Смекни!
smekni.com

Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека (стр. 11 из 12)

Что же касается соотношения международного и внутригосударственного права того или иного государства, то этот вопрос решается иначе. Здесь многое, но не всё зависит от позиции государства[38]. Каждое государство, естественно, само принимает решение о ратификации определённых международных договоров и тем самым ьерёт на себя конкретные международные обязательства, от выполнения которых оно не имеет права отказаться.

В то же время всё большее число принципов и норм международного права принимает характер «jus cogens», т.е. обязательных для всех государств. Такие нормы содержатся, например, в Уставе ООН или во Всеобщей декларации прав человека. Они обязательны для всех, в том числе и государств, не являющихся членами Организации Объединённых Наций. Примат таких норм над законами государства не зависит от его позиции. Более того, современное международное право объявляет массовые нарушения многих прав и свобод человека международными преступлениями. Лица, виновные в таких преступланиях, независимо от норм внутреннего права, несут уголовную ответственность.

Несмотря на различие позиций государств в вопросе о соотношении международного и внутригосударственного права, международное право постепенно становится универсальным, а его принципы и нормы – обязательнымидля всех государств-участников международного сообщества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ рассмотренных вопросов показывает, что сотрудничест­во государств в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека имеет солидную юридическую базу, включаю­щую комплекс соглашений, разработанных как на универсальном, так и на региональном уровнях. В рамках ООН сложился механизм контроля за соблюдением социально-экономических прав, ведущее место в котором принадлежит созданному в 1986 году при экономическом и социальном совете ООН Комитету по экономиче­ским, социальным и культурным правам.

Однако, в рассматриваемой области имеется ряд проблем, к которым, в частности, относится:

Во-первых, невысокая степень участия государств в защите социально-экономических и куль­турных прав человека. Так, например, участниками Пакта об экономиче­ских, социальных и культурных правах являются всего 92 государства, конвенция о защите заработной платы - 88; конвенции о борьбе с дис­криминацией в области образования - 77; конвенции о минимальном возрасте для приема на работу - 37 государств.

Во-вторых, несовершенный механизм контроля за соблюдением социально-экономических и культурных прав и свобод человека. В частности, этот механизм не предусматривает возможности индивиду­альных обращений физических лиц в Комитет по экономическим, соци­альным и культурным правам. В то же время, в области гражданских и политических прав такая возможность предусмотрена в соответствии с факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, сложившееся положение, исходя из идеи о взаимозависимости и неразрывном единстве всего комплекса прав человека, является ано­мальным.

В-третьих, отсутствие специальных международных соглашений, направ­ленных на защиту прав такой наиболее уязвимой группы населения, как душевнобольные, недостаточная регламентация инвалидов.

Успешному решению этих проблем могли бы способствовать сле­дующие меры: активизация деятельности ООН по осуществлению линии на универсализацию международных соглашений в области защиты прав человека; разработка и принятие дополнительного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах, предусматривающего возможность индивидуальных обращений физических лиц в комитет по экономическим, социальным и культурным правам; разработка конвен­ций по вопросам защиты прав душевнобольных и инвалидов.

Изучение вопроса о международном сотрудничестве России в об­ласти защиты прав человека, позволяет сделать вывод о том, что нега­тивное влияние на развитие этого сотрудничества оказала имевшая ме­сто в практике нашего государства конвенция о безусловном примате внутригосударственного права над международным. Принимая на себя международные обязательства в области прав человека, наша страна (бывший СССР) не трансформировала их в целом ряде случаев во внут­реннее законодательство. При ратификации конвенций часто делались заявления о том, что принятие конвенции не потребует внесения во внутреннее законодательство, которое считалось совершенным. Консти­туция СССР разрабатывалась без учета международного права и между­народных обязательств страны. Идеологический, конфронтальный под­ход был определяющим в вопросах отношения к Совету Европы, Евро­пейской комиссии и Европейскому суду по правам человека, а также правозащитным неправительственным организациям. Длительное время в СССР существовал международно-правовой информационный вакуум, ряд универсальных и региональных актов о правах человека не были известны населению, так как не публиковались в СССР. Существовала практика, допускающая применение неопубликованных актов, затраги­вающих права и обязанности граждан. Данная практика не соответствует Итоговому документу Венской встречи, Документу Копенгагенского Со­вещания по человеческому измерению СБСЕ, положениям Парижской Хартии для новой Европы.

В настоящее время ситуация изменилась. Расширяется междуна­родное сотрудничество России в области прав человека как на универ­сальном уровне, так и в рамках общеевропейского процесса. Идет про­цесс приведения внутреннего законодательства в соответствие с взятыми международно-правовыми обязательствами.

Однако, обращает на себя внимание наличие в данной области це­лого ряда проблем, в частности, низкая степень участия России в много­сторонних конвенциях, направленных на защиту социально-экономических и культурных прав человека; слабое развитие правовой базы двусторонних отношений РФ по вопросам условий труда, социаль­ного обеспечения, медицинского обслуживания граждан РФ, постоянно проживающих за границей или выезжающих туда на работу;

В целях совершенствования международного сотруд­ничества РФ в области защиты социально-экономических и культурных прав человека, а также полной имплементации международных норм во внутригосударственные необходимо осуществлять следующие меры:

1. Ускорить присоединение РФ к международным соглашениям в области защиты социально-экономических и культурных прав человека.

2. Заключить двусторонние соглашения по вопросам условий тру­да, социального обеспечения и медицинского обслуживания постоянно проживающих и временно выезжающих на работу за границу граждан РФ.

3. Отразить во внутригосударственном законодательстве основные положения Конвенций о ночном труде женщин в промышленности, Конвенции о трудящихся-мигрантах. Конвенции о содействии занятости и защиты от безработицы и ряда других конвенций по правам и свобо­дам человека.

4. Создать условия для реализации гарантированных международ­ными и национальными нормами прав и свобод в области социльно-экономических и культурных отношений.

Однако осуществление одних этих мер недостаточно. Присоедине­ние к конвенциям и разработка самых совершенных внутригосударст­венных норм еще не решают проблему прав человека по существу. Не­обходимо создать механизм, гарантирующий применение законов и ува­жение к ним со стороны всех членов общества, независимо от занимае­мой должности. Нужно добиться материального обеспечения прав чело­века, отвергнуть подход к ним как "дару государства".

Только при таком подходе к правам и свободам человека можно построить правовое государство, ибо само понятие правового государст­ва означает примат закона, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июля 1945 года // Ме­ждународное право в документах. М.,1982.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Меж­дународное право в документах. М.,1982.

3. Конвенция № 153 о продолжительности рабочего времени и периода отдыха на дорожном транспорте от 27 июня 1979 года // Международная защита прав и свобод человека. М.,1990.

4. Конвенция № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией ра рабочих мес­тах от 20 июня 1977 года // Международная защита прав и свобод чело­века. М.,1990.

5. Конвенция № 127 о максимальной нагрузке, допустимом для перенос­ки одним трудящимся от 28 июня 1967 года // Международная защита прав и свобод человека. М.,1990.

6. Конвенция № 115 о защите трдящихся от ионизирующей радиации от 22 июня I960 года // Международная защита прав и свобод человека. М.,1990.

7. Конвенция № 138 о минимальном возрасте при приеме на работу от 26 июня 1973 года // Международная защита прав и свобод человека. Сбор­ник документов. М., 1990.

8. Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 года // Международная защита прав и свобод человека. М.,1990.

9. Конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах от 1 июля 1949 года // Ме­ждународная защита прав и свобод человека. М.,1990.

10. Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 года // Международная защита прав и свобод человека. М.,1990.

11. Конвенция № 132 об оплачиваемых отпусках от 24 июня 1970 года // Международная защита прав и свобод человека. М.,1990.

12. Конвенция №Ш относительно дискриминации в области труда и заня­тий от 25 июня 1958 года // Международная защита прав и свобод чело­века. М.,1990.

13. Конвенция №98 относительно применения принципов права на орга­низацию и заключение коллективных договоров от1 июля 1949 года // Международная защита прав и свобод человека. М.,1990.

14. Конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организа­цию от 9 июля 1948 года // Международная защита прав и свобод чело­века. М.,1990.