Смекни!
smekni.com

Благотворительность в русской медицине (стр. 2 из 2)

Тех, кто не в состоянии уже был работать, помещали в специальные дома для старых и немощных, содержащихся за счет личных средств царя. Погребение в этих домах осуществлялось за его счет. 20000 рублей серебром Борис послал (опять из собственных денег) в Смоленск для помощи бедным, нуждающимся и недужным. Смотрите, сколько добрых дел совершил Борис Годунов. Почему же таким недобрым эхом российская история отозвалась о нем?

Не успело тело царя Бориса остыть, как растерзаны были его жена и сын, заточена дочь, казнены его соратники и помощники. А русская история начинает наполняться легендами о царе Борисе. Даже великий Пушкин приводит убийственную фразу: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты», А ведь предки Годунова не были ни татарами, ни рабами. Природные костромичи, они издавна служили при Московском дворе. По всей видимости, были силы, которые старались вычеркнуть из памяти добрые дела царя Бориса.

В последующее «смутное» время оплотом благотворительности и общественного призрения оставались монастыри. Троице–Сергиева Лавра при польской осаде содержала у себя пятнадцать тысяч стариков, женщин, детей. И после снятия осады монастырь был единственным прибежищем для несчастных людей. Монастырские служители открывали в Москве житницы с хлебом и раздавали кому бесплатно, а кому за символическую плату хлеб.

Новый взгляд на общественное призрение получил свое развитие в царствование Романовых. Указ царя Федора Алексеевича, изданный в 1682 году, менял отношение государственной власти к нищенству как явлению, считавшемуся неприкосновенным, богоугодным. Только больных, калек, неспособных к работе, надлежало кормить и лечить бесплатно. Способные же к труду должны были работать. С этой целью создавались специальные дома трудолюбия. Эти положения указа по–особому реализовывались при Петре I.

В начале XVIII столетия Россия получила новые законы первого своего императора Петра Алексеевича. В историю он входит под именем Великого. А такое имя получает только тот, кто действительно заботился о своем государстве, о своем народе. В этот период продолжают создаваться богадельни и больницы для старых, немощных, нищих. Их содержание Петр возлагает на церковные Приказы – Патриарший, Монастырский. А с 1721 г. эта почетная в государстве обязанность возлагается на Святейший правительственный синод.

Но государь не освобождает от этой заботы и государственный административный аппарат. Так, на попечение главного Магистра было возложено устройство сиротских и вдовьих домов. При этом очень строго обговаривались правила приема в благотворительные заведения. Праздность, ленность были ненавистны Петру. В этом Указе от 1718 г. он повелевал: «Всех гулящих и слоняющихся людей, а особливо которые под видом аки бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать: будеж кто в допросе со словами своими не сходен явиться, оных определять в работу. Равнож нищих, буде кто на работу сработать может, тех ловить и определять в работуж».

Кстати, в правление Петра нищенство и попрошайничество в России запрещается. Строги указы к тем, кто нарушает их: «Нищим по миру мужика и женска полу, и робятам, и старцам милостыни не просить и по мостам не сидеть, а быти им в богадельнях и гошпиталях... А будь где по улицам и по мостам нищие явится, тех ловить и приводить в Монастырский приказ, чиня наказанье». Бродяжничество, попрошайничество людьми здоровыми, способными работать жестоко наказывалось: «Бить нещадно батожьем, бить на площади кнутом, посылать в каторжную работу». В основном всех посылали в суконный двор и к прочим мануфактурам, где своим трудом люди зарабатывали себе на пропитание.

Петр старался сломать сложившийся у русского народа стереотип нищего, убогого, юродивого, «божьего человека»: «Еже кто дает милостину нищему, будет взят штраф с него 5 рублей, а кто пожелает милостину давать – давать ее надлежит в гошпитали и в другие подобные места». Именно такими местами были богадельни, дома младенцев, где содержались люди, не способные по возрасту или по болезни работать. Наказание за бродяжничество, нищенство, леность предусматривалось и в Духовном регламенте. «Многие бездельники при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостины и по миру, что есть Богу противно и всему Отечеству вредно. Повелевает нам Бог от пота лица нашего, от трудов ясти хлеб...».

Одновременно Духовный регламент подписывал всем монастырям открывать странноприимные дома и лазареты, где нашли бы себе приют и пропитание истинно нуждающиеся: «Престарелых во славу Божию потребами покоить».

Петр I уделяет большое государственное внимание сохранению жизни детей. Думается, что здесь сыграли роль и личные мотивы. Из одиннадцати детей Петра от второго брака с Мартой Скавронской (будущей императрицей Екатериной I), 9 умерли в раннем возрасте. Оспа, дизентерия и многие другие инфекционные болезни уносили тысячи детских жизней. Петр издает ряд указов, в одном из них говорилось: « По всем губерниям учинить шпиталеты для увечных, а также прокормление младенцев, которые от незаконных жен рождены будут...». Предубежденность общества к незаконнорожденным часто толкала женщин на преступления, о которых Петр говорит в одном из своих указов: «... Избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, отчего они, младенцы, помирают».

Интересно, что везде строго сохранялась тайна, и узнавать, от кого эти дети, категорически запрещалось. «Пункты» для приема детей открывались при всех госпиталях, при церквях, при монастырях. По указу Петра многие монастыри превращались в своего рода воспитательные дома. Так было с Андреевским и Новодевичьим монастырями в Москве, в которых ежегодно содержалось до 400 беспризорных младенцев.

Из государственной казны (в современном понимании государственного бюджета) выполнялось «младенцам на день по три деньги». Капитал, конечно, не великий, но на содержание ребенка этого было достаточно, т.к. отпускались еще и продукты.

Особое внимание Петр I уделял ушедшим в отставку и оставшихся без средств военным. Указы определяют ряд положений, облегчающих учесть «обер и унтер офицеров и рядовых драгун и солдат, которые за старостью и дряхлостью по свидетельству военной коллегии в службе быть не годны, а пропитания своего иметь не будут». Престарелым войнам назначалось хлебное и денежное жалование из монастырских доходов (а доходы эти были немалые). Военные, оставшиеся без средств в старости, могли жить в монастырях или в специальных казенных домах, где за ними осуществлялся уход.

Вся жизнь Петра была заполнена заботой о величии России, а Россия – это ее народ. До последнего своего часа государь пекся о больных, убогих, престарелых. Один из последних его Указов (1724 г.) был тоже посвящен заботе о «сирых и убогих»: «Чтобы обеднелые, престарелые и дряхлые граждане как и мужская, так и женская пола, которые пропитания не имеют и работать не могут, были пристроены в богадельнях и прилежным присмотром оставлены не были».

Все государственные законы периода царствования Петра I говорят, что общественное признание в России относится к важнейшим государственным функциям. Именно, государство, неоднократно подчеркивал Петр в своих указах, должно заботиться о своих немощных гражданах. И не в виде обильной милостыни, а в виде определенной государственной системной помощи, как это и начинал делать Петр I. В «домах трудолюбия», где помещались прядильные и ткацкие цеха, люди смогли честно работать и зарабатывать себе на пропитание. Создавалась и специальная система здравоохранения для престарелых и немощных. Так, в 1706 году в Колмовском монастыре близ Новгорода была открыта больница для отставных инвалидов. Открыты монастырские больницы во Пскове, Рязани. До сегодняшнего дня памятником милосердия остается основанный в 1706 г. Указом Петра I военный госпиталь имени Н.Н. Бурденко.