечения ПОВГ – пластику местными тканями, пластику с применением синтетических протезов, лапароскопическую герниопластику. Хотелось бы по

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем абдоминальной хирургии была и остается проблема послеоперационных грыж передней брюшной стенки. Не смотря на то, что в последнее время наметилась тенденция к внедрению миниинвазивных манипуляций/вмешательств на брюшной полости, хороший большой доступ к органам брюшной полости является залогом успеха лечения наиболее тяжелых патологии и соответственно оперативных вмешательств. Лапароскопия, эндовидеохирургия, вмешательства под УЗИ-контролем и другие подобные операции, не требующие больших разрезов, вряд ли когда-то полностью вытеснят лапаротомный доступ. А пока существует он, существует и проблема ПОВГ. По данным разных авторов 2-15% всех лапаротомий заканчивается формированием послеоперационной грыжи. Особенно остро данная проблема стоит в ургентной хирургии, что несомненно связано с наиболее частыми гнойно-воспалительными процессами в послеоперационной ране и брюшной полости. И это не смотря на существенный прогресс за последние десятилетия в науке, технических возможностях, используемых инструментах и шовном материале, совершенствование навыков хирургов и хирургических приемов.

Возникновение ПОВГ является проблемой не только врача, но и пациента. Данное заболевание ухудшает качество жизни, ведет к обязательной повторной госпитализации для хирургического лечения, может вызывать различные осложнения, вплоть до летальных исходов.

В связи с этим, в своей работе я поставила несколько основных задач. Рассмотреть:

- основные методы диагностики ПОВГ, выделить наиболее информативные, достоверные и часто используемые

- возможные осложнения, возникающие интраоперационно и в раннем послеоперационном периоде, как их возникновение коррелирует с методом оперативного лечения

- используемые в настоящее время методы пластики, их основные достоинства и недостатки, новейшие разработки и перспективы развития

-направление послеоперационной реабилитации и профилактики рецидивирования

При успешном решении этих задач, возможно, удастся достичь главной поставленной цели – систематизировать имеющиеся данные и на основании их анализа сформировать лечебно-диагностический алгоритм, который отвечал бы на вопросы:

- какие обследования необходимо проводить пациентам с ПОВГ?

- какую предоперационную подготовку выбрать в зависимости от сопутствующих заболеваний и размеров грыж?

-какой метод пластики лучше выбрать и от чего это зависит?

-что делать при возникновении осложнений оперативного лечения? Что можно предпринять для профилактики рецидивов?

Основная часть

Казалось бы, при наличии ПОВГ диагностических проблем быть не может. Но именно качественно проведенное предоперационное обследование во многом определяет дальнейшую хирургическую тактику и успешности лечения.

В самом начале лечения ПОВГ хирурги столкнулись со столь серьезной проблемой, как возникновение острой дыхательной и сердечной недостаточности в раннем послеоперационном периоде. Это связано с тем, что при пластике натяжными методами содержимое грыжевого мешка возвращается в брюшную полость, объем её уменьшается, ограничевается экскурсия диафрагмы, соответственно повышается внутрибрюшное и внутригрудное давление, что и ведет к вышеуказанным жизнеугоржающим состояниям. Особенную актуальность эта проблема приобретает в связи с тем, что ПОВГ наиболее часто развиваются у лиц пожилого возраста, имеющих сопутствющие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем, избыточную массу тела или ожирение, сахарный диабет. Многие хирурги в столь сложных случаях вообще отказывались от выполнения радикальной операции, особенно при вправимых грыжах, оставляя лишь одно абсолютное показание к оперативному лечению у данной группы больных – ущемление грыжи. Речь о качестве жизни не велась, пациенты были обречены на пожизненное ношение бандажа и значительный косметический дефект передней брюшной стенки.

Существенный переворот был связан с внедрением в практику сетчатых эндопротезов. Они обусловили появление такого понятия как ненатяжная герниопластика – замещение дефекта в апоневрозе без сопоставления собственных тканей с помощью экспланта. Но даже эта методика не снимает вопрос о моделировании такого объема брюшной полости после выполнения герниопластики, которая была бы оптимально переносима пациентом. В связи с этим встает основной вопрос предоперационной диагностики – определение объема грыжевого выпячивания.

В разных клиниках для этого испльзуются различные методики. Самая легкая и наименее эффективная – образное обозначение объемов грыжевого выпячивания (величина с кулак взрослого человека, ребенка, с ладонь и т.д.). Также существует методика оперделение диаметра грыжи, обозначаемое в сантиметрах. Основные недостатки – субъективизм, неточность измерений, и самое главное – односторонний подход к данной проблеме. Ведь принципиально одна и таже величина грыжевого выпячивания может быть у больных с разным объемом брюшной полости. Поэтому знание абсолютных, тем более неточных, величин не так важно, как знание относительных величин, т.е. отношение объема грыжевого выпячивания к брюшной полости.

Предпринимались также попытки сравнения размеров брюшной полости и грыжевого выпячивания на основании измерения окружности живота и размера грыжи по формуле шарового сегмента. Основные недостатки – измеряя окружность живота по условным наружным анатомическим точкам в размер брюшной полости полностью включается забрюшинное пространство, что в корне не верно. Кроме того, не учитывается объем подкожно жировой клетчатки. Да и определение грыжевого выпчивания по формуле шарового сегмента не корректно, так как зачастую оно имеет неправильную форму. Также к недостаткам можно отнести сложные расчеты по математическим формулам, что затрудняет применение данного метода в практической хирургии.

Одним из самых современных и точных методов является рентгеновская компьютерная герниоабдоменометрия – метод объективного определения объемов брюшной полости и грыжевого выпячивания с помощью компьютерной томографии. Выполняется стандартная серия снимков брюшной полости, с толщиной среза 10 мм при шаге 10 мм. На каждом из них путем спланхологического выделения измеряется радиус брюшной полости и грыжевого выпячивания. Объем же этих образований рассчитывается по формуле цилиндра:

V= p ¥ R2 ¥ H,

где p=3,14, R – радиус (средняя величина радиусов каждого скана), Н – высота брюшной полости или грыжи, определенная известным шагом компьютера, умноженная на количество сканов.

Все данные обрабатываются автоматически, при помощь программы заложенной в сам томограф. Таким образом в результате данного исследования хирург получается абсолютные и самое главное относительные объемы брюшной полости и грыжи. Эти объемы являются одним из главных факторов при выборе метода лечения ПОВГ.

Классификация

До сих пор не существует единой классификации ПОВГ, которой бы придерживались хирурги во всем мире. Это связано с многообразием их вариантов и клинического течения, а также критериев оценки. Наиболее приемлимой и распространенной на сегодняшний день является классификация ПОВГ, принятая в ноябре 1999 года на XXI Межднураодном конгрессе герниологов в Мадриде, организованном Европейским обществом герниологов. Это классификация J.P. Chevrelи A.M.Rath, так называемая SWR-классификация. Принципиально в ней учтены 3 основные параметра, влияющие на хирургическую тактику: локализация грыжи (срединная M, боковая CL, сочетанная CM), ширина грыжевых ворот (W1 – до 5 см, W2 – 5-10 см, W3 – 10-15 см, W4 – более 15 см), частота рецидива( R1,R2,R3,R4). Соответственно от локализации грыжи будет зависеть местоположение и длина разреза, т.к. сочетанные грыжи, как правило, требуют большего оперативного доступа. От ширины грыжевых ворот – непосредственно выбор метода пластики передней брюшной стенки (W1, W2 – возможна аутопластика, W3,W4 – является чаще всего показанием к использованию синтетических протезов). Также аутопластика практически не применяется при рецидивирующих грыжах, т.к. сама возможность возникновения рецидива зависит от морфологического состояния тканей, которыми проводится пластика. Соотствественно, наличие хотя бы одного рецидива после аутопластики в анамнезе говорит о том, что ткани в области грыжевого дефекта не являются достаточно надежными и жизнеспособными, и следовательно проводить ими в дальнейшем пластику едва ли будет эффективно. В России также часто используется классификация К.Д.Тоскина, В.В. Жебровского, предложенная ими в 1983 году. Она основывается на разделении передней брюшной стенки на 9 топогорафо-анатомических областей: права и левая подреберные, правая и левая боковые, правая и левая подвздошно-паховые области, собственно эпигастральная, околопупочная, надлобковая. Они предалагают различать 4 вида ПОВГ – малые, средние, обширные и гигантские. Малые – расположены в какой-либо 1 области, не деформируют ПБС, определяются только пальпаторно. Средние – занимают часть какой-либо области, опеределяются визуально, деформирую ПБС. Обширные – полностью занимают какую-либо область, визуально деформируя её. Гигантские – занимают 2-3 и более областей, резко деформируя ПБС. Помимо вышеперечисленных, при постановке диагноза учитываются и такие общие для всех грыж параметры, как наличие ущемления, возможность вправления, количество камер в грыжевом мешке и другие. Именно поэтому нередко при описании одного и того же варианта течения ПОВГ возникают различные варианты написания диагноза.